Конспект урока "Норильский промышленный район и БАМ"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Татьяна Лапшова

Материал для дтсьанционного обучения в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл norilsk.prom_._rayon_i_bam.docx129.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Норильский промышленный район и БАМ.

Цели и задачи:

-изучить Байкало –Амурскую магистраль и её структуру;

-изучить характеристику Норильского промышленного узла, оценив его географическое положение, природные условия и ресурсы, проблемы и структуру производств, систему промышленных центров.

Ход урока.

1.Орг.момент:

Открыли тетради, записали число, тему урока.

2. Изучите материал, запишите небольшой конспект урока (основные моменты)

3. ПРОМЫШЛЕННЫЙ УЗЕЛ - 1) сочетание промышленных предприятий, объединенных между собой тесными производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения в пределах одного или нескольких близко расположенных населенных пунктов (городов, поселков городского типа и др.).

2) Группа предприятий различных отраслей промышленности, расположенных на одной площадке, построенных или строящихся по единому плану и объединенных общей производственной инфраструктурой, иногда взаимными производственными связями.

Норильский рудный район, в Восточной Сибири (Россия).

 Относится к уникальной по запасам никеля (более 12,5 млн.)

Разрабатывается подземным способом с 1937 г. Руды месторождений р-на (Норильское 1,2, Талнахское, Октябрьское) – комплексные (медно-никелево-платиноидные).

 В них содержатся: Ni (до 4,0 %), Cu (до 7,5 %), платиноиды (40–60 г/т). Кроме того, извлекаются Au, Ag и др. Ежегодно добывается более 230 тыс. т Ni (90 % из норильских месторождений), что составляет 23 % мирового производства.

 В рудах р-на сосредоточено 98 % запасов и до 90 % добычи платиноидов России. Центр – г. Норильск.

  1. ГМК „Норильский никель“ — крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов. На его долю (от мировой) приходится:

50 % палладия,

более 20 % никеля (первое место в мире по объёму производства — 244 тыс. т в 2006 году[18]),

20 % платины, более 10 % кобальта, 3 % меди.

На отечественном рынке на долю ГМК „Норильский никель“ приходится:

100 % платины, 96 % никеля, 95 % кобальта, 55 % меди.

Доказанные запасы меди и никеля на таймырских месторождениях компании составили (на 31 декабря 2004 года):

8,8 млн т меди, 5,2 млн т никеля, 1994 т палладия, 512 т платины.

  Норильский промышленный район автономно обеспечивается местным углем, газом (газоконденсатное месторождение Пелятка) и электроэнергией (ТЭС на газе). В него входят города Норильск, Талнах, Кайеркан, Оганер, Дудника, поселки газовиков, авиаторов, гидростроителей, рыбаков с общим населением более 300 тыс. человек. В системе комбината работает около 120 тыс. человек.

Норильский промышленный район (НПР) расположен на севере Красноярского края, в 90 км к востоку от р. Енисей (порт Дудинка), к югу от озера Пясино, на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) а. о., но административно ему не подчиняется. Возник в 30—40-е годы благодаря освоению месторождений медно-никелевых руд, открытых в 20-е годы геологом Н.Н. Урванцевым. Для освоения этих месторождений в 1935 г. началось сооружение поселков Норильск (центр добычи) и Валёк (пристань на р. Норильская). Позже аванпортом НПР стал поселок Дудинка, административный центр Таймырского национального (с 1977 г. — автономного) округа, образованного здесь в декабре 1930 г.

Байкало-Амурская магистраль

http://2.bp.blogspot.com/-E9btSyRZeUA/UThhtPvH3HI/AAAAAAAAAOA/hSovijIqY8M/s320/-d0-b1-d0-b0-d0-b9-d0-ba-d0-b0-d0-bb-d0-be--d0-b0-d0-bc-d1-83-d1-80-d1-81-d0-ba-d0-b0-d1-8f--d0-bc-d0-b0-d0-b3-d0-b8-d1-81-d1-82-d1-80-d0-b0-d0-bb-d1-8c.jpg

Байкало-Амурская магистраль (аббревиатура БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири  и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 по 1984. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003.

http://2.bp.blogspot.com/-1-oeX1_6y4o/UThhpPz--SI/AAAAAAAAAN0/9srYnHpCMBw/s320/BAM_Chertov_Most-530x358.jpg

Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.

Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал (1323 метра над уровнем моря); крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов. На трассе дороги пробито десять тоннелей, срединих — самый протяжённый в России Северо-Муйский тоннель.

Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.

http://2.bp.blogspot.com/-7V9s1mUb120/UThhyoeHS-I/AAAAAAAAAOI/Egr7wpIR1ko/s320/Tynda_rail_3.jpg

Oт Тайшетa до Усть-Кута дорога двухпутная и электрифицированная на переменном токе (27 кВ), от Усть-Кута до станций Таксимо дорога однопутная и электрифицирована на переменном токе (27 кВ), восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.

Освоение районов вокруг БАМа

Байкало-Амурская магистраль проектировалась как составная часть комплексного проекта по освоению значительных природных богатств районов, по которым пролегла дорога. На пути БАМа изначально планировалось построить девять территориально-промышленных комплексов-гигантов (по другим данным — одиннадцать), но в итоге был построен только один — Южно–Якутский угольный комплекс, включающий Нерюнгринский угольный разрез.

Некоторые считают, что без массированного освоения значительных месторождений полезных ископаемых, залегающих в «зоне притяжения» магистрали (а оно фактически до сих пор не начато), дорога всегда будет приносить убытки (в частности, в начале 2000-х годов, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, БАМ приносила 5 млрд руб. убытков ежегодно).

Значительные надежды по увеличению загрузки БАМа связывались с передачей в частные руки и планируемым началом освоения ряда месторождений. В частности, компания «Мечел» планировала начать разработку Эльгинского угольного месторождения, «Базовый элемент» Олега Дерипаски — Чинейского месторождения полиметаллов, «Металлоинвест» Алишера Усманова — Удоканского медного месторождения и др. Мировой экономический кризис конца 2000-х пресёк эти планы: практически все проекты по развитию зоны Байкало-Амурской магистрали приостановлены.

Объёмы перевозок

К 1997 грузопоток по БАМу сократился вдвое по сравнению с пиковым на тот момент показателем 1990 года (в сутки проходило лишь несколько составов). К 2009 объём грузоперевозок по направлению Тайшет — Тында — Комсомольск снова вырос и составлял примерно 12 млн. тонн в год. Вместе с тем, даже при таких объёмах перевозок дорога остаётся нерентабельной.

На 2009 год весь БАМ перевозил ежегодно около 12 млн. пассажиров — чуть более 1 % пассажирских железнодорожных перевозок всей России.

Современный БАМ

В 1997 самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Границей служит станция Хани.

От ответвления БАМа — линии Тында — Беркакит продолжается начатое в 1985 строительство на север Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В 2004 открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года открыто движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), к концу 2010 года уложены рельсы до станции Кердем (недалеко от Покровска).

Интересные факты

1.В строительстве восточного участка принимали участие два железнодорожных корпуса железнодорожных войск вооружённых сил СССР.

2.Одной из задач, решенных строительством БАМа, было обеспечение надежного сообщения с дальневосточными регионами страны в условияx возможного захвата восточного участка Транссиба, расположенного практически у самой границы, в случае военного конфликта с Китаем.

3.        В честь БАМа назван астероид (2031) БАМ, открытый в Главном поясе астероидов 8 октября 1969 года Людмилой Черных из Крымской обсерватории.

4.  Хотя в словосочетании Байкало-Амурская магистраль слово магистраль женского рода, аббревиатура БАМ очень часто употребляется в мужском роде.

5. Для строительства БАМа в ФРГ были заказаны около 10 тыс. самосвалов и бортовых грузовиков марки «Магирус-Дойц» с дизельным двигателем воздушного охлаждения. В СССР таких дизелей для гражданских машин не производили. Поставки были выполнены в 1975-1976 годах. Некоторые из этих машин работают и сейчас в регионах Сибири и Дальнего Востока. Работать на этих машинах считалось престижно, да и качеством и комфортом они отличались от отечественных, поэтому на них работали в основном отличники производства. Кроме того, наряду с отечественной в работах по строительству БАМа принимала и другая импортная техника производства западных стран и стран СЭВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность

«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...

Презентация к уроку географии в 10 классе "Промышленные районы мира"

Данная презентация может быть с успехом использована при проведении урока экономической и социальной географии мира в 10 классе. Содержит типологию промышленных районов и примеры таких районов....

План-конспект урока географии в 9 классе на тему "Нефтяная промышленность Республики Татарстан"

Урок по географии Татарстана  “Кара алтын – туган ягыбыз хәзинәсе”...

Конспект урока на районный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2014" в номинации "Лучший учитель"

разработка урока по математике в 6 классе по теме : "Длина окружности", по учебнику Виленкина Н. Я....

Конспект урока на тему "Силикатная промышленность."

Урок разработан для учащихся 9 класса. На уроке  показано применение соединений кремния для производства керамики, стекла, стройматериалов....

Конспект урока "Промышленный переворот в Англии в XVII веке"

"Промышленный переворот в Англии в XVII веке" конспект и презентация с изображениями основных изобретений....