рабочая программа по географии 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса составлена в соответствии с авторской программой География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С. В. Курчина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_geogr_2019-2020_po_fgos.docx | 39.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
346400, г. Новочеркасск , ул. Александровская, 112-а
Рассмотрена на заседании МО естественно-математического цикла Руководитель МО ___________О.А Малышева ___________________ от 27.08.___________2019__ протокол №_1__ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С. Цветкова от __28.08.___________ 2019_ приказ № 165____ | |
СОГЛАСОВАНО Председатель МС ___________Т.И. Галкина от _27.08___________2019_ протокол № _1__ | Принято на заседании педагогического совета от _27.08.__________ 2019_ протокол № _1__ |
Рабочая программа
по предмету «основы безопасности жизнедеятельности»
в 10-11 классе
на 2019/2020 учебный год
Разработал учитель __Малышева О.А__________________
(фамилия, инициалы)
_____СЗД__________________
(квалификационная категория)
2019
Нормативная правовая база реализации рабочей программы
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного (общего) образования (2004).
- Примерные программы по географии федерального базисного учебного плана 5-9 класс.
- Федеральный перечень учебников с изм. и доп. (Утверждён приказами Минпросвещения России от 28.12.2018 г. № 345, от 08.05.2019 г. № 233).
- Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на 2019-2020 учебный год.
- Рабочая программа по географии для учащихся 5 класса составлена в соответствии с авторской программой География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С. В. Курчина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.
На изучение предмета география в 5 (а, б) классе согласно учебному плану МБОУ СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год отводится 1 час в неделю, что соответствует 34 часам в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию предмета география в 5 (а,б) классе в 2019-2020 учебном году запланировано 33 часа (согласно календарно-тематическому планированию предмета с учётом государственных праздничных дней, определённых правительством РФ), программа уплотнена на 1 час. Темы «География – наука о Земле» и «Методы географических исследований» объединены в одну.
- Планируемые результаты освоения предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета «география» направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Предметные
- Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
- Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта);
-работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно или корректировать;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
-выявлять причины и следствия простых явлений
-осуществлять сравнение и классификацию;
-использование ИКТ;
-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов;
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
- Содержание учебного предмета «География»
с указанием форм организации занятий
Раздел 1 . Что изучает география (3 часа)
Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Практическая работа № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы». Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Раздел 2 . Как люди открывали Землю (4 часа)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2 «Как люди открывали Землю».
Раздел 3 . Земля во Вселенной (6 часов)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин.
Раздел 4 . Виды изображений поверхности Земли (6 часов)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Практическая работа № 3 Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 4 «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана.
Подведём итоги по теме "Виды изображения поверхности Земли".
Раздел 5 . Природа Земли (14 часов)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. НРЭО "Рельеф Ростовской области". Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Вулканы, гейзеры. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов». Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Практическая работа №6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов». Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7 «Составление карты стихийных природных явлений». Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Обобщающее повторение. Итоговая работа по курсу "География. Начальный курс".
Формы организации учебных занятий:
- учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и носят надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в данном классе представлена такими ситуациями, как:
•ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
•ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
•ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
•ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
- типы задач:
Личностные универсальные учебные действия:
—на личностное самоопределение;
—на развитие Я-концепции;
—на смыслообразование;
—на мотивацию;
—на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
—на учёт позиции партнёра;
—на организацию и осуществление сотрудничества;
—на передачу информации и отображение предметного содержания;
—тренинги коммуникативных навыков;
—ролевые игры;
—групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
—задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
—задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
—задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
—задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
—задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
—на планирование;
—на рефлексию;
—на ориентировку в ситуации;
—на прогнозирование;
—на целеполагание;
—на оценивание;
—на принятие решения;
—на самоконтроль;
—на коррекцию.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Примерами такого рода заданий служат: выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.
