Рельеф.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Особенности рельефа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Главные особенности рельефа России.

Цели:

1.        Образовательная – объяснить образование и размещение форм рельефа. Изучить основные тектонические структуры.

2.        Развивающая – развивать географическое мышление, умения и навыки работы с физической, тектонической и др. картами.

3.        Воспитательная – формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

        На доске физическая и тектоническая карты России, картины гор и равнин, атласы, учебники на столах.

Ход урока.

1 Организационный момент.

-Проверим готовность рабочего места к уроку.

-Здравствуйте, садитесь.

Тема сегодняшнего урока «Главные особенности рельефа России».

Задачи урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Продолжим работу с географическими и контурными картами.

Откройте дневник и запишите Д/з: параграф 5 работа в контурных картах.

А сейчас традиционное задание повторим границы России. Страны, граничащие с Россией и моря омывающие Россию. (К доске …

Откройте тетради и запишите тему урока. «Главные особенности рельефа России».

2. Актуализация знаний.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.

Я сегодня приготовила фотографии с изображением разновидностей рельефа

Изучение новой темы начнем с повторения терминов, которые мы изучали в 7 классе в курсе географии материков и океанов.

1.        Рельеф – «каркас природы». Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)

2.        В чем причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)

3.        На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)

4.        Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)

5.        Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)

6.        Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)

7.        Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).

3.        Изучение нового материала.

Работа с картой.

1.        Найдите на физической карте основные черты рельефа России.

2.        Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы? (Равнины занимают более половины площади России).

3.        Где в России расположены равнины? (На западе и севере.)

4.        А где расположены горы? (На юге и востоке.)

5.        Какая самая высокая точка России? (Гора Эльбрус.)

6.        Самая низкая отметка России? (28 м – уровень Каспийского моря.)

7.        В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек. (Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север.)

8.        Найдите крупные равнины:   -Русская (Восточно – Европейская)

-Западно-Сибирская

-Среднесибирское плоскогорье

-Северо-сибирская низменность

-Среднерусская возвышенность

-Валдайская возвышенность

9.        Найдите и покажите на физической карте горы:

-Кавказ                                                  -Становое нагорье

-Урал                                                  -Алданское нагорье

-Верхоянский хребет                          -Сихоте – Алинь

-Хребет Черского                                  -Буренский хребет

-Саяны                                                  -хребет Джугджур

-Алтай                                                  -Колымское

-Кузнецкий Алатау                                  -Чукотское

-хребты Прибайкалья                          -Корякское нагорья

-Забайкалья                                          -горы – вулканы Камчатки

-Становый хребет                                        

Учитель. (рассказ)

        Насчитывается около трех основных особенностей рельефа. Давайте выделим их сейчас. Во-первых, мы видим, что большая западная и центральные части страны заняты равнинами. Равнины имеют разную высоту.

        - Определите, какая из крупных равнин России является самой низкой; холмистой – с чередованием низких территорий с крупными и небольшими возвышенностями; самой возвышенной? (Самая низкая – Западно Сибирская; холмистая – Восточно Европейская (Русская); самая возвышенная – Среднесибирское плоскогорье.)

Во-вторых, на востоке и частично на юге России преобладают горы. Большая часть территории страны представляет собой амфитеатр, наклоненный к северу.

        -Перечислите с помощью физической карты названия гор, протягивающихся на юге и востоке России.

        -Приведите примеры, докажите, что «амфитеатр» действительно наклонен к северу. (Во-первых, по цвету – который на карте определяет высоту над уровнем моря. Во – вторых, по течению рек.)

        Третья особенность – горы, простирающиеся вдоль южной окраины России, выше гор, расположенных на востоке.

        Докажите это с помощью атласов. (Это заметно и по более темной раскраске южных гор, и по высшим точкам горных систем. На Кавказе отдельные вершины превышают 5000 м. Здесь находиться высшая точка России – гора Эльбрус (5642 м). На Алтае – гора Белуха (4506 м), в Саянах высшая точка – 3491 м, в Забайкалье на Становом нагорье – 3073 м. Горы восточной окраины России ниже. Только гора Победа (3003 м) в хребте Черского и некоторые вулканы Камчатки более 3000 м. Большая часть горных сооружений значительно ниже.)

