Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В. Архангельского» с использованием учебников по географии для 5 - 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева М.: «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа по географии 5-9 класс разработана на основе:
- Рабочей программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е. К. Липкиной.
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа выполняет две цели:
Информационно-методическая цель позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая цель предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В рамках реализации программы происходит:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально - экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
• формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение содержания программы осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание программы по географии линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_9_klass_.doc | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В. Архангельского» с использованием учебников по географии для 5 - 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева М.: «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа по географии 5-9 класс разработана на основе:
- Рабочей программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е. К. Липкиной.
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа выполняет две цели:
Информационно-методическая цель позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая цель предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В рамках реализации программы происходит:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально - экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
• формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
• формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
• формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
• формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение содержания программы осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание программы по географии линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.
Задачами реализации программы является формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно - общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является:
- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
- своение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «География» являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Регулятивные УУД:
9 класс
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
9 класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
- обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
9 класс
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик и компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на уровне среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
9-й класс
- Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.
- Объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований.
- Аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития.
- Объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
- Приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства.
- Оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
- Прогнозировать особенности развития географических систем.
- Прогнозировать изменения в географии деятельности.
- Составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
- Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.
- Определять по картам местоположение географических объектов.
- Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.
- Выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание учебного предмета
9 класс (68 часов в год, 2 часа в неделю).
Раздел 1. Регионы и районы России (58 часов)
Природно – хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально – экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 2. Россия в современном мире (10 часов)
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Оценочные практические работы:
П/р№1 «Сравнительная характеристика двух регионов России».
П/р№2 «Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».
П/р№3 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт».
П/р№4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.
П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири».
П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»».
Проектная работа: «Путешествие по Транссибу»
Контрольные работы:
Входная контрольная работа №1
Контрольная работа №2 «Регионы России».
Контрольная работа №3 за I полугодие.
Контрольная работа №4 «Экономические районы».
Итоговая контрольная работа №5
Календарно-тематическое планирование (см. приложение)
Список литературы
Базовый учебник |
|
Учебно-методические пособия для учителя |
|
Дополнительная литература |
|
Интернет-ресурсы |
|
Календарно-тематическое планирование по курсу географии для 9б класса
Количество часов на текущий год: По учебному плану 70 часов.
№ урока | Тема урока | Практические работы | Контроль знаний | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Регионы России- 14 ч | |||||
