Зачетный урок по географии в 9 классе "Северо - Западный район"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Данный урок направлен на ознакомление учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природно-ресурсного потенциала;
Раскрытие роли Северо-Западного района в хозяйстве страны;
Развивите умения работать с экономическими картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnyy_urok_v_9_kl.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта (конспект) зачетного урока по географии
Класс | 9 |
Ф.И.О. составителя | Лапшова Татьяна Андреевна, учитель географии |
Тема урока | «Северо-Запад России» |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природно-ресурсного потенциала; Раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны; Развивать умение работать с экономическими картами. |
Задачи урока: | |
образовательные: | Формировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона. Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы, сформировать знания о географических понятиях: «анклав», «полуанклав», «СЭЗ». |
развивающие: | Способствовать формированию информационной культуры учащихся. Формировать умение работать с разными источниками географической информации. Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение. Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность. |
воспитательные: | Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине. Развивать коммуникативную деятельность. |
Методы обучения | Словесный, частично-исследовательский, практический; Письменный контроль, контроль и самоконтроль. |
Оборудование | Административная карта России, атласы, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентация «Северо-Западный экономический район» |
Литература |
|
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствие учеников. Проверка присутствия обучающихся на уроке. - Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Кто сегодня отсутствует? | -Дети здороваются с учителем, дежурный отвечает кого нет. |
| Проверка ранее полученных знаний. -Ребята, на прошлом уроке мы с вами договаривались, что проведём проверочное тестирование по Центральному району. Закрываем учебники и тетради. Можно пользоваться атласом. Я раздам вам тесты, на этих же листах вы пишите и отмечаете правильные ответы. Тест не сложный и на его решение я вам даю 10 минут. Затем дежурный пройдет и соберёт листочки. (Раздаточный материал. Приложение 1) | -Ученики отвечают на вопросы теста. Примерные ответы: Вариант 1: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-а, 9-в,10-б. Вариант 2: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а. |
| Сообщение темы урока. - Тема сегодняшнего урока: «Северо-Запад России». Открываем атласы и к/к, рабочие тетради и записываем число и тему урока. Просмотр слайда №1. | -Дети внимательно слушают. Открывают атласы, к/к, тетрадь, записывают число и тему урока. |
| - Ребята, нам сегодня предстоит большая работа. Нам необходимо изучить Северо-Западный район по плану, выделить основные пункты и поработать с контурной картой. Смотрим на слайды, внимательно слушаем и вместе со мной прорабатываем каждый пункт нашего плана. - Северо – западный район самый маленький из экономических районов России. В его состав входят Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области. Он имеет выгодное экономико – географическое положение. Просмотр слайда №3-5. | -Учащиеся внимательно слушают. |
Работа с контурной картой. | - Отмечаем в контурных картах границы района, его соседей, а также области, входящий в его состав. | Дети отмечают на карте границы и области. |
Работа с материалом на слайде. | Рассказ учителя. - Северо-Западный район расположен на Русской равнине, представляющей собой низменность со следами деятельности ледника. Пониженные участки рельефа заняты многочисленными озерами и торфяниками. Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. На территории района имеются запасы торфа, которые расположены повсеместно, горючих сланцев, залегающих в северо-западной части Ленинградской области. Из крупных месторождений имеются промышленные запасы бокситов. Главная отрасль в сельском хозяйстве — животноводство. Доля пашни в Ленинградской и Псковской областях меньше 0% всех сельскохозяйственных угодий. Основная его продукция — молоко, мясо, яйца. Главная задача растениеводства — производство кормов, картофеля и овощей. Выращивают в районе и зерно. В Псковской и Новгородской областях развито льноводство. В обширной пригородной зоне Санкт-Петербурга, вокруг Великого Новгорода и Пскова сформировалось сельское хозяйство пригородного типа. Развивается, особенно в Ленинградской области, фермерство. Просмотр слайда № 6-10. | Дети внимательно слушают учителя. |
Работа с материалом на слайде, с атласами. | Рассказ учителя. - В настоящее время Северо-Запад выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Просмотр слайда № 11-14. | Дети внимательно слушают рассказ учителя, заполняют контурную карту. |
Работа с материалом на слайде. | - Транспорт играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая, налаживание долговременных стратегических связей, сближение экономических и культурных связей с другими государствами и районами. На долю района приходится почти 8% внешнеторгового оборота страны, в том числе около 5% экспорта и 15% импорта. Преобладание импортных операций обусловлено спецификой товародвижения через крупнейшие балтийские порты России. Экспортируется продукция топливно-энергетического комплекса, машиностроения, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее; основную долю импорта составляют продовольственные товары машиностроительная продукция и изделия химической и нефтехимической промышленности. Просмотр слайда №15 | -Дети внимательно слушают рассказ учителя. |
Работа с материалом на слайде. | - Как вы считаете, какие проблемы существуют в Северо-Западе? - Всё верно. Этот регион подвержен не только воздействию многочисленных внутренних выбросов, но и трансграничному переносу аэрополлютантов из стран Восточной и Западной Европы, Соединённых Штатов Америки. Например, поток сернистого газа и сульфатов в арктический бассейн поступает в огромном количестве из Западной Европы и США. Неочищенные сточные воды активно загрязняют реки, Кольский и Финский заливы, оказывая вредное воздействие на гидробионтов: например, под угрозой вымирания оказались сегодня кольчатые нерпы. Биоресурсы Белого моря буквально находятся на грани катастрофы. Огромную опасность представляет собой добыча газа и нефти на шельфе, загрязнение неочищенными радиоактивными отходами, выведенными из эксплуатации военно-морскими судами и производством ядерной энергии. Просмотр слайда № 16-18. | - Дефицит воды, загрязнение воздуха и воды очистными сооружениями, выхлопными газами. Дети внимательно слушают рассказ учителя. Смотрят картинки на слайде. |
| Подведение итогов урока - Ребята, мы с вами хорошо потрудились сегодня. Изучили новую тему и раскрыли наши задачи. И сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке, и работу вашего соседа по парте. Вам необходимо составить кластер на тему: «Северо-Запад России». Выделить основные аспекты темы. Таким образом вам будет легче дома сориентироваться и выучить её. Вам даётся 3 минуты, затем мы посмотрим на слайд, и вы дополните ваш кластер недостающими элементами. Просмотр слайда № 19. | Проходят рефлексию. Работают в тетради. |
| Ознакомление с домашним заданием. - Ребята, а сейчас открываем дневники, записываем домашнее задание. 1.Выучить параграф 19. 2. Проработать свои записи в тетради. 3. Доделать контурную карту. 4. Сделать доклад (по желанию) к следующей теме. Просмотр слайда № 20. | Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
| -Ребята, спасибо за внимание! Просмотр слайда № 21. | Встают, собирают вещи. |
Приложение 1.
Тест по теме «Северо-западный экономический район»
Вариант 1.
1. Северо-западный район состоит из:
а) 3 областей б) 4 областей в)4 областей и города федерального значения
2. Северо-Западный район имеет … положение а)приморское; б)сухопутное
3. Отличительная особенность населения Северо-Западного района по сравнению с другими экономическими районами:
а) самая низкая плотность населения; б) самая высокая доля городского населения; в)самый сложный национальный состав.
4. Отраслью специализации промышленности Северо-Западного района является:
а) электроэнергетика; б) машиностроение; в) химическая промышленность; г) металлургия
5. Найдите ошибку в перечне минеральных ресурсов:
а) апатиты; б)фосфориты; в)горючие сланцы.
6. В районе преобладают следующие типы почв:
а) тундро-глеевые; б) серые лесные; в) дерново-подзолистые.
7.В каком городе Северо-Западного района находится крупный алюминиевый комбинат?
а) Санкт-Петербург; б)Волхов; в) Старая Русса; г)Псков.
8. 0сновная отрасль специализации Санкт-Петербурга:
а) Машиностроения б) Металлургия в) Химическая
9. Укажите наиболее важное преимущество ЭГП района:
а) богатство минеральными ресурсами; б)благоприятные природные условия; в)расположение на важных торговых путях – водных и морских.
10. Какое утверждение не относится к Калининградской области:
а) Самая маленькая по площади б) Является анклавом в) ТЭК работает на привозном сырье.
Вариант 2.
1.Количество субъектов Федерации в Северо-Западном экономическом районе: а)4 б)5 в)6.
2. Самый древний город Северо-Запада- …… а) Санкт - Петербург; б) Псков; в) Новгород.
3. На территории Северо-Западного экономического района преобладают следующие воздушные массы:
а) морские умеренные б) морские арктические в)континентальные умеренные.
4. Найдите ошибку в перечне стран-соседей Северо-Западного района:
а) Эстония; б) Белоруссия; в) Украина.
5. Экономика Северо-Запада базируется на …
а) собственном сырье; б)привозном сырье.
6. В каком городе Северо-Западного экономического района находится нефтеперерабатывающий завод: а) Кириши б) Ухта в) Кстово.
7. В Калининградской области наибольшее развитие получил:
а) Машиностроительный комплекс
б) Рыбопромышленный комплекс
в) Химико-лесной комплекс
8. Укажите пару регионов, входящих в состав Северо-Западного района:
а) Новгородская и Вологодская области; б) Псковская и Новгородская; в) Калининградская и Вологодская.
9. Найдите ошибку в перечне отраслей промышленности района:
1) черная металлургия; 2) машиностроение; 3) ВПК.
10. Проблемами Северо – Западного района являются …
а) защита г. Санкт – Петербурга от наводнений; б) создание нового порта;
в) восстановление памятников архитектуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по географии 9 класса на тему "Западно-Сибирский экономический район"
Учебник "География России.Население и хозяйство" В.П.Дронов, В.Я.Ром...
План-конспект открытого урока по географии по теме: «Западная Сибирь»
План- конспект открытого урока по географии в 8 «А» классе по теме: «Западная Сибирь»...
Методическая разработка урока по географии для 9 класса "Северо-Западный экономический район"
Разработка урока по теме " Севоро-Запад" выполнена в виде презентации. В презентации рассмотрены вопросы географического положения, особености прирды, населения, хозяйства....
презентация к уроку географии по теме "Западная Сибирь. Западно- Сибирский экономический район" (по линии учебников "Полярная звезда"
дополнение к уроку...
сценарий урока географии "Северо-Западный район". 9 класс
В материале помещен сценарий урока с приложениями. В приложениях даны сравнительные таблицы, инструкции для групповой работы, план характеристики географического положения. Домашнее задание - с возмож...
Технологическая карта урока на тему "Хозяйство Северо-Западного района".
Хозяйство Северо-Западного района...
конспект открытого урока по географии по теме "Западная Сибирь"
Цели урока: Познакомить с составом Западной Сибири. Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях и природных ресурсах Западной Сибири. Развивать умения самостоятельной работы с к...