Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Терехина Елена Алексеевна

Рабочая программа 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_kl.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании ШМО

____________ Солдатова Е.В.

Протокол №_________

«____»____________ 20      г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

______________ Снитовская Е.А.

«____»____________ 20      г.

Утверждено

Директор гимназии

______________ Тимошенко Н.А.

«____»____________ 20      г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»

Рабочая программа по

Срок реализации программы: 2012-2013 учебный год

Класс:8 А, Б, В.

Составитель программы: Терехина Е.А.

Троицк, 2012

Пояснительная записка

Введение:

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897), основной образовательной программой основного общего образования Гимназии им. Н.В. Пушкова  составлена на основе авторской программы Летягина А.А., Душиной  И.В,  Пятунина В.П.  «География России. Природа. Население» Вентана-Граф 2011.

Цели и задачи данной программы обучения:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы         Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

        Учебно-методические задачи:

- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развить картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

        Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира»

 Данная авторская программа соответствует концепции развития гимназии, образовательным целям гимназии.

Содержание программы

Название темы

Кол-во часов

1

Что и с какой целью изучают в курсе «география России».Введение.

1

2

Раздел 1

Особенности географического положения и формирование государственной территории России. 

14

Тема 1. Географическое положение России.

9

 Тема 2. История освоения и изучения территории России.

5

3

Раздел 2. Природа России

40

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

8

Тема 4 «Климат и климатические ресурсы»        

7

Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы»                                            

7

Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы»

4

Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

3

Тема 8. Природные различия на территории России

11

4

Раздел 3. Население России

10

5

Раздел 4. «Природный фактор в развитии России»  

3

 Формы и средства контроля

 Тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами. Практических работ  –  17.

Учебно-методическое обеспечение 

                                  

1. Стандарт основного общего образования по географии

2. Стандарт среднего (полного ) общего образования  (базовый уровень)

3. Программа основного общего образования

4. Сборник нормативных документов по географии. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии.( Сост. Э.Д.Днепров. –М.:Дрофа, 2007г.)

5. Программы  для общеобразовательных учреждений 6-11 классы (Сост. Е.В.Овсянникова.-  2-е изд.,  стереотип.- М.:Дрофа,  2009г.)

6. Учебник  «География России. Природа. Население», 8 класс, Пятунин В.Б., Таможня Е.А., Вентана-Граф, 2011.

7   . География 8 класс «Тестовые задания. Подготовка к ЕГЭ», Пятунин В.П., Таможня Е.А., Вентана-Граф, 2011

8. Атлас География России Природа и население, АСТ, 2012

                                       

                       Методическая литература. Дидактический материал.

1.  Библиотека школьника. В.И.Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах. (изд.-М.: Московский Лицей 2004г)

2. Современный урок географии. Методические разработки уроков. (изд.-М.: Школа – Пресс, 2004г)

3.  Рабочая тетрадь по географии. 6-10 классы            (изд.- М.: Дрофа 2009)

4. Г.Н.Элькин.  Методическое пособие . Физическая география. 6-9 классы. (изд.- Паритет, 2002)

5. Методическое пособие. Уроки географии 6-9 класс. Современная школа. С применением информационных технологий. (изд. – М.: Глобус, 2008г)

6.  Методическое пособие для учителя.  Н.Ю.Маерова. Уроки географии 8-9 классы. (изд.- М.: Дрофа, 2006 г

7. Н.В.Болотникова. География. Уроки – игры в средней школе. (изд.- В.: Учитель, 2003г.)

8. Л.Н.Картель. Дидактические материалы по физической географии. Пособие для учителя.  (М.: Просвещение)

9. А.Ф.Романова. Нестандартные уроки географии. 8-9 классы. (изд.В.: Учитель, 2003г)

10. И.И.Баринова, В.Я.Ром.  География России. Методическое пособие 8-9 классы. (изд.-М.: Дрофа,2003 г.)

11. Ф.С.Сагитов      География. Тесты.7-8 классы. Для подготовки к аттестационному тестированию по курсу географии.(изд.-М.: Издат-школа 2000)

12. Г.Н.Элькин   Тесты. География. Для проверки знаний. Для сдачи ЕГЭ. Для подготовки к экзаменам 8-9 классы                  (изд. -С- П.: Паритет, 2005г)

16.   В.П.Дронов.      Методическое пособие по географии России.   (изд.-М.: Просвещение)

17.  А.А.Летягин. Тесты по географии 8-9 классы.

18.  О.П.Моисеева    Тематический тестовый контроль по географии России 8 клас

19.  Е.А.Данилова         География в схемах и таблицах. 6-10кл.             (СПб.:Тригон, 2009 г)                        

20.  Географический  энциклопедический словарь. Географические  названия. Москва.  «Советская энциклопедия»

21. Детская энциклопедия. Я познаю мир. География.  (изд.М.: Аст, 1998г)

Планируемые результаты

        В результате изучения курса «География России. Природа. Население» ученик должен:

        Знать/понимать

- основные географические понятия: федерация, государственная территория, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения,  миграции, экономически активное население,  трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база;

- различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

        Уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

-  для определения поясного времени;

- для чтения карт различного содержания;

- для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.


