Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль»
методическая разработка
Методическая разработка
«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации
и развития творческих способностей воспитанников в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
Методическая разработка
«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников
в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль»
Автор: педагог дополнительного образования
Самуленков Анатолий Евгеньевич
творческое объединение
«Вокально-инструментальный ансамбль»
г.Ярцево
2019 год
Тема методической разработки: «Использование личностно ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль».
Данная тема являлась на протяжении двух лет темой моего самообразования и послужила материалом для разработки данного материала. Методическая разработка предназначена в помощь педагогам дополнительного образования.
Место хранения: методический кабинет.
Цель методической разработки: показать, как индивидуальный подход к обучающимся в творческом объединении является необходимым фактором развития индивидуальности ребенка.
Введение
Актуальность темы.
Современный этап педагогической практики - это переход к деятельностно - развивающей, личностно ориентированной технологии обучения, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения учебной информации, развитие познавательных возможностей и творческого потенциала учащихся.
Технологии личностно ориентированного развивающего обучения на основе эффективности управления и организации учебного процесса можно использовать в условиях коллективной деятельности не только в системе занятий с отстающими, но и в развитии творческих способностей одарённых учащихся; дают возможность проявить самостоятельность в организации своей деятельности; создают условия для творческого подхода к изучению любой темы, позволяют вовлечь каждого воспитанника в творческую работу на занятии, развивают нестандартное, активное мышление.
В своей педагогической деятельности я столкнулся с проблемами:
- на занятии учащиеся выполняют задания в разном темпе;
- одинаковые задания для одних учащихся бывают лёгкими, а для других трудными;
- есть учащиеся, которым нравятся задания повышенной сложности, есть ученики, которые любят творческие задания;
- есть учащиеся, которым исследовать и творить на должном уровне трудно, но у каждого есть свои пробелы в стандартных минимальных знаниях, умениях.
Поиск решения данных проблем привел к необходимости выдвинуть гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: индивидуальный подход является необходимым фактором развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс обучения, предоставить воспитаннику возможность работать на том уровне, который для него является оптимальным.
Технологии личностно ориентированного обучения я использую в своей практике разных уровней обучения – стартовый (начальный), базовый, продвинутый. Хороших результатов на этих уровнях можно достигнуть, используя нетрадиционные формы, методы и приемы, отдавая предпочтение развивающим, дифференцированным и индивидуализированным способам обучения. Личность представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития. Занятия в творческом объединении позволяют развить познавательную активность и самостоятельность, найти свой индивидуальный способ общения друг с другом, освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивающих трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Индивидуальный подход на занятиях творческого объединения способствуют развитию творческой, самостоятельной, активной личности ребёнка.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий индивидуализации обучения являются следующие:
- технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
- адаптивная система обучения А.С.Границкой;
- обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.
Продуктивность использования донной технологии состоит в том, что учащиеся не только успешно овладевают системой знаний, но и развивают познавательную активность и самостоятельность; у учащихся появляется устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету.
Система работы педагога дополнительного образования
Личностно ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
1) педагог взаимодействует с одним учащимся;
2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (литература, инструмент, компьютер, алгоритм действий и т.п.).
3) развитие индивидуальности каждого ребенка
Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет учащемуся работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.
Индивидуальный подход - это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Акцент целей.
- Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
- Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
- Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
- Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося не только в образовательном учреждении, но и дома. На занятиях творческого объединения 60 – 80% времени педагог может уделить для индивидуальной работы с учащимися. Развитие способностей эффективно, если давать воспитаннику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс обучения, предоставлять учащемуся возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен. Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности. Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей воспитанников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, предметные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).
Особенности содержания и методики.
- Индивидуальные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради, планирование к индивидуальной самостоятельной работе, индивидуальные задания по специальной литературе, составление учениками своих проектов, участие в исследовательской деятельности.
- Особое построение занятия: часть первая - обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа педагога с отдельными учащимися.
- Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.
- Индивидуальное планирование деятельности отдельных учащихся, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого воспитанника творческого объединения, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям учащегося их творческому развитию.
