Статья о применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии.
статья по географии по теме
Статья о применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии через использование ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal_rost_golosova_l.a.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии через использование ИКТ.
Л.А. Голосова, учитель географии ГОАОУ »Центр образования, реабилитации и оздоровления»Центра дистанционного образования г. Липецк e-mail: mrs.golosova@yandex.ru
«Нет учеников плохих и хороших, они – разные». Именно с этой мыслью на протяжении уже многих лет подхожу к своей педагогической деятельности. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь…»
«Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем».
Я считаю, что в этих условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это продиктовано самой жизнью. Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, выявили зависимость между способом усвоения материала и возможностью воспроизведения приобретенных знаний через какое-то время. Если материал воспринимался на слух, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании зрительного и слухового способов подачи материала запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение повышалось до 75 %.
Руководствуясь в своей работе этими данными, я уверенно могу сказать, что поставленные цели реализуются: применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
ИКТ даёт нам большие возможности для разнообразия уроков, позволяет вносить в урок элемент наглядности.
В условиях широкого развития СМИ, доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.
Целью моей деятельности является повышение качества обучения через использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии через использование ИКТ. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Образовательные: - способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету; - обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;
Развивающие: - развивать познавательную активность - содействовать творческому развитию каждого ученика;
Воспитательные: - способствовать воспитанию социально – активной личности.
Методы и приемы организации работы. Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, реже репродуктивный. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Соединение географического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу личностно – ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно, является частью индивидуализации учебного процесса.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности
- Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач
- ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.
Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.
В нашу жизнь все больше и больше внедряются новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке.
Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока.
Быть педагогом в современном мире с каждым годом все трудней и интересней. Сложней и стремительней становится жизнь. Стремительно развиваются науки. А учитель остается образцом во всем – в общении, культуре, манере держаться, в своей увлеченности, целеустремленности.
Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Изучая специальную литературу, я пришла к выводу, что сегодня мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа средств.
Именно медиа средства помогут научить каждого ученика за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации, организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Особенно это важно при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, обучающихся на дому. Круг интересов, общения этих ребят очень ограничен из - за состояния здоровья.
Очень важно научить таких детей самостоятельно добывать знания, расширить их кругозор, круг общения, воспитать из них людей, которые не оказались бы на обочине дороги, и смело вступили во взрослую жизнь в ногу со своими здоровыми сверстниками.
Главным помощником в решении этой непростой задачи являются современные информационные технологии, в том числе и компьютерные.
ИКТ может использоваться на всех этапах урока: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
Для детей с ДЦП ИКТ способствуют развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия; развитию внимания, левополушарной и правополушарной симметрии. Программа Power Point – это развитие творческих способностей на уроке. Электронные презентации дают возможность подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания — это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Владение программой Power Point позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.
Динамичность смены слайдов, озвучивание действий, возможность самостоятельно контролировать свои ответы – дает положительные эмоции, повышает мотивацию в обучении.
- визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
- демонстрационный материал ( опорные схемы, таблицы, понятия);
- тренажёр;
- контроль за умениями, навыками обучающихся.
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- изучить большее количество материала;
- показать ученикам красоту природы нашей Земли;
- повысить познавательный интерес;
- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- достичь эффекта быстрой обратной связи.
Эффективность урока в случае использования печатных материалов, показанных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, поместить иллюстрации, которые будут необходимы на уроке . Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания.
Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то за упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно.
На уроке можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а можно организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией. Вторая распространенная форма работы с использованием современных информационных технологий тесно связана с музыкой. Не секрет, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной.
При этом презентация может служить как основной формой проведения урока , так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над темой курса географии. В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. Использовать презентации можно как на уроках-викторинах, так и в ходе проведения географических гостиных. Презентация может содержать иллюстративный материал, вопросы викторины и ответы на них. Поскольку для географической гостиной важна определенная атмосфера на уроке, то презентация, используемая учителем, может содержать музыкальные композиции и видеофрагменты. Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.
Использование ИКТ на уроках географии способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному.Считаю, что информационно-коммуникационные технологии на уроках географии уместно применять при изучении всех тем и разделов
Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных технологиях и методических системах можно бесконечно долго, но всё решается на месте (в конкретной школе, классе, семье, с конкретным учителем и учеником).
Потому закончить мне хотелось бы такой притчей. «Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - отвечает священник. - Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей».
Высокая миссия учителя географии, на мой взгляд, вполне сравнима с миссией этого священника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальный идифференцированный подход в обучении умственно отсталыхшкольников....
Индивидуально - дифференцированный подход в обучении географии через использование ИКТ
Соединение географического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу лич...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида
Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...