Календарно-тематическое планирование

№ пп

Тема урока

Тип урока

Дата/неделя

Коррекция

1 четверть (16 часов)

Введение.

1

Что и с какой целью изучают в курсе «География России». (1 ч.)

комбинированный

1

Раздел 1

Особенности географического положения и формирование государственной территории России. (14 ч.)

Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.)

2

 Географическое положение и его виды. Пр. р. 1 Характеристика ГП России

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

1

3

Размеры территории и природно-географическое положение России. Пр. р. 2 Сравнение ГП России и других стран

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

2

4

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

комбинированный

2

5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России

комбинированный

3

6

Государственная территория России. Типы российских границ

комбинированный

3

7

Сухопутные и морские границы России

комбинированный

4

8

Различия во времени  на территории России. Пр. р. 3 Определение поясного времени для разных городов России

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

4

9

Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации

комбинированный

5

10

Повторение и обобщение темы «Географическое положение России

Обобщающий урок

5

Тема 2. История освоения и изучения территории России. (5 ч.)

11

Заселение и освоение территории  России в 9-17вв

комбинированный

6

12

Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв

комбинированный

6

13

Географические исследования  территории России в 18-19вв

комбинированный

7

14

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. Пр. р. 4 Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

7

15

Повторение по теме: «История освоения и изучения территории России»

Обобщающий урок

8

Раздел 2. Природа России. (40 ч.)

Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (8 ч.)

16

Геологическая история

комбинированный

8

2 четверть (16часов)

17

Развитие земной коры

комбинированный

9

18

Рельеф России.

комбинированный

9

19

Минеральные ресурсы страны. Пр. р. 5 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископ.

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

10

20

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

комбинированный

             10

    21

Литосфера. Рельеф. Человек

11

    22

Рельеф своей местности

комбинированный

11

    23

Повторение и обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».

Повторения и обобщения

Обобщающий урок

             12

Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (7 ч.)

    24

Условия формирования климата.

комбинированный

12

    25

Движение воздушных масс. Пр. р. 6 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

13

    26

Закономерности распределения тепла и влаги. Пр. р. 7 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

13

    27

Климатические пояса и типы климатов.

комбинированный

14

    28

Климат и человек.

комбинированный

14

    29

Климат своего региона. Пр. р. 8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов( на примере своей местности) страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

15

   30

Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Урок повторения и обобщения

Обобщающий урок

15

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (7 ч.)

   31

Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.

комбинированный

16

   32

Зависимость речной сети от климата. Пр. р.  9  Составление характеристики одной из Рекс использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

16

3 четверть (20 часов)

33

Другие виды внутренних вод

комбинированный

17

    34

Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение. Пр. р. 10 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

17

    35

Водные ресурсы

комбинированный

18

    36

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Пр. р. 11 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

18

37

Повторение и обобщение темы:  «Внутренние воды и водные ресурсы». Урок повторения и обобщения

Обобщающий урок

19

Тема 6  Почва и почвенные ресурсы. (4 ч.)

38

Почва как особое природное образование

комбинированный

19

39

Размещение основных типов почв

комбинированный

20

40

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

комбинированный

20

41

Особенности почв своего региона и своей местности. Пр. р. 12 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

21

Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 ч.)

    42

Растительный и животный мир

комбинированный

21

    43

Биологические ресурсы

комбинированный

            22

    44

Растительный и животный мир своего региона и своей местности

комбинированный

           22

Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.)

    45

Природные комплексы

комбинированный

           23

    46

Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс

комбинированный

           23

    47

Северные безлесные природные зоны

комбинированный

           24

    48

Лесные зоны. Тайга

комбинированный

           24

    49

Смешанные и широколиственные леса

комбинированный

           25

    50

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. 13 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

           25

    51

Высотная поясность

комбинированный

           26

    52

Моря как крупные природные комплексы

комбинированный

           26

4 четверть (16 часов)

53

Природно-хозяйственные различия российских морей

комбинированный

27

54

Особо охраняемые природные территории России

комбинированный

27

55

Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России».

Обобщающий урок

28

Раздел 3. Население России. (10 ч.)

56

Численность и воспроизводство населения. Пр. р. 14 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

28

57

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Пр. р. 15 Анализ карт населения

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

29

58

Этнический и языковой состав населения России. Пр. р. 16  Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

29

59

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

комбинированный

30

60

Особенности урбанизации в России. Городское население

комбинированный

30

61

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения

комбинированный

31

62

Миграции населения в России

комбинированный

31

63

Размещение населения России

комбинированный

32

64

Занятость населения

комбинированный

32

65

Повторение и обобщение раздела: «Население России»

Обобщающий урок

33

Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (3 ч.)  

    66

Влияние общества на развитие природы.

комбинированный

33

    67

Природные ресурсы. Пр. р. 17.Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

Отработка навыков/закрепление знаний и навыков

34

68

Природно-ресурсный потенциал России

комбинированный

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...