Проверка опорных знаний | - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Мы сегодня продолжим путешествие по Африке, но сначала я хочу показать вам письмо, которое я получила утром. Давайте прочитаем письмо.
“Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Африку. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Мозамбикский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар.Крайняя южная точка материка – мыс Альмади.Магелан открыл путь в Индию вокруг Африки. Вавилов открыл водопад на реке Замбези .Давид Ливингстон установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать об Африке все!”.
Что вас удивило? Письмо содержит ошибки. Можно по таким письмам изучать Африку? Давайте исправим ошибки.
| - Африка. Географическое положение. История исследования материка.
Осмысливают. Исправляют ошибки в письме. Выставляют баллы за задание. |
Постановка цели и учебной проблемы. Мотивация учебной деятельности. | Я на урок принесла кофе. Как вы думаете, как это связано с географией и нашей темой урока. Африка – родина кофе. В Африке есть провинция «Каффа», которая является родиной этого растения. Находится эта провинция на Эфиопском нагорье. - Что такое нагорье? Это форма рельефа.
Нагорье-это беспорядочно расположенные горные хребты, между которыми на большой высоте лежат равнины.
А что за условные знаки на доске? Это полезные ископаемые.
- Какую тему мы будем изучать сегодня? К какой цели мы будем стремиться? - Сформулируйте цель урока.
| Выдвигают предположения. Африка – родина кофе.
Это форма рельефа.
Рельеф и полезные ископаемые Африки. Познакомиться с рельефом и полезными ископаемыми материка. установить взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми. |
Актуализация опорных знаний и умений | Чтобы наше путешествие было успешным, необходимо вспомнить то, что вы узнали ранее. Дайте определение понятия «рельеф». Назовите основные формы рельефа. Как различаются равнины и горы по высоте? Назовите рельефообразующие процессы. Назовите тектонические структуры .Какая существует взаимосвязь между тектоническим строением и формами рельефа?
Как по карте определить высоту форм рельефа?
| Отвечают на вопросы.
Внутренние силы (процессы движения литосферы, внедрение вещества мантии в зем.кору или его излияния на пов-ть) и внешние(выветривание, деят-ть ледников, человека и т.д.)
По шкале высот и отметкам абс.высот. |
Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности | Учитель побуждает учащихся к теоретическому и практическому действию. Сегодня на уроке вы отправитесь в экспедицию, вы будете участниками экспедиции, исследователями. Ваша задача: узнать все, что связано с рельефом материка. В экспедиции вас ожидают препятствия, их надо преодолеть. Путь к знаниям ваш будет проходить по маршруту. На партах у вас есть маршрутные листы. В них задания, которые вам надо выполнить. Маршрут у нас есть. Что еще вам понадобится в экспедиции? Правильно, карта. С какими географическими картами вы будете работать? Отправляемся в путь, желаю успеха. Задание 1. — На основе анализа физической карты Африки, установите размещение наиболее крупных форм рельефа. Запишите недостающую информацию в таблицу. Табл.Размещение наиболее крупных форм рельефа Африки.
Часть Африки | Форма рельефа | Абсолютная высота (м ), вершина | Элементы земной коры |
| Горы Атлас | Тубкаль( 4165) |
| Нагорье Ахаггар | Тахат( 2918) |
| Котловина Чад | 200 |
| Нагорье Тибести | г Эми-Куси 3415 |
| Плато Дарфур | гМарра 3042 |
|
| Эфиопское нагорье | г Рас-Дашэн 4620 |
| Восточно-Африканское плоскогорье | Влк. Килиманджаро (5895) г Кения (5199) |
| Драконовы горы | 3482 |
| Капские горы | 2325 |
| Котловина Калахари | 500 |
|
Проверяем. Оцениваем. Теперь работаем в контурной карте. Результаты исследования покажите на контурной карте. Подпишите названия форм рельефа. Названия крупных форм рельефа подписываем гелевой ручкой,печатным шрифтом) - А теперь давайте посмотрим, как выглядят эти формы рельефа в природе и покажем их на настенной карте. Кто желает показать на карте.
Выделите цветом горы на материке.(учитель обращает внимание на шкалу высот,напоминает, что чем выше горы, тем цвет темнее.
- Какие формы рельефа преобладают на материке?
- Какие виды равнин занимают наименьшую площадь, где они расположены?
- Назовите самую низкую точку на материке?
— Назовите самую высокую точку материка. Где она находится?
- На какие две части по высоте можно поделить материк?Правильно. Запишите в таблицу.
— Как можно объяснить подобное размещение крупных форм рельефа?
- значит,какую карту вы будете исследовать, чтобы выполнить следующее задание? Задание 2. — Из анализа тектонической карты установите: как называется плита и платформа, на которой расположен материк?
Что такое платформа? - Что означает цвет на тектонической карте?(Африкано-Аравийская платформа древняя, где в ряде мест на поверхность выступают древние кристаллические породы.
Задание 3. из анализа тектонической карты установите элементы земной коры и их относительный возраст у выделенных вами форм рельефа. Запишите в таблицу результаты исследования (учитель обращает внимание на условный знак)
- Какие действия вам необходимо выполнить, чтобы выполнить это задание?
