«Школа выживания» Программа выездного семинара для учителей ОБЖ, географии
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Главной целью данной программы
- является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:
- обновить знания основных факторов стресса и опасностей, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.
- повторить способы ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде
- актуализировать методы воспитания у учащихся инициативы, готовности к принятию самостоятельных решений;
- отработать на практике необходимые знания для повышения возможностей выживания в условиях вынужденного автономного пребывания в природной среде;
- воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_shkola_vizhivaniya.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа выживания»
Программа выездного семинара
«Школа выживания»
Современный человек, хорошо адаптированный к урбанизированной среде, часто оказывается совершенно беспомощным в случае необходимости выжить в природных условиях. При автономном выживании в природе человеку понадобятся не только хладнокровие и железная воля, но и определенные знания и умения для преодоления возникающих трудностей и чрезвычайных обстоятельств. Основным принципам и методикам выживания обучают на уроках ОБЖ учителя образовательных учреждений.
Цели выездного семинара «Школа выживания»
Главной целью данной программы является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:
- обновить знания основных факторов стресса и опасностей, возникающими в условиях выживания в природе и способами их преодоления.
- повторить способы ориентирования на местности, основным приемам выживания в природной среде;
- актуализировать методы воспитания у учащихся инициативы, готовности к принятию самостоятельных решений;
- отработать на практике необходимые знания для повышения возможностей выживания в условиях вынужденного автономного пребывания в природной среде;
- воспитание экологического мировоззрения и бережного отношения молодежи к окружающей природной среде.
Компетенции, формируемые в процессе семинара - практикума
Решение проблемных заданий и возможных ситуаций, связанных с вынужденным автономным существованием в природной среде.
Подача сигнала бедствия, учитывая обстоятельств местности, условий, возможностей.
Определение сторон света, примерного времени по косвенным признакам.
Крепления каната к твердой, гибкой опоре, произведение нижней обвязки (беседочную страховочную систему).
Наведение переправы, преодоление по кочкам препятствия, натяжение и страховка.
Подготовка средств транспортировки пострадавшего в вертикальном и горизонтальном направлении (из подручных материалов).
Сооружение временного убежища/укрытия из подручного материала (установление палатки, палаточного укрытия из плащевой ткани).
Разведение костра одной спичкой, сооружение очага, обогрев пострадавшего с соблюдением правил противопожарной безопасности.
Определение источников пищи, воды. Способы обеззараживания и очистки воды.
Определение по симптомам (внешним признакам) возможных ухудшений психического состояния, самочувствия, заболевания, травмы. Возможные способы помощи. Определение ядовитых растений, опасных животных. прочих опасностей.
Тематический план.
Разделы | |
Блок №1 «Первые действия» | |
1.Причины и особенности вынужденного автономного существования. | |
2.Подача сигналов бедствия. | |
3.Ориентирование на местности, определение времени. | |
Блок №2 «Движение» | |
1.Движение в группе, одиночное. | |
2.Работа с канатом: узлы, увязка, способы крепления. | |
3.Преодоление препятствий, переправа, транспортировка пострадавших | |
Блок №3 «Временный лагерь» | |
1.Временное жилье, укрытие. | |
2.Костер, очаг, обогрев | |
3.Питание, добывание пищи, воды | |
4.Гигиена, медицина, профилактика отравлений. | |
Блок №4 Закрепление знаний «Квест» | |
10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи. | 1 |
Содержание программы.
Теоретическая часть
Раздел 1. Проблемы вынужденного автономного существования.
Экстремальные условия и экстремальные ситуации в природе. Факторы, определяющие успех выживания (антропометрические, природно-средовые, материально-технические, экологические). Основные факторы стресса: чувство страха, одиночество, потеря ориентировки, переутомление, голод, жажда, жара, боль и т. д., способы их преодоления. Проблемы адаптации к условиям среды. Основы автономного существования в различных климатогеографических условиях.
Раздел 2. Подача сигналов бедствия.
Специальные (рация, сигнальный фонарь, сигнальные ракеты, дымовая шашка) и подручные средства сигнализации (костры, зеркальце, демаскировка местности). Подача сигналов во время передвижения. Способы сигнализации в дневное и ночное время. Международные коды сигналов на земле и сигнальные жесты.
Раздел 3. Ориентирование на местности.
Ориентирование по компасу. Пользование компасом и самодельный компас. Способы ориентирования по местным признакам. Ориентирование по солнцу (по положению в течение дня и высоте стояния, наблюдением за тенью, по часам и солнцу). Ориентирование в ночное время (по Полярной звезде, по движению звезд, по Луне).
Определение времени без часов (по солнцу, по луне, поведению птиц и растений).
Раздел 4. Определение направления и движение по азимуту.
Азимут, определение, отсчет и назначение.
Простейшие приемы измерения и оценки расстояний на местности (по карте, по скорости пешехода, глазомерная съемка).
Раздел 5. Организация убежища и укрытия.
Выбор места и типа укрытия в зависимости от особенностей местности, наличие подручных «стройматериалов». Основные требования к временному укрытию. Особенности организации убежища на равнине и в гористой местности, в лесу, в степи, в зимних условиях.
Раздел 6. Костер. Основные принципы обращения с огнем.
