рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа по географии 6 класса по учебнику авторов О.А. Клемановой, В.В. Клеманова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiiya_6_klass.docx | 46.95 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
- Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);
- Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014
- Рабочая программа к учебнику "География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС
- Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района (приказ №35т 27.08.2013)
Общее количество часов – 35 часов. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Концепция
Рабочая программа по географии предусматривает целенаправленное формирование общих географических и экологических понятий уже с 5 класса. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения географии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Актуальность: Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа ориентирована, в соответствии с ФГОС второго поколения, на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии; освоение содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Цель программы: формирование системы географических знаний как компонента целостности естественнонаучной картины мира.
Задачи программы:
- Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по географии в 6 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости географических знаний, формирование общенаучных знаний).
- Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.
- Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.
Обоснование выбора УМК.
УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей естественно – научного цикла 31.08.2019 года протокол №1. Учебник География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019.Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
III. Общая характеристика курса учебного предмета, курса
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущего курса «География», является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. «География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины, процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Цели:
- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
- раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
- формирование представлений о единстве природы, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- воспитание в духе уважения к другим народам;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Методы, формы и технологии решения поставленных задач.
Основными принципами обучения являются:
- сознательность, активность и самостоятельность;
- наглядность;
- системность, последовательность и комплексность;
- обучение на высоком уровне трудности;
- прочность формирования знаний, умений, навыков;
- групповой и индивидуальный принципы в обучении.
Формы организации образовательного процесса:
- Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
- Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
- Практические: лабораторная работа, работа со справочной литературой.
- Самостоятельные: письменные упражнения, тесты.
Основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, поощрение.
Педагогические технологии:
. *Технологии личностно-ориентированного обучения;
* Развивающего обучения;
* Проектной технологии;
* ИКТ;
* Здоровьесберегающие
Межпредметные связи:
География-химия-физика-история-астрономия
IV.Место учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района.
Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс.
Общее число учебных часов в 6 классе - 35 (1ч в неделю).
V.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
VI.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса: личностные, метапредметные и предметные
Личностными результатами являются:
- овладение опытом участия в социально значимом труде;
- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметными рзультатами являются:
- объяснять значение понятий;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления и расстояния, работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- читать план местности и карту;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- обозначать на контурной карте географические объекты.
Метапредметными результатами являются:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описание объектов;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста
VII. Содержание учебного предмета, курса
№ раздела, темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел IV. Земля во Вселенной | 3 | |
2. | Раздел V. Путешествия и их географическое отражение | 5 | 2 |
3. | Раздел VI. Природа Земли | 18 | 2 |
Тема 10. Планета воды. | 2 | ||
Тема 11. Внутреннее строение Земли. | 3 | ||
Тема 12. Рельеф суши. | 3 | ||
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. | 6 | 2 | |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. | 4 | ||
4. | Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни | 8 | |
Тема 15. Живая планета | 2 | ||
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 | ||
Тема 17. Природа и человек | 4 | ||
Всего часов 35 |
VIII. Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты изучения курса «География» в 5 классе:
Обучающиеся научатся:
- объяснять значение понятий;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- обозначать на контурной карте географические объекты;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду своей местности;
- вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- вести полевой дневник.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-ориентироваться на местности при помощи карт и современных навигационных приборов;
-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
-создавать простейшие географические карты различного содержания;
-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией умениями и знаниями по теме.
Метапредметные результаты обучения
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
составлять описания объектов;
составлять простой план;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
выявлять причинно-следственные связи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
Обучающиеся получат возможность научиться:
выделять главное, существенные признаки понятий;
участвовать в совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- оценивать работу одноклассников
- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Обучающиеся получат возможность научится:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;
Формирование ИКТ–компетентности
Обучающиеся научатся:
- подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
- соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
- правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Личностные результаты.
У обучающихся будет сформировано:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
IХ. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
УМК для ученика:
- География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019
- Атлас. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
- Контурные карты. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
УМК для учителя:
- География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019
- География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2017
- А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа, 2017
- Атлас. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
- Контурные карты. География. 6 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...