Часть Африки | Форма рельефа | Абсолютная высота (м ), вершина | Элементы земной коры | Северная и Западная Африка | Горы Атласс | Тубкаль( 4165) | Область кайнозойской складчатости | Нагорье Ахаггар | Тахат( 2918) | Платформа | Котловина Чад | 200 | Платформа |
| Нагорье Тибести | г Эми-Куси 3415 | Платформа | Плато Дарфур | гМарра 3042 | Платформа |
Восточная и Южная Африка | Эфиопское нагорье | г Рас-Дашэн 4620 | Платформа | Восточно-Африканское плоскогорье | Влк. Килиманджаро (5895) г Кения (5199) | Платформа | Драконовы горы | 3482 | Платформа | Капские горы | 2325 | Область герцинской складчатости | Котловина Калахари | 500 | Платформа |
Проверяем. Оцениваем. - Какая существует взаимосвязь между рельефом и тектоническим строением? Сформулируйте вывод о взаимосвязи форм рельефа и тектоническим строением
|
Физическая карта Африки, карта строение земной коры.
Заполняют вторую и третью колонки таблицы.Работают с физической картой Африки.
Проверка.
Показывают на карте результаты исследования путем нанесения на контурную карту Африки объектов рельефа материка. Работа у доски.
показывают цветом горы.
Вывод: в рельефе материка преобладают возвышенные равнины и плоскогорья
Мало низменностей, расположены у побережий океанов и морей.
Оз. Ассаль -155 м
— Высочайшие вершины расположены на востоке материка. Это влк Килиманджаро.
На Северную и Западную до 1000 м, на Восточную и Южную более 1000 м.
Размещение крупных форм рельефа на материке объясняется строением земной коры.
Тектонической картой мира
Отвечают на вопросы. Африкано-Аравийской платформе, которая является частью Африканской литосферной плиты. Платформа – относительно устойчивые и выровненные участки земной коры.Цвет означает время возникновения элементов земной коры.
— Необходимо сравнить формы рельефа и участки земной коры
Заполняют последнюю колонку таблицы «Элементы земной коры» (работа в парах)
Проверяем. : молодые горы Атласс расположены на границе литосферных плит, Капские и Драконовы горы — в областях древнейшей складчатости, крупнейшие равнины — в пределах платформ
|
Физминутка | Шёл по Африке турист. (шагают) Был маршрут его тернист. (наклоны головы вперед, назад,) Он почти не ел, не спал, (повороты головы влево, вправо) Всё шагал, шагал, шагал…(повороты туловища в стороны) Брёл по джунглям две недели! (руки вверх) К речке вышел еле-еле…(поочередная смена рук) Только в воду он залез –(присесть) Крокодил наперерез! Кто же знал, что прямо тут (встают и пожимают плечами) Пролегал его маршрут! (присаживаются на свои места)
|
|
Первичная проверка понимания изученного | Проблемный вопрос: какое несоответствие вам удалось выявить из анализа карты? - что лежит в основании Драконовых гор? По шкале высот мы можем отнести их к горам, хотя они имеют платформенное происхождение.
Как это можно объяснить? Какую особенность тектонического строения вы заметили в Восточной части Африки? В основании Африки лежит платформа, но на материке происходят землетрясения и есть действующие и потухшие вулканы. Как это можно объяснить?
-Назовите действующие и потухшие вулканы Африки.
Давайте узнаем, какие тектонические процессы происходят в Восточной Африке в настоящее время? Просмотр видеофрагмента «Разлом в Африке» Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться?
Где еще на материке могут происходить землетрясения? Почему?
Сообщение учащегося. Несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации писали и сообщали о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., люди остались без крова.
Задание 4 Один из объектов рельефа Африки внесен в Список всемирного природного наследия. Этот объект имеет географические координаты:3 ю.ш.,37 в.д. По координатам определите название этого объекта.
Писатель Эрнест Хемингуэй так пишет о Килиманджаро в рассказе «Снега Килиманджаро» Килиманджаро--покрытый вечными снегами горный массив высотой в 19710футов, как говорят, высшая точка Африки. Племя масаи называет его западный пик "Нгайэ-Нгайя", что значит "Дом бога". Задание. Составьте синквейн о вулкане. Н.п. Килиманджаро. Величественный, красивый. Возвышается, завораживает, сверкает. Находится в Африке. Вулкан.
| Проблема: высочайшие вершины материка расположены в пределах платформы, а не на границе литосферной плиты
На востоке материка находится крупный разлом,который протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Это зона современного горообразования и землетрясения
Смотрят видеофрагмент. Осмысливают,высказывают предположения. Африканская плита расколется.
В северной , там где находятся горы Атласс, потомучто горы находятся на границе литосферных плит.
Слушают сообщение.
Определяют по координатам географический объект Влк Килиманджаро
Пробуют составить синквейн |
| Задание 6 -А теперь давайте выясним: Какие полезные ископаемые есть в Африке? - Объясните причины размещения полезных ископаемых.
Индивидуальное задание. Используя интернет-ресурсы найти, что означают термины? Амбы,Вирунга. Амбы – плоские вершины Абиссинского нагорья. Вирунга-область активного вулканизма в Восточной Африке, к северу от озера Киву.
| Анализируют карты атласа, выявляют причинно-следственные связи.Делают вывод: — В складчатых областях, на плоскогорьях, в выступах кристаллического фундамента древней платформы полезные ископаемые магматического происхождения. - В более низких местах материка,месторождения осадочного происхождения.
Ученик выполняет индивидуальное задание.
|
Рефлексия деятельности | Давайте вспомним цель урока. Достигли ли вы цели исследования. -Что нового узнали на уроке? -Что вас удивило? - Что вам понравилось на уроке? - Какие были затруднения? Сделаем вывод по изученной теме.
| Отвечают на вопросы
Вывод по изученной теме урока: В рельефе материка преобладают возвышенные равнины. Рельеф материка сформировался под влиянием внутренних и внешних процессов. По преобладающим высотам материк подразделяется на части:Северную и Западную ниже 1000м, и Восточную и Южную с высотами более 1000м. высочайшая вершина Африки – влк Килиманджаро. Африка богата полезными ископаемыми магматического и осадочного происхождения.
|