Запись в тетрадь:

Основные особенности рельефа России:

1)        Преобладание равнин в западной и центральной частях страны и горных сооружений на востоке и частично на юге.

2)        Приподнятость территории, расположенной к востоку от Енисея, по сравнению с западными районами.

3)        Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.

        Итак, мы с вами выяснили особенности рельефа России. На следующих уроках постараемся выяснить причины, которые обусловили это.

3.Закрепление изученного материала.

Вопросы на закрепление (работаем с физической картой)

1.        Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские.)

2.        Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

3.        Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

4.        Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточном Уралом». (Сихотэ-Алинь.)

5.        Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

6.        Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

7.        Горы расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

8.        Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

9.        Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

10.        Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?

1.        г. Победа (Хребет Черского)

2.        г. Ледяная (Корякское нагорье)

3.        г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)

4.        г. Народная (Урал)

5.        г. Белуха (Алтай)

6.        г. Базардюзю (Кавказ)

7.        г. Мунку-Сардых (Саяны)

8.        г. Эльбрус (Кавказ)

9.        г. Казбек (Кавказ)

10.        г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)

Давайте вспомним, что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?

(Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами.

Выста холмов не более 200м.

Высота гор от 500м.)

А теперь задание на оценку.

Задание.

1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:

Основные формы рельефа

        Их название

Низменности        

Равнины        

Плоскогорья        

Горы

Задание.

1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:

Основные формы рельефа

        Их название

Низменности        

Равнины

Плоскогорья

Горы        

А теперь подведем итоги

Что нового вы узнали на уроке

Чему научились

Домашнее задание:

Задание по контурным картам:

На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.

Ответить на вопросы и выполнить задание в учебнике на стр 38.

Урок № 7

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представление об особенностях строения земной коры на территории России; формировать умение работать с тектонической, геологической, физической картами, таблицами.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, учебник, физическая, геологическая, тектоническая карты России, геохронологическая таблица.

ТИП УРОКА: изучения нового материала

ХОД УРОКА.

1. Организационный этап.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

Контурные карты сдаем в конце урока.

Работа с физической картой.

- Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские.)

- Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

- Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточном Уралом». (Сихотэ-Алинь.)

- Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

- Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

- Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

- Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

- Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

- Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

3. Изучение нового материала

3.1. Вступительное слово учителя:

Территория России формировалась постепенно, в различные геологические эпохи. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. На уроке вы познакомитесь с особенностями строения земной коры на территории России. Узнаете, что такое тектонические структуры и как они связаны с различными формами рельефа.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Геологическое строение территории России. Основные тектонические структуры»

3.2. Новый материал

Как вы помните, земная кора бывает двух типов: океаническая и континентальная (материковая).

Слои земной коры  отличаются друг от друга строением, составом, мощностью, происхождением. Формирование земной коры зависит от внутренних сил Земли, которые изучает наука тектоника (тектоник -  от греч. «относящийся к строительству»).

Для понимания закономерности расположения гор и равнин, то есть форм рельефа,  на территории России, необходимо знать не только геологическую историю, но и понять, как эти формы рельефа размещаются по отношению к крупным образованием земной коры - литосферным плитам.

Откройте атласы и найдите Карту строения земной коры.

Большая часть территории нашей страны располагается в пределах Евроазиатской литосферной плиты - одной из самой крупных литосферных плит нашей планеты.

В пределах Евроазиатской литосферной плиты в её центральной части находятся  Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины.  Ближе к восточной окраине этой плиты располагается  Среднесибирское плоскогорье

На юго-западе России с Евроазиатской литосферной плитой контактирует Африкано-Аравийская литосферная плита,  вернее её часть - Анаталийская плита. В рельефе это выражено горами Кавказа

На востоке и юго-востоке Евроазиатская литосферная плита граничит с Североамериканской, Амурской и Охотоморской литосферными плитами. Эти три литосферные плиты отделяют Евроазиатскую литосферную плиту от Тихоокеанской, с которой они взаимодействуют.