1 | Вводный урок. Учимся с «Полярной звездой» | текущий | 4.09 | ||
2 | Районирование России1 | 6.09 | |||
3 | Районирование России2 | 11.09 | |||
4 | Источники географической информации. | 13.09 | |||
5 | Входная контрольная работа. | входной | 18.09 | ||
6 | Великие равнины России — Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. | П/р №1 «Сравнительная характеристика двух регионов России» | текущий | 20.09 | |
7 | Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: географическое положение, рельеф территорий, полезные ископаемые. | 25.09 | |||
8 | Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: климат, внутренние воды, природные зоны. | 27.09 | |||
9 | Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 2.10 | |||
10 | Северный Кавказ и Дальний Восток | 4.10 | |||
11 | Экологическая ситуация в России | 6.10 | |||
12 | Экологическая безопасность России | 9.10 | |||
13 | Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России?». | 11.10 | |||
14 | Обобщение знаний по теме «Регионы России». Контрольная работа по теме: «Регионы России» | тематический | 16.10 | ||
Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Районы России -47 ч | |||||
15 | Пространство Центральной России | текущий | 18.10 | ||
16 | Центральная Россия: освоение территории и население | 23.10 | |||
17 | Центральный район | 25.10 | |||
18 | Волго-Вятский район | 6.11 | |||
19 | Центрально-Черноземный район | 8.11 | |||
20 | Учимся с «Полярной звездой». Работа с текстом. | 13.11 | |||
21 | Учимся с «Полярной звездой». Подготовка к дискуссии. | 15.11 | |||
22 | Москва и Подмосковье. | 20.11 | |||
23 | Обобщение знаний по теме «Центральная Россия». | 22.11 | |||
24 | Пространство Северо-Запада. | 27.11 | |||
25 | Северо-Запад: «Окно в Европу»1 | 29.11 | |||
26 | Северо-Запад: «Окно в Европу».2 | 4.12 | |||
27 | Северо-Запад: хозяйство. | 6.12 | |||
28 | Санкт-Петербург - вторая столица России. | 11.12 | |||
29 | Географическая исследовательская практика. | П/р №2. Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России». | 13.12 | ||
30 | Обобщение и повторение «Северо-Запад» | 18.12 | |||
31 | Пространство Европейского Севера. | 20.12 | |||
32 | Европейский Север: освоение территории и население. | 25.12 | |||
33 | Контрольная работа за 1 полугодие | полугодовой | 27.12 | ||
34 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | текущий | 15.01 | ||
35 | Обобщение и повторение по теме «Европейский Север». | 17.01 | |||
36 | Пространство Северного Кавказа. | 22.01 | |||
37 | Северный Кавказ: освоение территории и население. | 24.01 | |||
38 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы. | .П/р№3. «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт». | 29.01 | ||
39 | Обобщение по теме «Северный Кавказ». Проверочная работа по теме: «Северный Кавказ». | 31.01 | |||
40 | Пространство Поволжья | текущий | 5.02 | ||
41 | Поволжье: освоение территории и население. | 7.02 | |||
42 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 12.02 | |||
43 | Обобщение по теме «Поволжье». Проверочная работа по теме: «Поволжье». | 14.02 | |||
44 | Пространство Урала. | П/р №4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала». | текущий | 19.02 | |
45 | Урал: освоение территории и хозяйство | 21.02 | |||
46 | Урал: население и города. | 26.02 | |||
47 | Учимся с «Полярной звездой». Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения. | 28.02 | |||
48 | Обобщение по теме «Урал». Проверочная работа по теме: «Урал». | 4.03 | |||
49 | Пространство Сибири. | текущий | 6.03 | ||
50 | Сибирь: освоение территории и население. | 11.03 | |||
51 | Сибирь: хозяйство. | 13.03 | |||
52 | Западная Сибирь. | П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири». | 18.03 | ||
53 | Восточная Сибирь | 20.03 | |||
54 | Учимся с «Полярной звездой». 1 | П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»». | 1.04 | ||
55 | Учимся с «Полярной звездой».2 | 3.04 | |||
56 | Пространство Дальнего Востока | 8.04 | |||
57 | Дальний Восток: освоение территории и население | 10.04 | |||
58 | Дальний Восток: хозяйство | 15.04 | |||
59 | Развитие Дальнего Востока | 17.04 | |||
60 | Обобщение по теме: «Дальний Восток» | 22.04 | |||
61 | Контрольная работа по теме: "Экономические районы". | тематический | 24.04 | ||
Раздел 2. Россия в современном мире. Тема: Россия в современном мире 9ч | |||||
62 | Соседи России.1 | текущий | 29.04 | ||
63 | Соседи России. 2 | 06.05 | |||
64 | Сфера влияния России. | 08.05 | |||
65 | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.1 | 13.05 | |||
66 | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.2 | 15.05 | |||
67 | Обобщение и повторение курса. | 20.05 | |||
68 | Итоговая контрольная работа. | итоговый | 22.05 | ||
69 | Обобщающее повторение темы «Районы России». | текущий | 27.05 | ||
70 | Итоговый урок по курсу «География России» | 29.05 |
Календарно-тематическое планирование по курсу географии для 9в класса
Количество часов на текущий год: По учебному плану 70 часов.
Праздничные дни (4.11, 24.02, 9.03) 1 часа По рабочей программе 67 часа
№ урока | Тема урока | Практические работы | Контроль знаний | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Регионы России- 14 ч | |||||
1 | Вводный урок. Учимся с «Полярной звездой» | текущий | 2.09 | ||
2 | Районирование России1 | 3.09 | |||
3 | Районирование России2 | 9.09 | |||
4 | Источники географической информации. | 10.09 | |||
5 | Входная контрольная работа. | входной | 16.09 | ||
6 | Великие равнины России — Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. | П/р №1 «Сравнительная характеристика двух регионов России» | текущий | 17.09 | |
7 | Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: географическое положение, рельеф территорий, полезные ископаемые. | 23.09 | |||
8 | Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: климат, внутренние воды, природные зоны. | 24.09 | |||
9 | Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 30.09 | |||
10 | Северный Кавказ и Дальний Восток | 1.10 | |||
11 | Экологическая ситуация в России | 7.10 | |||
12 | Экологическая безопасность России | 8.10 | |||
13 | Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России?». | 14.10 | |||
14 | Обобщение знаний по теме «Регионы России». Контрольная работа по теме: «Регионы России» | тематический | 15.10 | ||
Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Районы России -47 ч | |||||
15 | Пространство Центральной России | текущий | 21.10 | ||
16 | Центральная Россия: освоение территории и население | 22.10 | |||
17 | Центральный район | 5.11 | |||
18 | Волго-Вятский район | 11.11 | |||
19 | Центрально-Черноземный район | 12.11 | |||
20 | Учимся с «Полярной звездой». Работа с текстом. | 18.11 | |||
21 | Учимся с «Полярной звездой». Подготовка к дискуссии. | 19.11 | |||
22 | Москва и Подмосковье. | 25.11 | |||
23 | Обобщение знаний по теме «Центральная Россия». | 26.11 | |||
24 | Пространство Северо-Запада. | 2.12 | |||
25 | Северо-Запад: «Окно в Европу»1 | 3.12 | |||
26 | Северо-Запад: «Окно в Европу».2 | 9.12 | |||
27 | Северо-Запад: хозяйство. | 10.12 | |||
28 | Санкт-Петербург - вторая столица России. | 16.12 | |||
29 | Географическая исследовательская практика. | П/р №2. Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России». | 17.12 | ||
30 | Обобщение и повторение «Северо-Запад» | 23.12 | |||
31 | Пространство Европейского Севера. | 24.12 | |||
32 | Европейский Север: освоение территории и население. | 13.01 | |||
33 | Контрольная работа за 1 полугодие | полугодовой | 14.01 | ||
34 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | текущий | 20.01 | ||
35 | Обобщение и повторение по теме «Европейский Север». | 21.01 | |||
36 | Пространство Северного Кавказа. | 27.01 | |||
37 | Северный Кавказ: освоение территории и население. | 28.01 | |||
38 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы. | .П/р№3. «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт». | 3.02 | ||
39 | Обобщение по теме «Северный Кавказ». Проверочная работа по теме: «Северный Кавказ». | 4.02 | |||
40 | Пространство Поволжья | текущий | 10.02 | ||
41 | Поволжье: освоение территории и население. | 11.02 | |||
42 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 17.02 | |||
43 | Обобщение по теме «Поволжье». Проверочная работа по теме: «Поволжье». | 18.02 | |||
44 | Пространство Урала. | П/р №4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала». | текущий | 25.02 | |
45 | Урал: освоение территории и хозяйство | 2.03 | |||
46 | Урал: население и города. | 3.03 | |||
47 | Учимся с «Полярной звездой». Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения. | 10.03 | |||
48 | Обобщение по теме «Урал». Проверочная работа по теме: «Урал». | 16.03 | |||
49 | Пространство Сибири. | текущий | 17.03 | ||
50 | Сибирь: освоение территории и население. | 30.03 | |||
51 | Сибирь: хозяйство. | 31.03 | |||
52 | Западная Сибирь. | П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири». | 6.04 | ||
53 | Восточная Сибирь | 7.04 | |||
54 | Учимся с «Полярной звездой». 1 | П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»». | 13.04 | ||
55 | Пространство Дальнего Востока | 14.04 | |||
56 | Дальний Восток: освоение территории и население | 20.04 | |||
57 | Дальний Восток: хозяйство | 21.04 | |||
58 | Развитие Дальнего Востока | 27.04 | |||
59 | Обобщение по теме: «Дальний Восток» | 28.04 | |||
60 | Контрольная работа по теме: "Экономические районы". | тематический | 4.05 | ||
Раздел 2. Россия в современном мире. Тема: Россия в современном мире 9ч | |||||
61 | Соседи России.1 | текущий | 5.04 | ||
62 | Сфера влияния России. | 11.05 | |||
63 | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.1 | 12.05 | |||
64 | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.2 | 18.05 | |||
65 | Обобщение и повторение курса. | 19.05 | |||
66 | Итоговая контрольная работа. | итоговый | 25.05 | ||
67 | Итоговый урок по курсу «География России» | 26.05 |
Календарно-тематическое планирование по курсу географии для 9г класса
Количество часов на текущий год: По учебному плану 70 часов.
