Методическая разработка игры "Мой край родной" о Красном Селе
методическая разработка по географии
В статье приводятся материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет, представленного в форме игры по станциям. Мероприятие краеведческой направленности посвящено истории и природе Красного Села и его окрестностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка игры "Мой край родной" о Красном Селе. | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ» О КРАСНОМ СЕЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Н. В. Краснова
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 276
Красносельского района Санкт-Петербурга
e-mail: pikkolovo@yandex.ru
Аннотация
В этой статье приводятся материалы внеклассного мероприятия для школьников 13-15 лет, представленного в форме игры по станции. Мероприятие краеведческой направленности посвящено истории и природе Красного Села и его окрестностей. Здесь же рассматриваются вопросы соответствия данного мероприятия современным требованиям образования, актуальности его проведения для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Игра может быть использована при реализации школьных программ по истории, географии, биологии и программ дополнительного образования краеведческой и патриотической направленности.
Ключевые слова
Видеометод, внеклассное мероприятие, Географические информационные системы, гипотеза, групповая и индивидуальная формы работы, краеведческая направленность, личностные результаты, мотивация, патриотизм, проектная деятельность, предметные результаты, межпредметные связи, метапредметные результаты, рефлексия, самостоятельная работа, средства информационных технологий, приемы сравнения и ассоциаций, универсальные учебные действия.
Игра по станциям «Мой край родной» – внеклассное мероприятие краеведческой направленности с использованием ИКТ. Она посвящена Красному Селу и его окрестностям, включает вопросы, связанные с историей, экологией, географией и биологией. Игра способствует воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, что очень актуально для нашей страны сегодня. Президент России В. В. Путин в одном своём выступлении отметил, что: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете» [5, с. 137]. Академик Д. С. Лихачёв в своей книге «Земля родная» говорил о том, что воспитание патриотизма должно происходить в три этапа. Сначала ребёнка учат любить свою семью и дом, потом – «малую» родину и всё Отечество. Чем больше подростки в Красном Селе будут знать о нём, тем больше у них шансов полюбить эту землю, стать патриотами России.
Мероприятие предназначено для учащихся 13-15 лет, которые проходят курс географии в 8-9 классах «Россия: природа, население, хозяйство». В игре из пяти станций принимают участие команды из пяти человек. Время прохождения одной станции – восемь минут. По две минуты даётся на переходы и заполнение маршрутного листа.
Методическая разработка игры
Цель игры:
- развить у учащихся чувство гордости за свою «малую» родину – Красное Село и его окрестности, пробудить желание сохранить его исторические и природные достопримечательности.
Задачи игры:
- подобрать информационные и контрольные материалы для станций;
- предоставить консультационные услуги участникам;
- подготовить необходимые технические средства;
- подвести итоги игры, рефлексию.
Станция 1. Доминанты Ижорской возвышенности. Используя систему голосования, участники команды индивидуально отвечают на вопросы. Оборудование и материалы: система голосования TBVotoRF400, список вопросов и варианты ответов на экране. Ведущий: «В окрестностях Красного Села расположены самые высокие точки Ижорской возвышенности – горы Воронья и Ореховая, Кирхгоф. Вам надо определить, о какой горе идёт речь в предложенной информации и с указать номер выбора пультом. Суммируется количество правильных ответов участников».
Станция 2. Цветочная палитра Дудергофских высот. Команда определяет название цветковых растений, которые встречаются на Дудергофских высотах. Оборудование и рабочие материалы: компьютер, экран, презентация, бланк фиксации правильных ответов. Ведущий: «Уникален растительный мир Дудергофских высот. Здесь много видов, которые обычно не встречаются на территории южной тайги. Особый микроклимат благоприятен для широколиственных пород деревьев и дубравных трав. Вам предстоит по фотографиям определить названия цветковых растений, которые типичны для Дудергофских высот. Суммируются правильные ответы».
Станция 3. Географический калейдоскоп «Красное Село и его окрестности». Члены команды индивидуально выполняют тест в компьютерном классе в системе My Test. Оборудование и рабочие материалы: компьютеры, тест и ответы к тесту:
1. Красное Село находится на возвышенности: А Дудергофской, Б Ижорской, В Путиловской. 2. Материнские породы в Красном Селе представлены: А известняками, Б мелом, В гранитом. 3. Балтийский уступ (глинт) создан: А работой ветра, Б работой моря, В движением земной коры. 4. В окрестностях Красного Села встречаются: А карст, Б камы, В озы. 5. Валуны – это результат работы: А вулканов, Б морей, В ледников. 6. На Дудергофских высотах кембрийская глина расположена по отношению к более молодым породам: А выше, Б ниже, В на одном уровне. 7. Красное Село находится: А на севере СПб, Б на востоке СПб, В на юге СПб. 8. Красное Село граничит с районом области: А Ломоносовским, Б Гатчинским, В Лужским. 9. Дудергофские высоты – это: А биосферный заповедник, Б памятник природы, В туристическая база. 10. Дудергофские высоты – это: А холмы, Б горы, В возвышенности. 11. К Красному Селу ближе расположен город: А Колпино, Б Пушкин, В Гатчина. 12. На Ижорской возвышенности много: А рек, Б подземных вод, В болот. 13. Водопроводная вода в Красное Село поступает из: А Ломоносова, Б Тайцев, В Санкт-Петербурга. 14. В окрестностях Красного Села преобладают почвы: А дерново-карбонатные, Б дерново-подзолистые, В мерзлотно-таежные. 15. Зима в Красном Селе по сравнению с Санкт-Петербургом: А суровее, Б мягче, В такая же. 16. Красное Село – это: А часть СПб, Б город Ленинградской области, В часть Ломоносовского района. 17. Родниковые воды в окрестностях Красного Села: А известковые, Б железистые, В радоновые. 18. Река Дудергофка называлась: А Безымянной, Б Красной, В Лигой. 19. В Красном Селе работают метеостанции: А одна, Б несколько, В ни одной. 20. Воду из Дудергофского озера подавали к: А Заячьему острову, Б Зимней канавке, В Летнему саду. 21. Для насекомых опаснее: А вытаптывание травы, Б громкие звуки, В собаки. 22. Для животных и птиц опаснее: А вытаптывание травы, Б громкие звуки, В собаки.
Ответы к тесту
№ вопроса | выбор | № вопроса | выбор | № вопроса | выбор |
1 | Б | 9 | Б | 17 | А |
2 | А | 10 | А | 18 | В |
3 | Б | 11 | В | 19 | В |
4 | А | 12 | Б | 20 | В |
5 | В | 13 | Б | 21 | Б |
6 | А | 14 | А | 22 | В |
7 | В | 15 | А | ||
8 | А | 16 | А |
Ведущий: «Станция «Географический калейдоскоп» посвящена геологическим, историческим и экологическим вопросам, которые связаны с Красным Селом и его окрестностями. В тесте надо выбрать один вариант ответа к каждому вопросу. Суммируются баллы каждого участника команды».
Станция 4 Достопримечательности Красного Села и его окрестностей. Задание выполняет вся команда. На карте, надо назвать объекты, указанные точками с номерами. Перечень объектов отображён на экране интерактивной доски:
№ | объект | № | объект |
1 | Скачки | 8 | Памятник А.Ф. Можайскому |
2 | Церковь Святой Троицы | 9 | Безымянное озеро |
3 | Кавалерийское училище | 10 | Плотина |
4 | Деревянный Дворец | 11 | Лысая гора |
5 | Памятник узникам нацизма | 12 | Дудергофское озеро |
6 | ж/ст. «Красное Село» | 13 | Ореховая гора |
Оборудование и рабочие материалы: компьютер, интерактивная доска, карта Географических информационных систем (ГИС) Красного Села и ближайших окрестностей. Ведущий: «Вам предстоит угадать, какой из предложенных объектов находиться или находился в определенной точке Красного Села. Для этого надо сопоставить список достопримечательностей на интерактивной доске с соответствующими номерами объектов на карте. Можно использовать подсказку – иллюстрацию, которая появляется на карте, если «нажать» на точку с соответствующим номером. Суммируются правильные сопоставления и вычитаются 0,5 балла за подсказку».
Станция 5. Золотая кладовая Имен. Команда должна сопоставить достопримечательности с фамилиями известных людей. Оборудование и рабочие материалы: интерактивная доска, иллюстрации-подсказки. Перечень достопримечательностей и знаменитых людей:
объект | знаменитость | объект | знаменитость |
Скачки | Л. Н. Толстой | Безымянное озеро | М. Л. Кшесинская |
Церковь Св. Троицы | И. Я. Бланк | Плотина | Петр I |
Кавалерийское училище | К. Маннергейм | Лысая гора | А. Ф. Типанов |
Памятник узникам | М. И. Третьякова | Дудергофское озеро | Ю. Шутте |
ж/ст. «Красное Село» | Н. Л. Бенуа | Ореховая гора | Имп. Александра Федоровна |
Бумажная фабрика | К. Е. Сиверс | Военные лагеря | М. Ю. Лермонтов |
Ведущий: «История Красного Села хранит память о многих знаменитых людях. Среди них – политики, члены царской семьи, писатели, герои Великой Отечественной войны. Вам надо сопоставить достопримечательности Красного Села с именами людей, которые имеют к ним отношение. Можете использовать иллюстрации-подсказки. Суммируются правильные сопоставления и вычитаются 0,5 балла за подсказку».
Методическое обеспечение игры
Перед игрой было проведено анкетирование школьников и их родителей, жителей новостроек Красного Села. Оказалось, что многие ничего не знают об этом городе и считают его скучной окраиной Санкт-Петербурга. Появилось желание собрать факты, опровергающие это мнение. Была выдвинута гипотеза о том, что если люди больше узнают об истории и природе этих мест, они изменят свое отношение к Красному Селу и будут гордиться тем, что являются его жителями.
При создании игры использовались элементы технологии организации проектной деятельности с соблюдением её этапов:
Этапы игры и виды деятельности
Деятельность ведущих | Деятельность участников |
Подготовительный этап. Подбирают факты, создают тесты, презентации, карту в ГИС. | Изучают информацию о природных и исторических объектах, известных людях. |
Организационный этап. Готовят маршрутные листы. Настраивают системы My Test, ГИС, интерактивную доску. | Распределяют обязанности внутри команды, выбирают капитана, обмениваются информацией, получают консультации. |
Основной этап. Объясняют условия работы на станции. Демонстрируют необходимые материалы. Выставляют баллы на станциях. | Распределяют обязанности, выбирают капитана, обмениваются информацией, получают консультации. |
Заключительный этап. Суммируют баллы. Предлагают подумать о том, какие объекты в Красном Селе можно назвать уникальными, какие направления деятельности здесь перспективно развивать (наука, экология, туризм, отдых). Подведение итогов. | Сдают маршрутные листы. Размышляют о перспективах развития Красного Села. |
Рефлексия. Задают вопрос о том, как изменилось мнение участников о Красном Селе. | Называют интересные объекты, перспективные направления развития для Красного Села. Говорят о своем отношении к городу. |
В результате проведённого перед игрой анкетирования появилась мотивация у подростков для познавательной деятельности.
Очень важно, что в результате обсуждения итогов игры на этапе рефлексии, её участники говорили о том, что они хотят пригласить в Красное Село друзей, показать им местные достопримечательности, поделиться удивительными фактами. Это желание появилось у них тогда, когда они узнали много интересного об истории и природе этих мест. Главное, что у ребят появилось чувство гордости за свой небольшой город: «Как здорово, что я здесь живу!». Таким образом, можно утверждать, что данная игра стала не только частью образовательного процесса, но и средством патриотического воспитания.
Для повышения познавательного интереса учащихся использовались различных средства информационных технологий: презентации, интерактивная доска, система голосования, система My Test, карта ГИС. В процессе подготовки к внеклассному мероприятию и во время участия в нём формировались универсальные учебные действия (УУД), были получены личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
УУД, формирующиеся во время игры и её результаты
Результаты, УУД | Примеры УУД в игре |
Личностные (саморазвитие, сформированность мотивации, личностных качеств). УУД: смыслообразование, мотивация деятельности, социальные компетенции, нравственно-этическая ориентация. | Осознание и контроль над эмоциями, осознание своих интересов, осознание себя как гражданина, осознание целостности мира, умение отвечать за свой выбор, выработка доброжелательного отношения к другим. |
Метапредметные (освоение УУД, овладение ключевыми компетенциями, формирование межпредметных понятий). УУД: Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, самоконтроль, оценка, саморегуляция. Познавательные: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические. Коммуникативные: сотрудничество и его планирование, взаимодействие. | Определение цели, выдвижение версий, планирование деятельности, работа по плану. Нахождение достоверной информации, смысловое чтение, анализ и обобщение информации, умение доказывать, установка причинно-следственных связей, сравнение объектов, понимание закономерностей. Изложение своего мнения, понимание другой позиции, коррекция своего мнения, организация работы в группе, использование ИКТ. |
Предметные (освоение специфического опыта для данного предмета). Для создания единого образа Красного Села были использованы знания по истории, биологии, географии, экологии. |
В содержание игры были включены исторические, экологические, географические, биологические вопросы, относящиеся к Красному Селу, то есть использовались межпредметные связи, а это одно из условий реализации современных образовательных программ.