Эта часть территории попадает в планетарную зону сжатия  и соответствует восточной горной окраине нашей страны. По простиранию горных хребтов, таких как Джугджур, Сунтар-Хаята, Срединный хребет Камчатки, а также по простиранию острова Сахалин можно увидеть границы литосферных плит, например, Охотоморской.

Современной положение литосферных плит, их границы, очертание, размеры изменялись на протяжении многих лет, на протяжении всей геологической истории. В это время участки земной коры тоже изменялись, например: океаническая земная кора расширялась за счет поднятия мантийного вещества в районах среди океанических хребтов,  в мелководных морях происходило накопление осадков.

И  если такие участки попадали в зону сдвижения литосферных плит, то они поднимались, сминались в складки и вместо мелководных морей образовывались горы, например Кавказ.

Поднимаясь, горы постепенно разрушаются из-за воздействия на них биологических процессов, как внешних, так и внутренних. С течением времени, скорость поднятия гор, может замедляться, а скорость разрушения, наоборот увеличиваться. В результате образуется относительно невысокая территория (участок разрушенной внешними силами горной страны), сложенная горными породами, которые уже не могут смяться в складки.

Дальнейшее развитие данного участка земной коры идет по одному из путей. Первый путь:  в  земной коре образуются разломы и трещины, по которым блоки начинают двигаться вверх или вниз на фоне общего поднятия территории.  В результате образуются складчатые и глыбовые горы. К таким горам относятся горы Урала.

Во втором случае интенсивных блоковых движений не наблюдается, территория затапливается морем,  накапливаются толщи осадочных пород и на месте моря образуется плоская выровненная территория, например  Западно-Сибирская равнина

Основные тектонические структуры.

По интенсивности и характеру тектонических движений выделяют относительно устойчивые и относительно подвижные участки земной коры. Первые  называются платформами, другие – складчатыми поясами (или областями складчатости).

Складчатые пояса – относительно подвижные участки земной коры. Горные породы залегают в виде более или менее хорошо сохранившихся складок,  осложненных разломами и внедрениями магматических пород.

В пределах складчатых поясов более ярко проявляется внутренняя активность земли. Амплитуда вертикальных движений может достигать десяти или более километров скорости поднятия и опусканий от нескольких миллиметров до нескольких  сантиметров в год. Процесс сопровождается образованием складок и разломов земной коры, вулканизмом и землетрясениями. В рельефе складчатые области соответствуют горам.

Платформа имеет свое строение: основание – это складчатый фундамент, состоящий из древних магматических и метаморфических горных пород, и верхний ярус – чехол осадочных горных пород, залегающих горизонтально. На платформе выделяются – щиты и плиты.

Щиты – это участки выхода на поверхность древних кристаллических пород фундамента платформы (осадочный чехол практически отсутствует). Плита – участок платформы с двухъярусным строением. Как правило,  в рельефе платформы соответствуют равнинам.

В целом развитие земной коры шло по следующей схеме: подвижные участки земной коры становились малоподвижными, то есть на месте складчатых поясов образовывались платформенные области.  

Расширение платформенных областей и  складчатых поясов шло отдельными толчками. История формирования земной коры разбивается на ряд отрезков,  которые называются эпохами складчатости. Каждая из таких эпох длилась около 150 млн лет. Первые три – древние складчатости, мезозойская – средняя, кайнозойская (альпийская) – молодая.

https://yandex.ru/video/preview?text=особенности%20рельефа%20россии%208%20класс&path=wizard&parent-reqid=1601879141173809-516563537483233265400266-production-app-host-vla-web-yp-271&wiz_type=vital&filmId=9805165703877239289 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"

Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты  двух занятитй, образцы работ учащихся и  методические рекомендации по ...

Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"

Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока:  изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока:  закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...

Планетарные формы рельефа. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

 Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом....

Рельеф Кемеровской области к уроку Окружающий мир 4 класс ( Раздел "Рельеф родного края")

Материал приготовлен к уроку "Окружающий мир" 4 кл. по теме: Рельеф родного края (Кемеровская область) В материале рассказывается о Кузнецкой котловине, Горной Шории, Кузнецкий Алатау....

Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Класс: 7Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторожд...