Технология проведения индивидуального подхода в обучении географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Статья о методах и технологиях проведения урока географии в основной школе, учитывая индивидуальные возможности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_provedeneiya_indiv_podhoda.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проведения индивидуального подхода в обучении географии
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.
Перед учителем всегда стоят много задач, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь:
- как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне.
Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.
Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.
Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Дифференцированные задания по курсу география целесообразно использовать при изучении нового материала, при проверке заданий учащихся, при закреплении знаний, при подготовке домашнего задания. Самостоятельная учебная работа в школе и дома – это два взаимосвязанных этапа, которые дополняют друг друга.
В основной и средней школе структурно-логический прием организации учебных занятий видоизменяется по форме и методам проведения учебных занятий, когда каждый урок географии имеет своё дидактическое наполнение.
Организация учебных занятий по формам и методам
Тип учебных занятий | Вид учебных занятий |
Понимание учебного материала (уроки осознания, осмысления, обобщения) | Урок погружения в новую тему |
Школьная лекция | |
Урок-беседа | |
Урок-дискуссия | |
Урок-игра | |
Усвоение учебного материала (уроки текущего, тематического и итогового повторения) | Урок-тренаж |
Лабораторное занятие | |
Семинар | |
Урок самостоятельной работы в группах | |
Применение учебного материала (уроки формирования и совершенствования умений, стандартного применения, творческого применения) | Урок индивидуальной самостоятельной работы |
Урок защиты творческих работ | |
Контроль усвоения знаний, умений и навыков | Урок взаимопроверки |
Тестирование | |
Собеседование | |
Урок-викторина | |
Турнир знатоков | |
Урок самоконтроля | |
Контрольная работа | |
Коррекция знаний, умений и навыков | Урок групповой работы над ошибками |
Урок индивидуальной работы над ошибками |
Основой индивидуального подхода является разработка учебных планов, в основе которого лежит учет индивидуальных особенностей, возможностей учеников.
К трем уровням фрагментов–заданий предъявляются следующие требования:
- Фрагменты-задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Это задания на воспроизводство основного содержания параграфа, темы и их понимания. Содержание такого уровня заданий включает в себя вопросы: кто, что, где, когда? Кроме того, предусматривается описание, пересказ, формулировка понятия, работа с картой и справочником, выполнение практических заданий.
- Фрагменты-задания репродуктивного уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять, и соответствуют оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня заданий являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? Это и задания, содержащие возможность приведения примеров, составления опорного конспекта и т.д.
- Фрагменты-задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствуют оценке «отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать, почему, действительно ли…, перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме.
Для устранения перегрузки имеются критерии к объёму выполняемых заданий. Чем выше уровень оценки, тем меньше количество заданий должны выполнить учащиеся. Это связано:
- с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;
- со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов - заданий;
- с ориентацией нормативного уровня фрагментов-заданий на формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;
- с созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности у учащихся.
Например, выбрав для выполнения задания высокого уровня, по причине их малого количества, ученик реально сталкивается с трудностями: для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и репродуктивного уровней. В последующем он либо выбирает оптимальный для него уровень задания, либо остается на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала, тем самым, создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс должен делиться на два блока – лекционный и практический.
На уроках-лекциях ведется объяснение нового материала учителем.
На практических занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и проверочные работы, получают индивидуальные консультации.
На изучение темы по географии отводится не более двух уроков. Учитывая данную специфику предмета, почти каждый урок разбивается на блоки.
В начале урока проводится первичную активизацию знаний и проводит мини-лекцию по объяснению нового материала в течение 7-10 минут.
Во второй части урока учитель проводит практическое занятие, где учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические работы и индивидуальные задания, получают индивидуальные консультации, как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету.
В третьей части урока учитель проводит проверочные работы.
В начале изучения раздела ученику выдаются учебные планы. Учителем проводится инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению. После лекционного блока ученики приступают к реализации своего индивидуально-ориентированного учебного плана.
В учебном плане фрагменты-задания составлены с учетом уровня знаний, умений и навыков, учащихся по предмету. Для составления таких фрагментов-заданий учителем, прежде всего, используются вопросы и задания, помещенные к параграфу или теме в учебном пособии. При этом задания не обязательно переписываются в план, а указываются номера заданий и страницы в учебном пособии, где они помещены или выдаются карточки-задания, составленные учителем.
Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов - заданий ученик может осуществлять как на практическом занятии, так и в свободное от уроков время. Это, прежде всего, связано с тем, что индивидуально-ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.
Для устранения перегрузки учитель учитывает критерии к объему выполненных заданий. Если ученик занижает свои возможности, то путем разъяснительной работы учителя, ученик выбирает соответствующий ему уровень. В то же время не ограничиваются желания учащихся первым (базовым) уровнем усвоения.
После выполнения задания ученик сдает учителю изученный и выполненный письменный материал, который оценивается учителем. Учителем выслушивается ответ учащегося, как на все вопросы, так и на отдельные вопросы, а так же поручается процедура контроля исполнения консультантам из числа учащихся. Таким образом, создаются ситуации взаимного обучения, стимулирования более успешной учебной деятельности слабых учащихся и повышения уровня их самооценки. Ученик одновременно может сдавать не более двух тем или параграфов.
Если при ответе ученик не подтвердил оценку выбранного им уровня заданий, то между учеником и учителем заключается договоренность о повторной сдаче учебного материала с возможным изменением уровня заданий; или о выставлении оценки, соответствующей фактическому знанию учебного материала, но не выше заявленной. Но во всех случаях при ответах учащихся не используется оценка «неудовлетворительно», т.к. ученик имеет право на ошибку и возможность её исправления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - дифференцированный подход в обучении географии через использование ИКТ
Соединение географического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу лич...
Индивидуальный подход в обучении на уроках технологии
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд: как обеспечить успешнос...
Основы развивающего обучения в школе. Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.
(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)...
Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"
Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"...
Статья о применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии.
Статья о применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии через использование ИКТ....
Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода....
Осуществление индивидуального подхода к обучению и развитию детей с признаками одаренности на старшей ступени обучения
Преимущество создания индивидуальной траектории образования состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика....