Рабочая программа. КТП по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по географии для 5 класса. Авторы УМК Алексеев, Николина, Липкина. 2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 48.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская основная общеобразовательная школа деревни Мизиново городского округа Лосино-Петровский Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______С.И. Карпова
« » августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
(учебный предмет) 5 класс |
(класс) базовый |
(уровень обучения) |
Составитель:
учитель географии высшей категории
Киржаева Наталья Васильевна
2019
Рабочая программа по географии для обучающихся 5 класса в 2019-2020 учебном году составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново городского округа Лосино-Петровский Московской области; примерной программы основного общего образования по географии.
- примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы, А.И. Алексеев, М.А.Бахир, Просвещение, 2019 г
- Данная программа реализуется в линии учебников «Полярная звезда» издательства «Просвещение» под редакцией А.И. Алексеева, авторы учебника А.И. Алексеев, В.И.Николина, Е.К.Липкина М.: Просвещение , 2019г В соответствии с учебным планом МБОУ Орловской ООШ д. Мизиново го Лосино- Петровский МО данная программа рассчитана на преподавание курса географии в 5 классе в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год).
Количество часов по учебному плану школы – 35 ( 1 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Выпускник научится:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Источники географической информации (19 часов)
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч)
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса.
Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».
Тема 3. План и карта (11 ч)
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.
Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.
Раздел 2. Природа Земли и человек (15 часов)
Тема 4. Человек на Земле (3 ч)
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.
Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (12 ч)
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.
Оценочные практикумы:
- Построение плана местности.
- Определение по карте расстояний и направлений.
- Определение по карте и глобусу географических координат объектов.
- Сравнение стран мира по политической карте.
- Описание гор и равнин по плану.
- Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.
- Выполнение проектного задания в сотрудничестве.
№ | Раздел | Часы | |
Общее количество часов | Из общего количества часов | ||
Практические работы | |||
1. | Источники географической информации | 19 | 3 |
2. | Природа земли и человек | 15 | 4 |
итого | 34 | 7 |
Календарно- тематическое планирование
по географии в 5 классе (35 часов)
№ урока | Учебное занятие (тема) | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и /или коррекция) |
Раздел 1. Источники географической информации (19 часов) Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 ч) | |||
1 | Зачем нам география и как мы ее будем изучать | 02.09-06.09 | |
2 | Как люди открывали Землю. | 09.09-13.09 | |
3 | Великие географические открытия. | 16.09-20.09 | |
4 | География сегодня | 23.09-27.09 | |
Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | |||
5(1) | Мы во Вселенной | 30.09-04.10 | |
6 (2) | Движение Земли | 07.10-11.10 | |
7(3) | Солнечный свет на Земле | 14.10-18.10 | |
8(4) | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы» | 21.10-25.10 | |
План и карта (11 часов) | |||
9(1) | Ориентирование на местности | 05.11-08.11 | |
10(2) | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб | 11.11-15.11 | |
11(3) | Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. | 18.11-22.11 | |
12(4) | Практическая работа №1. «Построение плана местности» | 25.11-29.11 | |
13(5) | Географическая карта | 02.12-06.12 | |
14(6) | Градусная сетка Урок с использованием ИКТ | 09.12-13.12 | |
15(7) | Практическая работа № 2. «Определение по карте расстояний и направлений» | 16.12-20.12 | |
16(8) | Географические координаты. Широта | 23.12-26.12 | |
17(9) | Географические координаты. Долгота | 13.01-17.01 | |
18(10) | Практическая работа № 3. «Определение по карте и глобусу географических координат объектов» | 20.01-24.01 | |
19(11) | Обобщение по теме «План и карта» | 27.01-31.01 | |
Раздел 2. Природа земли и человек (15 часов) | |||
Человек на Земле (3 часа) | |||
20(1) | Как люди заселяли Землю | 03.02-07.02 | |
21(2) | Расы и народы | 10.02.14.02 | |
22(3) | Практическая работа № 4. «Сравнение стран мира по политической карте» | 17.02-21.02 | |
Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов) | |||
23(1) | Земная кора – верхняя часть литосферы | 24.02-28.02 | |
24(2) | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 02.03-06.03 | |
25(3) | Движения земной коры. Землетрясения | 09.03-13.03 | |
26(4) | Движения земной коры. Вулканы | 16.03-20.03 | |
27(5) | Рельеф Земли. Равнины | 30.03-03.04 | |
28(6) | Рельеф Земли. Горы. Практическая работа № 5. «Описание гор и равнин по плану» | 06.04-10.04 | |
29(7) | Практическая работа № 6. «Обозначение на контурной карте гор и равнин, районов землетрясений и вулканов».
| 13.04-17.04 | |
30(8) | Практическая работа № 7. «Скульптурный портрет Земли» | 20.04-24.04 | |
31(9) | «Скульптурный портрет Земли». Защита проектов | 27.04-30.04 | |
32(10) | Литосфера и человек Урок с использованием ИКТ | 04.05-08.05 | |
33 | Обобщение знаний по изученному курсу | 11.05-15.05 | |
34 | Обобщение знаний по изученному курсу | 18.05-22.05 | |
Итого | 34 часов |
Приложение
График прохождения контрольных работ и(или) практической части программы по географии в 5 классе.
Перечень работ | Количество работ | Всего | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
Практическая работа | - | 2 | 2 | 3 | 7 |
Согласовано
Протокол заседания ШМО
учителей естественно-математического цикла
от ___.08.2018 г. № 1
________________________
( председатель ШМО Широкова Г.Н.)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___.08.2018___________ (Домашенко Я.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...