«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии»
учебно-методический материал (11 класс)
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии» выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazipova_doklad.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии»
Восточная мудрость гласит:
Слайд -1. «Если ты планируешь на 1 год – выращивай зерно,
если на несколько лет – сажай деревья,
если на столетия – воспитай ученика».
Слайд -2. Тема моего выступления «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии», я ставлю перед собой задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. География — уникальная наука, способствующая формированию мировоззрения и мироощущения человека. Для меня это предмет удивительный, естественный и общественный, охватывающий практически все аспекты жизни на Земле. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Нельзя преподавать географию, заботясь лишь о прохождении учебного материала, потому что тогда наука из живой превратится в абстрактную. Это значит, что географические названия, понятия, звучащие на уроках, останутся мертвыми понятиями и не превратятся в образы, из которых формируется мировоззрение.
Я обращаю внимание ребят во время урока на интеграцию географии в других школьных предметах: литературе, истории, физике, математике, химии, мировой художественной культуре, подчеркиваю постоянную связь географии с жизнью. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализовать свои личностные запросы, социально адаптированной личности, способной решать проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек — творец, интеллектуальная личность, человек одарённый. Сегодня объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему — светить», которое представлено виде педагогического кредо: «Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым» (из мудрых мыслей индейских вождей) Учитель должен находиться в тандеме с учеником, только так возможен результат. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль на уроках отводится творческому развитию личности.
Слайд.5-6. Также особое внимание уделяю различным методам, технологиям средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
Слайд.7-8-9-10.Информационные технологии-Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения.Наглядность средств обучения решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и педагогических вопросов.Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учащихся: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Слайд-11. Технология проблемного обучения- Обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации.
Слайд-12. Метод проектов-проектная деятельность мотивирует учащихся, создает благоприятные условия для раскрытия и проявления их творческих способностей: развивает их воображение, фантазию, мышление; правильная организация проектно-исследовательской деятельности способствует не только развитию учащихся, но и совершенствованию педагогического мастерства.
Слайд-13. Интерактивная технология- Процесс обучения основан на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой.
Слайд- 14-15-16-17.Игровая технология-Активизирует процесс обучения, развивает творческие способности обучающихся: умения мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения
Слайд 18-19.Здоровье сберегающие технологии-обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
23- От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
24- В итоге хочется отметить: круг возможных приемов и методов, используемых на уроке, велик и дает возможность выбора, но систематическое обращение к дополнительной литературе и другим источникам географических знаний на уроке, пробуждает у учащихся потребность узнавать больше, читать, творить, а результаты такого рода работы всегда ощущаются учителем.
Спасибо за внимание.
1.Современные информационные и коммуникационные технологии
обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме: тест, графика, аудио, видео, анимация и т.д; контролировать временные параметры практического занятия для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.
- Работа с картой
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.
- третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы .
Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых
Формы рельефа
(Осадочные полезные ископаемые (нефть, газ, слюда, графит) размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические (руды, золото)- в складчатых поясах или в горах).
3. Творческие работы. Из творческих заданий использую такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации и т.д.
4. Дидактические игры
“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
5. Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
В данной статье я рассказываю о том, какие современные образовательные технологии, методы и приёмы использую для активизации познавательной деятельности учащихсяна уроках географии...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Рабртая по проблеме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии" я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением чтобы трудный материал стал более поня...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке географии в коррекционной школе 8 вида.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углу...
Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения
Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии развивающего обучения» является актуальным и перспект...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей....
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...