Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс)
Применение модульной технологии обучения при изучении темы «Реки России» на уроках географии в 8 классе.
При изучении этой темы целесообразно применять модульное изучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_grasmik_i.i.doc | 67 КБ |
modulnyy_urok_po_geografii_rossii_8_klass_po_teme_-reki_rossii-.doc | 49.5 КБ |
reki_rossii.pdf | 806.49 КБ |
spravochnyy_material_reki_rossii.doc | 37.5 КБ |
test.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Применение модульной технологии обучения при изучении темы «Реки России» на уроках географии в 8 классе.
Авторы:
Грасмик Ирина Ивановна учитель географии ГБОУ СОШ с.Узюково
Тольятти 2017
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
При изучении этой темы целесообразно применять модульное изучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Преимущества модульного обучения
- Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины;
- Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя;
- Обучение становится личностно-ориентированным;
- Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.
В процессе работы над учебным материалом ученик познакомится с крупнейшими речными системами России; научится определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; сможет объяснять особенности питания и режима рек; научится аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; научится соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью; продолжит формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; продолжит воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.
КОМАНДА ПРОЕКТА
№ | Участник проекта | Мотивация участника | Обязанности |
Учитель географии | Высокая | Осуществить подготовку обучающихся по теме «Реки России», подготовить его к контрольному тестированию | |
Учащийся 8 класса | Слабая | Усвоить материал, пройти тестирование. |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА:
обучающиеся затрудняются самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи.
КОМПЛЕКСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
В процессе работы над учебным материалом ученик должен знать крупнейшие речные системы России;
определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа;
объяснить особенности питания и режима рек;
аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью;
продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.
ЗАДАЧИ
Предоставить для обучающегося: учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению материала, справочный материал. | Научить определять скорость течения, характер долины, скорость и вид эрозионной работы реки. | Выполнить практическую работу: решение задачи. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 1
МЕРОПРИЯТИЯ | РЕСУРСЫ |
Учитель: Составляет тест, готовит презентацию. Определяет исходный уровень знаний о реках и умение разъяснять смысл изученных понятий с помощью тестирования. | Тест |
Обучающийся: Выполняет тест. Проверяет его, оценивает свою работу. Анализирует свои ошибки. | Тест Презентация |
Учитель: Разрабатывает и раздает карточки с вопросами по новой теме. | Учебник |
Обучающийся: Составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, умение показывать реки на карте. Познакомиться с новыми терминами и понятиями | Текст учебника, географический атлас для 8-го класса, справочный материал. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 2
МЕРОПРИЯТИЯ | РЕСУРСЫ |
Учитель: Объясняет ход выполнения практического задания на примере реки Волги. | Географический атлас для 8-го класса, справочный материал. |
Обучающийся: Слушает учителя и делает записи в тетрадь. | Географический атлас для 8-го класса, справочный материал. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 3
МЕРОПРИЯТИЯ | РЕСУРСЫ |
Учитель: Координирует и консультирует обучающихся. | Географический атлас для 8-го класса, справочный материал. |
Обучающийся: Выполняет практическую работу: решение задачи. | Географический атлас для 8-го класса, справочный материал. |
Ожидаемый результат:
обучающиеся знают крупнейшие речные системы России; умеют определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; умеют объяснять особенности питания и режима рек; аргументировано излагают материал, научились развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносят результаты труда своей работы с поставленной целью.
Критерий | Показатели |
Знают крупнейшие речные системы России | На «5» - называют и показывают 12-15 реки их притоков |
на «4» - называют и показывают 11-9 рек и их притоков | |
на «3» - называют и показывают 8-7 рек и их притоков | |
Определяют зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа | На «5» - указывают причинно-следственные связи |
на «4» - допускают 1-2 ошибки | |
на «3» - допускают 2- 3 ошибки | |
Научились рассчитывать уклон и падение реки. | На «5» - рассчитывают уклон и падение реки |
на «4» - допускают 1 ошибку при расчете | |
на «3» - рассчитывают только падение реки |
Трудности и способы их преодоления
Трудности | Причины | Способы преодоления |
Не знают части речной системы | Забыли, так как этот материал изучался в 6 классе. | Записать определения и сделать схематические рисунки в тетради. Выучить. |
Не умеют развивать причинно-следственные связи между компонентами природы | Затрудняются логически рассуждать | Научить составлять логические цепочки между компонентами природы, делать выводы в виде причинно-следственных связей. |
ФОРМЫ ПРИЛОЖЕНИЙ: 1. Модуль урока для обучающегося.
