Урок географии по теме "Леса России". 8-й класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Грасмик Ирина Ивановна

                   Тип урока:  урок изучения нового материала. Учебно-методический комплект:  Линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа». Оборудование:  физическая карта России,   атлас,  компьютер,  мультимедийный проектор,  раздаточный материал,  презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл list_otsenki_uchenika.docx26.53 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_moemu_uroku_4.pdf2.71 МБ
Файл urok_lesa_rossii.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИСТ ОЦЕНКИ УЧЕНИКА___________________________

                                                                                            (Ф.И.ученика(цы) )                                             

Настроение в начале урока

Настроение в  конце урока

№ п/п

Содержание задания

Количество баллов

Оценка за урок

 max

за ответ

1

«Верные и неверные утверждения» или

Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.

6

 

 

 

 

 

 

2

Составление характеристики зоны лесов

7

 

3

Игра «Кто быстрее?».

10

 

4

Географический диктант

6

 

Итог

29

 

Итоговые  баллы:

От 27 до 29 баллов – «5»
От 21 до 26 баллов – «4»
От 15 до 20 баллов – «3»

Задание №2. Составление характеристики зоны лесов по плану:

1. Породы деревьев, преобладающие в этой зоне

2. Где расположены (ГП)

3. Хозяйственная деятельность человека

Ответ оформите в таблицу:

Хвойные

Лиственные

Темнохвойные

Светлохвойные

Смешанные и широколиственные

Дальневосточные

Породы деревьев, преобладающие в этой зоне

Где расположены (ГП)

Хозяйственная деятельность человека


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии по теме "Леса России". 8-й класс

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Учебно-методический комплект:  Линия В.П.Дронова, издательство «Дрофа».

Оборудование:  физическая карта России,   атлас,  компьютер,  мультимедийный проектор,  раздаточный материал,  презентация.

Цель: Изучить леса России. Выявить причины различия лесных зон и возможности их использования.

 Задачи:

  1. Обучающие:
  • Изучить особенности лесной зоны России.
  • Сравнить зону смешанных и широколиственных лесов.
  • Познакомить с особенностями зоны тайги.
  1. Развивающие:
  •   Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.
  •   Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования географических терминов, систематического пополнения их запаса.
  1. Воспитательные:
  • Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.  
  • Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).

Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: Microsoft  PowerPoint

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Доброе утро, ребята и наши гости! Я рада встречи с вами. Поздороваемся  с нашими гостями. Пожалуйста, садитесь! Начинаем наш урок. На листе оценивания отметьте свое настроение.

Здороваются. Садятся. Отмечают свое настроение на листе оценивания смайликом.

Личностные:

Позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  1. Проверка домашнего задания

Сегодня вы будете работать индивидуально, в группах, и от качества и количества выполненной  работы  будет зависеть оценка, которую вы получите в конце урока.
Подпишите листы самооценки, которые вы будете заполнять в течение урока.

  • Какие природные зоны мы с вами изучили на предыдущих уроках?

Проверим  уровень усвоения пройденного материала

Проверка домашнего задания «Верные и неверные утверждения»

  1. Арктическая пустыня:

а) значительная площадь покрыта ледниками;   +

    б) Огромные площади занимают оленьи пастбища; -

    в) на скалах – птичьи базары. +

2. Тундра:

    а) Тундрово-глеевые почвы; +

     б) увлажнение недостаточное; -

     в) сильные ветры. +

3. Найдите лишнее в цепочке. Степи: чернозем, ковыль, суслик, морошка.

4. Пустыни: полынь, сосна, саксаул, скорпион.

Взаимопроверка  по ключу   (5 мин)

Параллельно проводится  Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам(У каждого ученика две карточки разного цвета, задания различаются по объему и по уровню сложности материала)

Уровень 1.

1. Сколько природных зон можно встретить на территории Арктики и Субарктики?

Уровень 2.

1. В чём главная специфика животного мира арктических пустынь? C чем она связана? 
2. Что привлекает многочисленных птиц   в суровые условия Арктики?
 

Фронтальная беседа по вопросам проверки домашнего задания, вызвавшим затруднения. (Разбор ошибок, задает наводящие вопросы.)

Подписывают листы самооценивания.

Отвечают на вопрос.

Учащиеся слушаю учителя и осмысливаю предстоящую работу.

Записывают варианты верных утверждений

Взаимопроверка  по ключу (отметка по количеству набранных баллов), учитель.

Оценивает учитель по критериям:

1 уровень – «3 балла»,
2 уровень – «4 -5 баллов», 
Внесение результата в лист оценки ученика.

Личностные:

создание  условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Коммуникативные (Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами).

3. Изучение нового материала

3.1. Введение в тему урока

Учитель зачитывает стихотворение «Лес».