Чтобы участники игры могли максимально проявить себя, применялись методы самостоятельной работы с различными источниками информации. Были использованы приемы сравнения и ассоциаций, видеометод – демонстрация слайдов с фотографиями и иллюстрациями, карта ГИС. Осуществлялась групповая и индивидуальная работа на станциях.
Игра «Мой край родной» была апробирована в Красносельском районе с приглашением районного методиста по географии Е. Е. Кузнецовой.
В дальнейшем к участию в игре, соответствуей современным требованиям образования, можно привлекать команды из разных районов Санкт-Петербурга, так как Красное Село – уникальное место в черте города.
Подводя итог, следует сказать, что внеклассное мероприятие – игра по станциям «Мой край родной» может быть использована для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. В её основе лежит краеведческий материал, способствующий развитию эмоциональной сферы, созданию мотивации для развития познавательной деятельности. Через интерес пробуждается чувство любви к тому место, где ты живёшь, то есть воспитывается патриотизм.
Данное мероприятие соответствует требованиям современного образования. В игре использованы элементы проектной деятельности, созданы условия для формирования УУД и разноплановых результатов образования.
Игра «Мой край родной» может быть рекомендована для использования при реализации учебных программ по географии, истории, биологии, программ дополнительного образования краеведческой и патриотической направленности.
Литература:
- Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. М. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Гришина Л. И., Файнштейн Л. А., Великанова Г. Я. Памятные места Ленинградской области. – Л.: Лениздат, 1973. – 424 с.
- Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников / О.А. Жильцова // Дистанционная поддержка педагогческих инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, - 2007.
- Лихачёв Д. С. Земля родная. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.
- Микрюков В. Ю. Краткий курс педагогики. – СПб: БХВ-Петербург, 2011. – 240 с.
- Очерки истории Красного Села и Дудергофа / сост.Н. В. Гужиева. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. – 464 с.
- Природа Ленинграда и окрестностей / под ред. С. Я. Соколова. – Л.: Лениздат, 1964. – 251 с.
- Савин С. П. Красное Село. Летний лагерь императорской гвардии. – Италия: D'arco Edizioni, 2011. – 266 с.
- Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2014. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красное село
Красное Село - город областного подчинения. Расположен он на высоком Балтийско-Ладожском уступе, в северо-восточной части Ижорской возвышенности, в 27 километрах юго-западнее Ленинграда. Город построе...
Методическая разработка "Красное Село в годы оккупации 1941-1944" с презентацией
Можно использовать как для классного часа так и для уроков истории...
Методическая разработка информационно- развлекательного мероприятия «Традиции села – мои традиции»
Цель сценария: приобщение детей к исторически сложившимся традициям и обычаям родного села, содействие формированию духовно-нравственной культуры школьников в условиях лагеря дневного пребывания...
Учебно-методическая разработка по теме "Не стоит село без праведника..." (по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор")
Данный материал представляет учебно -методическую разработку урока в 8 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Материал предмтавлен в виде технологической карты к уроку....
Методическая разработка "Кузнецкий край - наш отчий дом"
В публикации представлен сценарий краеведческой олимпиады "Кузнецкий край - наш отчий дом", посвященной 75-летию Кемеровской области...
методическая разработка урока По страницам Красной книги
конспект урока "По страницам Красной книги" и ссылка на презентацию (итоговую)...
Методическая разработка учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 с. п. «Село Троицкое» Нанайского Муниципального района Хабаровского края Светланы Валентиновны Белкиной
Как сохранить и приумножить свои сбережения....