Выбор места для костра и устройство кострища. Исходные материалы для трута, растопка, основное топливо и его заготовка.
Типы костров и их организация (шалаш, колодец, пирамида, звезда, нодья, таежный, ночной). Виды костров и очагов (костер для обогрева, для сушки одежды, приготовления пищи, сигнальный), их особенности. Способы разведения костра без спичек, в сырую погоду, в снегу, поддержание огня и его переноска.
Безопасность у костра. Меры по предотвращению пожаров в природных условиях.
Раздел 7. Питьевой режим и добывание воды.
Водоснабжение в условиях автономии, поиск источников воды. Очистка от примесей и обеззараживание воды (изготовление простейших фильтров и опреснителей, кипячение , обеззараживание медикаментами, специальными химическими средствами и народными способами). Сбор и использование осадков. Питьевой режим на маршруте и стоянках.
Раздел 8. Питание и добывание пищи.
Правила преодоления вынужденного голодания в условиях автономии.
Съедобные ягоды, грибы, орехи. Проверка на съедобность. Лекарственные растения и их использование в природных условиях.
Добывание животной пищи (изготовление оружия, ловушек, силков и снастей, различные способы охоты и рыбной ловли). Нетрадиционная пища.
Особенности приготовления пищи в условиях автономии (при наличии и отсутствии посуды для варки). Основные правила безопасности при употреблении растительной и животной пищи. Хранение приготовленной пищи и пищевых запасов.
Раздел 10. Наиболее типичные опасности для здоровья в походе, их профилактика и оказание первой медицинской помощи.
Профилактика теплового и солнечного удара. Режим пребывания на солнце и загар. Мозоли, их профилактика и лечение в походных условиях. Укусы насекомых и клещей, змей, ожоги растениями и первая медицинская помощь при них. Виды кровотечений, способы остановки. Экстренная реанимационная помощь при остановке дыхания и сердцебиения. Способы искусственной вентиляции легких, непрямой массаж сердца. Признаки клинической смерти.
Ушибы, вывихи, растяжения, переломы и первая медицинская помощь при них. Удар молнии и меры безопасности в грозу.
Практическая часть
- Решение проблемных заданий и возможных ситуаций, связанных с вынужденным автономным существованием в природной среде. (работа с карточками)
- Подача сигнала бедствия, учитывая обстоятельств местности, условий, возможностей (выбираются в случайном порядке по карточкам)
- Определение сторон света, примерного времени по косвенным признакам.
- Крепления каната к твердой, гибкой опоре, произведение нижней обвязки (беседочную страховочную систему).
- Наведение переправы, преодоление по кочкам препятствия, натяжение и страховка.
- Подготовка средств транспортировки пострадавшего в вертикальном и горизонтальном направлении (из подручных материалов).
- Сооружение временного убежища/укрытия из подручного материала (установление палатки, палаточного укрытия из плащевой ткани)
- Разведение костра одной спичкой, сооружение очага, обогрев пострадавшего с соблюдением правил противопожарной безопасности
- Определение источников пищи, воды. Способы обеззараживания и очистки воды.
- Определение по симптомам (внешним признакам) возможных ухудшений психологического состояния, самочувствия, заболевания, травмы. Возможные способы помощи.
- Определить ядовитых растений, опасных животных, прочих опасности в условиях автономного пребывания в дикой природе
Вид итогового контроля – проведение итоговой игры - квеста.
Во время прохождения этапов игры - квеста на станциях участники отвечают на теоретические вопросы по курсу семинара «Школа выживания» и выполняют практические задания.
Перечень этапов эстафеты и карточки с заданиями прилагаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар для учителей естественно-научного цикла участников и победителей Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Мастер – класс учителя географии ГБОУ СОШ № 2006 по теме: «Апробирование учебно-исследовательских работ в формате взаимо
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнею перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план ...
Семинар для учителей географии "Социально- экономические аспекты функционирования Краснодарского края"
В статье "Социально-экономические аспекты функционирования Краснодарского края" показан опыт работы над этой темой, материал которой накапливается годами....
Ученическое самоуправление (выездной семинар)
laquo;Секреты Гудвина» 08.02.18 Выездной семинар школьного актива Учащиеся школы 1985 приняли участие в обучающем выездном семинаре школьного актива, который проводился в образовательном центре...
Участие в проведении выездного мероприятия "Клуб учителей по английскому языку" в городском методическом центре
Была предоставлена возможность поделиться с коллегами методическим материалом "Обучение вовлечением" для дополнительного обучения английскому языку учеников 5-6 классов. Были показаны ...
Выездной семинар - практикум для учителей ОБЖ, географии "Школа выживания"
Главной целью программы данного семинара является актуализация у педагогов теоретических знаний условий выживания в природной среде:- обновить зна...
Программа Республиканского выездного семинара в Еравнинском районе
тема семинара "Актуальные направления внедрения обновленного ФГОС в образовательные организации Респубики Бурятия"...
- Применение электронных и дистанционных образовательных ресурсов на разных этапах уроков по географии. Материалы семинара молодых учителей сетевых школ г. Улан-Удэ, Республики Бурятия и Монголии
Распространение опыта. Участие в метолд.семинарах 2021...