И не сразу и не вдруг,
мы узнали,  лес - наш друг.
Нет без леса  кислорода,
сникнет сразу вся природа,
без него дышать не сможем
и никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
и тогда прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
высохнут они навеки,
заболеют все зверушки
вплоть до маленькой норушки.
Нет без леса  нам лекарств,
на столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
горько мне писать всё это.
А, поэтому, друзья,
призываю всех, Вас, я -
каждый кустик берегите,
без нужды костры не жгите,
цените каждую травинку
и на листике дождинку.
Сбережём лес  от огня
для тебя и для меня.
Красота живая – лес!
Пусть растет он до небес!     Наталья Филимоненко

 Учитель просит  детей задуматься над содержанием информации и   сформулировать тему урока.  Ученики выдвигают свои предложения, учитель их корректирует.

Как вы думаете, какую природную зону нам предстоит изучить сегодня?

  1. Сегодня мы познакомимся  с ПЗ, которая занимает более ½ территории России. (Звуки леса)
  2. Каким цветом на карте она обозначена?
  3. Как вы думаете, о чем на уроке пойдет речь?
  4. Какой информацией вы владеете о лесах России? (учитель записывает на доске). «Корзина идей»

6. Какие породы деревьев встречаются в тайге?

7. Можем ли мы дать подробное описание лесной зоны, опираясь на имеющиеся у вас на данный момент знания?

8. Какова же цель нашего урока?

1. Изучить особенности лесной зоны.

2. Познакомиться с понятиями: «темнохвойный лес», «светлохвойный лес», «смешанный и широколиственный», «уссурийская тайга»

3.2. Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

3.3. Осмысление

3.4. Учитель создает проблемную ситуацию: Почему лиственница самое распространенное дерево России, растет даже в лесотундре.

3.5.  Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника и тематическими картами, заполнение опорного конспекта

Составление кластера «Леса России».  Один  представитель группы на доске записывает, другой – читает с места.

 

                                                                                               

                         

Решение проблемы: «Почему лиственница самое распространенное дерево России, растет даже в лесотундре» 
Посмотрим, как вы научились думать и размышлять. Принимаются все гипотезы.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Выдвигают свои предположения.

Смотрят на слайд и отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся слушают учителя и осмысливают цель урока.

Учащиеся встают с места и выполняют физ.упражнения

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Записывают схему себе в тетрадь.

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные:

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные:

обладают учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Познавательные: выполнение учебно - практической задачи, работа по алгоритму.

4. Закрепление учебного материала

4.1. Географическая игра «Кто быстрее?». Работа в группах по заданию в конверте. Каждая группа получает задание собрать природную зону (одна группа – тундру, вторая группа – тайгу, третья группа – широколиственный лес). В конверте находятся пазлы с изображением деревьев, животных.

4.2. Географический диктант. Укажите цифры верных предложений:

1. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают тёмнохвойные породы 
2. Главнейшее богатство тайги – древесина
3. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы
4. В зоне средней Сибири преобладают светлохвойные породы 
5. Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря 
6. Уссурийская тайга распространена на Русской равнине

Самоконтроль по ключу за правильный ответ 1 балл (внесение количества баллов в лист оценки). 

                                                              Ответы на слайде.

Учащиеся внимательно слушают учителя и осмысливают сказанную информацию, собирают пазл.

Учащиеся слушают учителя, записывают названия природных зон.

  • Воспитательная: воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, умение работать в коллективе, повышать интерес к учебным
  • предметам биологии и географии.
  • Образовательная: углубить знания учащихся по географии, биологии.
  • Развивающая: через занимательные задания развивать географическое, и биологическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.

5. Рефлексия

Беседа:
– Вернемся к нашей
«Корзине идей». Все ли наши предположения нашли свое обоснование? Или что-то оказалось лишним?

– Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

1. Изучить особенности лесной зоны.

2. Познакомиться с понятиями: «темнохвойный лес», «светлохвойный лес», «смешанный и широколиственный», «уссурийская тайга»

- Достигли мы их? Отметьте это в своих листах оценивания

5. 1. Работа с листом оценки ученикаПодведем итоги, подсчитав количество баллов, заработанных на уроке, и выставим отметки.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, коррекцию.

Личностные: выражение

положительного  отношения

к процессу познания

6. Домашнее задание

§ 30 читать, отвечать на вопросы на стр 157,

Учащимся набравшим более 20 баллов Творческое задание: составить кроссворд «Значение леса»

На контурную карту России нанести границы природных зон (Базовый уровень).

Дополнительный материал: Притча о кустах и деревьях 

В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её  у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок.

Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно.  У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко,  а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть?  

Записывают д/з в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии Тема: Климат России

Проверка знаний по теме Климат в России. Урок с использованием ИКТ...

урок географии "Черная металлургия России"

урок геогрфии с использоанием ИКТ...

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Урок географии по теме "Россия на карте часовых поясов". 7-й класс

Формы проведения урока:·         повторение терминологии;·         практическая работа по определению разницы в поясном ...

Презентация к обобщающем уроку географии Природные зоны России для учащихся с ОВЗ

Презентация педставляет собой пример заданий для интерактивной доски для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Также можно использовать и на компьютере....

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Урок географии «Численность населения России»

Рассматриваются основные демографические термины и понятия; причины , влияющие на численность населения страны; меры, предпринимаемые государством для решения демографических проблем...