№ урока | Тема урока | Практические работы | Контроль знаний | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Регионы России- 14 ч | |||||
1 | Вводный урок. Учимся с «Полярной звездой» | текущий | 3.09 | ||
2 | Районирование России1 | 4.09 | |||
3 | Районирование России2 | 10.09 | |||
4 | Источники географической информации. | 11.09 | |||
5 | Входная контрольная работа. | входной | 17.09 | ||
6 | Великие равнины России — Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. | П/р №1 «Сравнительная характеристика двух регионов России» | текущий | 18.309 | |
7 | Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: географическое положение, рельеф территорий, полезные ископаемые. | 24.09 | |||
8 | Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: климат, внутренние воды, природные зоны. | 25.09 | |||
9 | Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 1.10 | |||
10 | Северный Кавказ и Дальний Восток | 2.10 | |||
11 | Экологическая ситуация в России | 8.10 | |||
12 | Экологическая безопасность России | 9.10 | |||
13 | Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России?». | 15.10 | |||
14 | Обобщение знаний по теме «Регионы России». Контрольная работа по теме: «Регионы России» | тематический | 16.10 | ||
Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Районы России -47 ч | |||||
15 | Пространство Центральной России | текущий | 22.10 | ||
16 | Центральная Россия: освоение территории и население | 23.10 | |||
17 | Центральный район | 5.11 | |||
18 | Волго-Вятский район | 6.11 | |||
19 | Центрально-Черноземный район | 12.11 | |||
20 | Учимся с «Полярной звездой». Работа с текстом. | 13.11 | |||
21 | Учимся с «Полярной звездой». Подготовка к дискуссии. | 19.11 | |||
22 | Москва и Подмосковье. | 20.11 | |||
23 | Обобщение знаний по теме «Центральная Россия». | 26.11 | |||
24 | Пространство Северо-Запада. | 27.11 | |||
25 | Северо-Запад: «Окно в Европу»1 | 3.12 | |||
26 | Северо-Запад: «Окно в Европу».2 | 4.12 | |||
27 | Северо-Запад: хозяйство. | 10.12 | |||
28 | Санкт-Петербург - вторая столица России. | 11.12 | |||
29 | Географическая исследовательская практика. | П/р №2. Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России». | 17.12 | ||
30 | Обобщение и повторение «Северо-Запад» | 18.12 | |||
31 | Пространство Европейского Севера. | 24.12 | |||
32 | Европейский Север: освоение территории и население. | 25.12 | |||
33 | Контрольная работа за 1 полугодие | полугодовой | 14.01 | ||
34 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | текущий | 15.01 | ||
35 | Обобщение и повторение по теме «Европейский Север». | 21.01 | |||
36 | Пространство Северного Кавказа. | 22.01 | |||
37 | Северный Кавказ: освоение территории и население. | 28.01 | |||
38 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы. | .П/р№3. «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт». | 29.01 | ||
39 | Обобщение по теме «Северный Кавказ». Проверочная работа по теме: «Северный Кавказ». | 4.02 | |||
40 | Пространство Поволжья | текущий | 5.02 | ||
41 | Поволжье: освоение территории и население. | 11.02 | |||
42 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 12.02 | |||
43 | Обобщение по теме «Поволжье». Проверочная работа по теме: «Поволжье». | 18.02 | |||
44 | Пространство Урала. | П/р №4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала». | текущий | 19.02 | |
45 | Урал: освоение территории и хозяйство | 25.02 | |||
46 | Урал: население и города. | 26.02 | |||
47 | Учимся с «Полярной звездой». Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения. | 3.03 | |||
48 | Обобщение по теме «Урал». Проверочная работа по теме: «Урал». | 4.03 | |||
49 | Пространство Сибири. | текущий | 10.03 | ||
50 | Сибирь: освоение территории и население. | 11.03 | |||
51 | Сибирь: хозяйство. | 17.03 | |||
52 | Западная Сибирь. | П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири». | 18.03 | ||
53 | Восточная Сибирь | 31.03 | |||
54 | Учимся с «Полярной звездой». 1 | П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»». | 1.04 | ||
55 | Учимся с «Полярной звездой».2 | 7.04 | |||
56 | Пространство Дальнего Востока | 8.04 | |||
57 | Дальний Восток: освоение территории и население | 14.04 | |||
58 | Дальний Восток: хозяйство | 15.04 | |||
59 | Развитие Дальнего Востока | 21.04 | |||
60 | Обобщение по теме: «Дальний Восток» | 22.04 | |||
61 | Контрольная работа по теме: "Экономические районы". | тематический | 28.04 | ||
Раздел 2. Россия в современном мире. Тема: Россия в современном мире 9ч | |||||
62 | Соседи России.1 | текущий | 29.04 | ||
63 | Соседи России. 2 | 05.05 | |||
64 | Сфера влияния России. | 06.05 | |||
65 | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.1 | 12.05 | |||
66 | Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.2 | 13.05 | |||
67 | Обобщение и повторение курса. | 19.05 | |||
68 | Итоговая контрольная работа. | итоговый | 20.05 | ||
69 | Обобщающее повторение темы «Районы России». | текущий | 26.05 | ||
70 | Итоговый урок по курсу «География России» | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...