Особенности технологий личностно ориентированного обучения.
- Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость учащихся (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
- Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках обучающихся.
- Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание учебной и внеурочной работы).
- Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
- Формирование адекватной самооценки учащихся.
- Использование технических средств обучения.
В своей работе использую технологии адаптивной системы образования, способной каждому учащемуся помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Занятия построены с применением развивающих технологий обучения. Основным компонентом обучения является индивидуальный подход.
В своей работе я применяю так же методы оптимизации учебного процесса, методы проблемного обучения, уровневой дифференциации, проектная методика.
Проводятся нетрадиционные занятия: интегрированные, сюжетные занятия, конкурсы, фестивали, показательные выступления, тестирование (анкетирование), защита проекта, урок-исследование.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы к занятиям.
Индивидуальный подход можно осуществлять на всех этапах занятия
Занятие начинается с постановки учебной задачи с помощью создания проблемной ситуации:
1) постановки проблемного вопроса;
2) исследовательского задания.
Учащиеся начинают осознавать недостаток знаний, когда обнаруживается, что для решения новых учебных задач им необходимо приобрести новые умения. Индивидуальная исследовательская деятельность переходит в коллективный учебный диалог, где каждый может высказать свою точку зрения, т.е. является активным деятелем на занятии, а не пассивным слушателем. После проведения исследования, возможно, что новое правило уже будет сформулировано самими учащимися, или намечен план действий изучения нового материала.
Например, при изучении основ вокального искусства изучение нового материала начинается с вопроса:
- Педагог: С чего начинается изучение певческих навыков?
- С гигиены и охраны голоса.
- Тогда, давайте, познакомимся, со словом артикуляция и частью голосового аппарата, формирующей звуки речи, а так же органами, входящие в его состав артикуляционного аппарата.
- Учащиеся: Можно обойтись и без этих знаний.
- Педагог: Попробуем, решить данные противоречия: « Нужно ли это или нет».
- Учащиеся предлагают гипотезы, основываясь на знании аналогичных явлений:
- Может быть, исключение? Голос от природы.
- Но за ним все равно, необходимо, ухаживать и оберегать.
- Педагог: Необходимо знать положение корпуса рук, ног, головы, шеи при пении. Основы певческого дыхания.
- Учащиеся: Мы поняли, какую роль играет артикуляционный аппарат в вокализации.
Далее отрабатываются дыхательные упражнения, пропиваются упражнения для голоса, распевки,
На этапе закрепления знаний и отработки навыков используется дифференцированная самостоятельная работа с включением индивидуальных заданий:
- индивидуальные задания на печатной основе (технологические карты), индивидуальным карточкам;
- индивидуальные творческие задания.
Выбор задания определяется самим учеником.
Для детей с быстрым темпом работы предлагаются различные дополнительные задания. Например, основное задание: выучить слова песни, пробовать ее исполнять. Дополнительные (индивидуальные задания):
- исполнение в разных тональностях;
- исполнение под аккомпанемент;
- исполнение песни, с собственным сопровождением на музыкальном инструменте.
И другие дополнительные задания, учитывающие индивидуальные знания и способности учащегося. Подобные задания помогают формированию более прочных навыков, систематическому повторению пройденного. Упражнения с комплексными заданиями формируют системные знания.
В работе с сильными воспитанниками ведущее место занимают различные творческие задания: проекты, исследовательские работы, сольные выступления.
На занятиях обобщения и систематизации знаний используются индивидуальные задания повышенной сложности.
Контроль знаний проводятся в виде тестовых проверочных работ, творческих заданий, отчетных выступлений, результативность участия обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.
Возможно эти методические рекомендации кому-то пригодятся в эго дальнейшей работе....
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных технологий по...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современном образовании наряду с традиционными средствами обучения, которые нам всем хорошо известны, учителя все больше используют современные технологии. Использование информационных техноло...
Развитие творческих способностей воспитанников.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. В этот период закладывается психологическая основа для развития воображения, творческого мышления, любознательность, формируются ум...
Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»
Методическая разработка«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»...