2. Тест.
3. Презентация.
4. Справочный материал.
Предварительный просмотр:
Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс.
Учебный элемент. Время / мин. | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по освоению материала |
У Э 0 3 мин. УЭ 1. 7 мин. УЭ – 2 10 мин. У Э - 3 10 мин. У Э – 4 5 – 7 мин. У. Э. – 5. 8 мин. | Интегрирующая цель: В процессе работы над учебным материалом вы должны знать крупнейшие речные системы России; определить зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; объяснить особенности питания и режима рек; Аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью; Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия. Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и умение разъяснять смысл изученных понятий.
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: А. – исток, Б. – речная долина, В. – река, Г. – водораздел, Д. – озеро, Ж. – устье, З. – бассейн, И.- дельта, К. – русло. Задания теста.
10 правильных ответов – «5» 8 – 9 правильных ответов – «4». 6 – 7 правильных ответов – «3». Менее 6 правильных ответов – «2»
Цель: составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, умение показывать реки на карте. I. Пользуясь текстом учебника с. 77 – 79 и картами атласа и справочным материалом подготовьте ответы на вопросы:
II. Обсудите эти вопросы в классе. III. Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии. Цель: познакомьтесь с новыми терминами и понятиями, такими как: Падение реки, годовой сток реки, уклон реки. В тексте параграфа они выделены жирным шрифтом. I. Высчитайте падение и уклон реки Лена, если высота её истока – 930 метров. Определите характер течения реки, характер долины и вид эрозионной работы реки. Воспользуйтесь справочным материалом Работу выполните в тетради. II. Оцените свою работу. Цель: воспитывать в себе бережное отношение к водам России. Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода.
Оцените свои знания Цель: подведение уроков.
Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?
Если вы справились на «3», то повторите ещё раз модули урока, прочтите внимательно параграф 12 и нанесите на контурную карту крупные реки России. | Внимательно прочитайте цели урока. Самостоятельная работа. Работа в паре. Самостоятельная работа. Обсуждение с классом. Самоанализ работы на уроке, выставление оценок. Домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Справочный материал «Реки России».
Реки | Исток | Устье | Длина реки, км | Высота истока, м | Высота устья, м |
Амур | Б. Хинган | Охотское море | 4440 | 1000 | 0 |
Волга | Валдайская возвышенность | Каспийское море | 3531 | ≈300 | -28 |
Дон | Среднерусская возвышенность | Азовское море | 1870 | 300 | 0 |
Енисей | Восточный Саян | Карское море | 4102 | 1000 | 0 |
Индигирка | хребет Сунтар-Хаята | Восточно-Сибирское море | 1726 | 1000 | 0 |
Лена | Байкальский хребет | море Лаптевых | 4400 | ≈930 | 0 |
Нева | Ладожское озеро | Финский залив | 74 | 4 | 0 |
Обь (от слияния Бии и Катуни) | Г. Алтай в месте соединения рек Бия и Катунь | Карское море | 3650 | 1000 | 0 |
Урал | Уральские горы (г. Ямантау) | Каспийское море | 2428 | 800 | -28 |
Ангара | озеро Байкал | река Енисей | 1826 | 456 | 76 |
Предварительный просмотр:
- Выполнить контрольное тестирование по теме «Речная система».
Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.
Ответы:
А. – исток,
Б. – речная долина,
В. – река,
Г. – водораздел,
Д. – озеро,
Ж. – устье,
З. – бассейн,
И.- дельта,
К. – русло.
Задания теста.
- Место, где река начинается.
- Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
- Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
- Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
- Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
- Река с притоками и притоками притоков.
- Граница между бассейнами рек.
- Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
- Скопление воды в природном углублении на суше.
- Падение воды с высокого уступа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс
Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки....
Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс
Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки....
Конспект урока по теме РЕКИ 6 класс
Технологическая карта урока...
Урок по теме "Реки" 6 класс
Конспект урока по теме "Реки" 6 класс...
Урок по теме "Реки России"
Разработка урока по теме "Реки России" 8 класс...
Урок по теме "Реки России", 8 класс
Урок по теме "Реки России" в 8 классе по учебнику И.И.Бариновой....
Урок по теме "Реки России"
В помощь учителю географии...