Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Рассмотрено На заседании ШМО ____________ Солдатова Е.В. Протокол №_________ «____»____________ 20 г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________ Снитовская Е.А. «____»____________ 20 г. | Утверждено Директор гимназии ______________ Тимошенко Н.А. «____»____________ 20 г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
Рабочая программа по
Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год
Класс:8 А, Б, В.
Составитель программы: Терехина Е.А.
Троицк, 2012
Пояснительная записка
Введение:
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897), основной образовательной программой основного общего образования Гимназии им. Н.В. Пушкова составлена на основе авторской программы Летягина А.А., Душиной И.В, Пятунина В.П. «География России. Природа. Население» Вентана-Граф 2011.
Цели и задачи данной программы обучения:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Учебно-методические задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развить картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира»
Данная авторская программа соответствует концепции развития гимназии, образовательным целям гимназии.
Содержание программы
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Что и с какой целью изучают в курсе «география России».Введение. | 1 |
2 | Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. | 14 |
Тема 1. Географическое положение России. | 9 | |
Тема 2. История освоения и изучения территории России. | 5 | |
3 | Раздел 2. Природа России | 40 |
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 8 | |
Тема 4 «Климат и климатические ресурсы» | 7 | |
Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы» | 7 | |
Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы» | 4 | |
Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 3 | |
Тема 8. Природные различия на территории России | 11 | |
4 | Раздел 3. Население России | 10 |
5 | Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» | 3 |
Формы и средства контроля
Тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами. Практических работ – 17.
Учебно-методическое обеспечение
1. Стандарт основного общего образования по географии
2. Стандарт среднего (полного ) общего образования (базовый уровень)
3. Программа основного общего образования
4. Сборник нормативных документов по географии. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.( Сост. Э.Д.Днепров. –М.:Дрофа, 2007г.)
5. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы (Сост. Е.В.Овсянникова.- 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2009г.)
6. Учебник «География России. Природа. Население», 8 класс, Пятунин В.Б., Таможня Е.А., Вентана-Граф, 2011.
7 . География 8 класс «Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ», Пятунин В.П., Таможня Е.А., Вентана-Граф, 2011
8. Атлас География России Природа и население, АСТ, 2012
Методическая литература. Дидактический материал.
1. Библиотека школьника. В.И.Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах. (изд.-М.: Московский Лицей 2004г)
2. Современный урок географии. Методические разработки уроков. (изд.-М.: Школа – Пресс, 2004г)
3. Рабочая тетрадь по географии. 6-10 классы (изд.- М.: Дрофа 2009)
4. Г.Н.Элькин. Методическое пособие . Физическая география. 6-9 классы. (изд.- Паритет, 2002)
5. Методическое пособие. Уроки географии 6-9 класс. Современная школа. С применением информационных технологий. (изд. – М.: Глобус, 2008г)
6. Методическое пособие для учителя. Н.Ю.Маерова. Уроки географии 8-9 классы. (изд.- М.: Дрофа, 2006 г
7. Н.В.Болотникова. География. Уроки – игры в средней школе. (изд.- В.: Учитель, 2003г.)
8. Л.Н.Картель. Дидактические материалы по физической географии. Пособие для учителя. (М.: Просвещение)
9. А.Ф.Романова. Нестандартные уроки географии. 8-9 классы. (изд.В.: Учитель, 2003г)
10. И.И.Баринова, В.Я.Ром. География России. Методическое пособие 8-9 классы. (изд.-М.: Дрофа,2003 г.)
11. Ф.С.Сагитов География. Тесты.7-8 классы. Для подготовки к аттестационному тестированию по курсу географии.(изд.-М.: Издат-школа 2000)
12. Г.Н.Элькин Тесты. География. Для проверки знаний. Для сдачи ЕГЭ. Для подготовки к экзаменам 8-9 классы (изд. -С- П.: Паритет, 2005г)
16. В.П.Дронов. Методическое пособие по географии России. (изд.-М.: Просвещение)
17. А.А.Летягин. Тесты по географии 8-9 классы.
18. О.П.Моисеева Тематический тестовый контроль по географии России 8 клас
19. Е.А.Данилова География в схемах и таблицах. 6-10кл. (СПб.:Тригон, 2009 г)
20. Географический энциклопедический словарь. Географические названия. Москва. «Советская энциклопедия»
21. Детская энциклопедия. Я познаю мир. География. (изд.М.: Аст, 1998г)
Планируемые результаты
В результате изучения курса «География России. Природа. Население» ученик должен:
Знать/понимать
- основные географические понятия: федерация, государственная территория, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграции, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база;
- различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для определения поясного времени;
- для чтения карт различного содержания;
- для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
Календарно-тематическое планирование
№ пп | Тема урока | Тип урока | Дата/неделя | Коррекция |
1 четверть (16 часов) | ||||
Введение. | ||||
1 | Что и с какой целью изучают в курсе «География России». (1 ч.) | комбинированный | 1 | |
Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. (14 ч.) | ||||
Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.) | ||||
2 | Географическое положение и его виды. Пр. р. 1 Характеристика ГП России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 1 | |
3 | Размеры территории и природно-географическое положение России. Пр. р. 2 Сравнение ГП России и других стран | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 2 | |
4 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | комбинированный | 2 | |
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России | комбинированный | 3 | |
6 | Государственная территория России. Типы российских границ | комбинированный | 3 | |
7 | Сухопутные и морские границы России | комбинированный | 4 | |
8 | Различия во времени на территории России. Пр. р. 3 Определение поясного времени для разных городов России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 4 | |
9 | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | комбинированный | 5 | |
10 | Повторение и обобщение темы «Географическое положение России | Обобщающий урок | 5 | |
Тема 2. История освоения и изучения территории России. (5 ч.) | ||||
11 | Заселение и освоение территории России в 9-17вв | комбинированный | 6 | |
12 | Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв | комбинированный | 6 | |
13 | Географические исследования территории России в 18-19вв | комбинированный | 7 | |
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. Пр. р. 4 Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 7 | |
15 | Повторение по теме: «История освоения и изучения территории России» | Обобщающий урок | 8 | |
Раздел 2. Природа России. (40 ч.) | ||||
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (8 ч.) | ||||
16 | Геологическая история | комбинированный | 8 | |
2 четверть (16часов) | ||||
17 | Развитие земной коры | комбинированный | 9 | |
18 | Рельеф России. | комбинированный | 9 | |
19 | Минеральные ресурсы страны. Пр. р. 5 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископ. | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 10 | |
20 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. | комбинированный | 10 | |
21 | Литосфера. Рельеф. Человек | 11 | ||
22 | Рельеф своей местности | комбинированный | 11 | |
23 | Повторение и обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». Повторения и обобщения | Обобщающий урок | 12 | |
Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (7 ч.) | ||||
24 | Условия формирования климата. | комбинированный | 12 | |
25 | Движение воздушных масс. Пр. р. 6 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 13 | |
26 | Закономерности распределения тепла и влаги. Пр. р. 7 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 13 | |
27 | Климатические пояса и типы климатов. | комбинированный | 14 | |
28 | Климат и человек. | комбинированный | 14 | |
29 | Климат своего региона. Пр. р. 8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов( на примере своей местности) страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 15 | |
30 | Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Урок повторения и обобщения | Обобщающий урок | 15 | |
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (7 ч.) | ||||
31 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. | комбинированный | 16 | |
32 | Зависимость речной сети от климата. Пр. р. 9 Составление характеристики одной из Рекс использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 16 | |
3 четверть (20 часов) | ||||
33 | Другие виды внутренних вод | комбинированный | 17 | |
34 | Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение. Пр. р. 10 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 17 | |
35 | Водные ресурсы | комбинированный | 18 | |
36 | Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Пр. р. 11 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 18 | |
37 | Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». Урок повторения и обобщения | Обобщающий урок | 19 | |
Тема 6 Почва и почвенные ресурсы. (4 ч.) | ||||
38 | Почва как особое природное образование | комбинированный | 19 | |
39 | Размещение основных типов почв | комбинированный | 20 | |
40 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | комбинированный | 20 | |
41 | Особенности почв своего региона и своей местности. Пр. р. 12 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 21 | |
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 ч.) | ||||
42 | Растительный и животный мир | комбинированный | 21 | |
43 | Биологические ресурсы | комбинированный | 22 | |
44 | Растительный и животный мир своего региона и своей местности | комбинированный | 22 | |
Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.) | ||||
45 | Природные комплексы | комбинированный | 23 | |
46 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | комбинированный | 23 | |
47 | Северные безлесные природные зоны | комбинированный | 24 | |
48 | Лесные зоны. Тайга | комбинированный | 24 | |
49 | Смешанные и широколиственные леса | комбинированный | 25 | |
50 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. 13 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 25 | |
51 | Высотная поясность | комбинированный | 26 | |
52 | Моря как крупные природные комплексы | комбинированный | 26 | |
4 четверть (16 часов) | ||||
53 | Природно-хозяйственные различия российских морей | комбинированный | 27 | |
54 | Особо охраняемые природные территории России | комбинированный | 27 | |
55 | Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России». | Обобщающий урок | 28 | |
Раздел 3. Население России. (10 ч.) | ||||
56 | Численность и воспроизводство населения. Пр. р. 14 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 28 | |
57 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Пр. р. 15 Анализ карт населения | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 29 | |
58 | Этнический и языковой состав населения России. Пр. р. 16 Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 29 | |
59 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | комбинированный | 30 | |
60 | Особенности урбанизации в России. Городское население | комбинированный | 30 | |
61 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | комбинированный | 31 | |
62 | Миграции населения в России | комбинированный | 31 | |
63 | Размещение населения России | комбинированный | 32 | |
64 | Занятость населения | комбинированный | 32 | |
65 | Повторение и обобщение раздела: «Население России» | Обобщающий урок | 33 | |
Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (3 ч.) | ||||
66 | Влияние общества на развитие природы. | комбинированный | 33 | |
67 | Природные ресурсы. Пр. р. 17.Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ | Отработка навыков/закрепление знаний и навыков | 34 | |
68 | Природно-ресурсный потенциал России | комбинированный | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...