Мотивация познавательной деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии

Каждый учитель желает, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

                                                                                                                                                                           Знания – дети удивления и любопытства.

                                                               Луи де Бройль

  Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.

  Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

 Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации  школьников. Создать мотив – значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников.

Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к определенной деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат.

В своей работе я использую разнообразные приемы, которые  способствуют повышению уровня учебной мотивации  школьников.

Приём «Удивляй»

  Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности  учащихся и привлечение интереса к теме урока. Концентрирует внимание, позволяет удерживать его до конца урока, формирует умение анализировать, умение выделять и формулировать противоречие. Хорошо известно, что ничто не привлекает так  внимание, как нечто удивительное. Удивить – это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Перед началом объяснения нового материала учитель приводит учащимся некий удивительный факт, который  захватывает детское воображение. Учитель  отмечает, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. Учащиеся заинтересованы решением данного явления и более внимательно  слушают объяснение нового материала. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить данное явление.

Например урок географии в 6 классе по теме «Ветер» начинается с рассказа: «Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории  Нижегородской области (Горьковской) области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».

География 6 класс, тема «Гидросфера». «Однажды  в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств. Каких? О них мы сегодня узнаем на уроке»

 Калифорния - это юго-западный штат США. Здесь расположены такие крупные города как Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего. Численность населения Калифорнии более 30 млн. человек. В каждой калифорнийской квартире и коттедже есть красная сумка, содержимое которой не только знает, но и готов применить каждый взрослый и каждый ребенок. Что находится в этой сумке? К чему всегда готовы в Калифорнии и почему? - так начинаем изучать литосферные плиты по теме «Строение земной коры» (7 класс)

Удивление географическим фактом на  уроке приводит к  желанию узнать больше о данной информации и дальнейшей мотивации к самостоятельному поиску интересных фактов. Например: длина экватора больше сорока тысяч километров, чтобы обойти пешком весь его, потребуется около восьми лет.

 «Узнай меня»

Этот прием представляет собой особую форму географической загадки. На доске вывешивается большой плакат, который закрыт несколькими листочками и детям не виден. На каждом листочке написан вопрос. Если играющий отвечает на него, он получает право снять листок и увидеть часть изображения. После этого ход передается следующей команде, и теперь она может выбрать вопрос, на который будет отвечать. Цель игры – определить, что изображено на плакате. Если это животное, характерное растение или достопримечательность, их надо назвать. Если это участок местности, надо определить материк, страну или природную зону. Смысл применения этого приема состоит в том, чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для учащихся.

«Творческое задание»

Этот прием подразумевает замену обычного домашнего задания творческой работой. В географии домашнее задание, как правило, сводится к изучению какого-либо параграфа учебника или блока номенклатуры. Однако можно придумать множество других заданий, с помощью которых учащиеся запомнят и теоретический материал, и географические названия. Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об изучаемой местности, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и т. д. Такое задание делает выполнение домашнего задания более интересным.

«Географические крестики-нолики»

 «Крестики – нолики» – игровой прием, основанный на интеллектуальном соревновании учащихся. Играть можно индивидуально или командами. Игра идет по правилам обыкновенных «крестиков – ноликов», но чтобы поставить крестик или нолик в выбранную клеточку нужно ответить на вопрос учителя или команды-соперника. В принципе, этот прием учитель может использовать при обычном устном опросе, такой опрос по качеству ничем не уступает обыкновенному, но проходит гораздо интереснее.

Прием «Да-нет»

Учитель загадывает какого-либо путешественника или объект, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет». Задача ученика состоит в том, чтобы найти ответ, задав как можно меньше вопросов. Если использовать этот прием на уроке для проверки знаний, то вводится следующий принцип выставления оценки: угадавший с 4 вопросов получает «5», с 5 - 6 вопросов – «4», с 10 вопросов – «3». Здесь задача ученика сводится к нахождению наиболее короткой цепочки вопросов для локализации загаданного объекта, то есть проверяется его способность обобщать и конкретизировать.

 «Вспомни силуэт»

Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Полуостров?

 

Остров?

«Что это?»

Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

  1. Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия)
  2. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)
  3. Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).

 Прием «Синквейн» (пятистишье) – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

1.Россия  

2.Большая, богатая

3.Цветёт, живёт, дружит

4. Россия – наша любимая страна

5.Родина

Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

   Этот прием выражается словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, индивидуальность, оригинальность решения проблемы, аргументация. Задание выполняется в классе после обсуждения проблемы. Регламент не более 5 минут Пример: учащиеся получают задания: описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д. ; или написать эссе по теме “Один день без географии”.

Приём «Парадокс» Опыты - фокусы, опыты - парадоксы

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример, эпиграф, цитату или загадку, задачи – ошибки (задания – ошибки) задания - в рисунках, демонстрирует опыт. Например, опыт с бумагой и стаканом воды, демонстрирующий атмосферное давление воздуха (при опрокидывании стакана, лист бумаги не падает).

Прием «Географический диктант» или «Согласен – не согласен»

Учитель зачитывает предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.

Утверждения по теме «Северная Америка»:

  1. Северная Америка располагается в северном и южном полушарии.
  2. На западе материк Северная Америка омывает Тихий океан.
  3. Северная Америка самый жаркий материк.
  4. На западе материка расположены горы Анды.
  5. Самая большая река Северной Америки – Амазонка.

 Прием «Фишбоун» - в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.   Данный прием использовала на уроках географии в 9классе  по следующим темам: «Машиностроительный комплекс», «Металлургический комплекс», «Поволжье. Население и хозяйство».

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данной, темы. Этому  способствуют следующие приёмы:

Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор». Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Прием «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Прием «Кумир»   На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»  На доске записана тема урока.  - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни

 Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии

В данной статье я рассказываю о том, какие современные образовательные технологии, методы и приёмы  использую для активизации познавательной деятельности  учащихсяна уроках географии...

Познавательная деятельность учащихся на уроках географии.

Данная работа представляет собой практико-ориентированный проект, написанный к зачёту по курсу "Методическое обеспечение современного урока географии"....

Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

Тема «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения».

Выступление по теме  «Повышение уровня мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, через применение индивидуально – дифференцированных форм обучения»....

Способы и приёмы мотивации познавательной деятельности учащихся на уроке

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их,  показать необходимость или пользу изучения материала. Цель:...