Условия и средства развития УУД, предусмотренные данной рабочей программой:
- учебное сотрудничество;
- совместная деятельность;
- организация дискуссий;
- использование общего приема доказательств;
- организация рефлексии;
- педагогическое общение;
- проектная деятельность.
3.Тематическое планирование по географии в 5 а, б классе.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |
5а | 5б | ||
1 | Что изучает география | 3 часа | 3 часа |
2 | Как люди открывали Землю | 4 часа | 4 часа |
3 | Земля во Вселенной | 6 часов | 6 часов |
4 | Виды изображений поверхности Земли | 6 часов | 6 часов |
5 | Природа Земли | 14 часов | 14 часов |
Итого: | 33 часа | 33 часа |
4.Календарно – тематическое планирование
по географии 5 а, б класс
(1 час в неделю, всего 33 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Формы и виды контроля | |
План | Факт | ||||
1 | Мир, в котором мы живем. | 1 | 03.09.19 | Вводный | |
2 | Науки о природе | 1 | 10.09.19 | Текущий контроль | |
3 | География – наука о Земле. Методы географических исследований. | 1 | 17.09.19 | Текущий контроль | |
4 | Географические открытия древности и Средневековья. | 1 | 24.09.19 | Текущий контроль | |
5 | Важнейшие географические открытия. | 1 | 01.10.19 | Текущий контроль | |
6 | Открытия русских путешественников. | 1 | 08.10.19 | Текущий контроль | |
7 | Контрольная работа № 1 по теме «Как люди открывали Землю» | 1 | 15.10.19 | Контрольная работа | |
8 | Изучение Вселенной | 1 | 22.10.19 | Текущий контроль | |
9 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты | 1 | 29.10.19 | Текущий контроль | |
10 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | 12.11.19 | Текущий контроль | |
11 | Мир звезд | 1 | 19.11.19 | Текущий контроль | |
12 | Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса | 1 | 26.11.19 | Текущий контроль | |
13 | Контрольная работа № 2 по теме «Вселенная» | 1 | 0312.19 | Контрольная работа | |
14 | Стороны горизонта | 1 | 10.12.19 | Текущий контроль | |
15 | Ориентирование | 1 | 17.12.19 | Текущий контроль | |
16 | План местности | 1 | 24.12.19 | Текущий контроль | |
17 | Практическая работа № 1 «Составление плана местности по описанию» | 1 | 14.01.20 | Текущий контроль | |
18 | Географическая карта | 1 | 21.01.20 | Текущий контроль | |
19 | Контрольная работа № 3 по теме «Виды изображения поверхности Земли» | 1 | 28.01.20 | Контрольная работа | |
20 | Как возникла Земля | 1 | 04.02.20 | Текущий контроль | |
21 | Внутренне строение Земли | 1 | 11.02.20 | Текущий контроль | |
22 | Землетрясения и вулканы Практическая работа № 2 . Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов | 1 | 18.02.20 | Текущий контроль | |
23/24 | Материки | 2 | 25.02.20 | Текущий контроль | |
03.03.20 | |||||
25 | Вода на Земле | 1 | 10.03.20 | Текущий контроль | |
26 | Воздушная одежда Земли Практическая работа №3. Составление карты стихийных природных явлений. | 1 | 17.03.20 | Текущий контроль | |
27 | Погода | 1 | 31.03.20 | Текущий контроль | |
28 | Климат | 1 | 07.04.20 | Текущий контроль | |
29 | Живая оболочка Земли | 1 | 14.04.20 | Текущий контроль | |
30 | Почва – особое природное тело | 1 | 21.04.20 | Текущий контроль | |
31 | Человек и природа | 1 | 28.04.20 | Текущий контроль | |
32 | Обобщающий урок по теме «Природа земли» | 1 | 12.05.20 | Текущий контроль | |
33 | Итоговая контрольная работа № 4 по теме «Природа Земли» | 1 | 19.05.20 | Контрольная работа | |
Итого: | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...