Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

  Предлагаемая рабочая программа реализуется в МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В. Архангельского» с использованием учебников по географии для 5 - 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева М.: «Просвещение», 2014г.

Рабочая программа по географии 5-9 класс разработана на основе:

  • Рабочей программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е. К. Липкиной.

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

 

Программа выполняет две цели:

Информационно-методическая цель позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

 

Организационно-планирующая цель предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

 

В рамках реализации программы происходит:

•      формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

•      познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

•      познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

•      понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

•      понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально - экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

•      глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

•      выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

•      формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

•      формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

•      формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

•      формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

•      формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

•      понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

•      всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

•      выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

       Построение содержания программы осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

       Программа направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

 Содержание программы по  географии  линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_9_klass_.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в МБОУ «Мужевская СОШ им Н.В. Архангельского» с использованием учебников по географии для 5 - 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева М.: «Просвещение», 2014г.

Рабочая программа по географии 5-9 класс разработана на основе:

  • Рабочей программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е. К. Липкиной.

Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа выполняет две цели:

Информационно-методическая цель позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая цель предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В рамках реализации программы происходит:

•        формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

•        познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

•        познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

•        понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

•        понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально - экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

•        глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

•        выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

•        формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

•        формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

•        формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

•        формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

•        формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

•        понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

•        всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

•        выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

        Построение содержания программы осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

        Программа направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

 Содержание программы по  географии  линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России.

Задачами реализации программы является формирование у обучающихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно - общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
  • предпрофильной ориентации.

        

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        Личностным результатом обучения географии в основной школе является:

-        формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

-        воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

-        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

-        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

-        формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

-        формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

-        своение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-        формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

-        формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-        осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-        развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

        Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «География» являются:

-        овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-        умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-        формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

-        формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

-        умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

-        формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

-        умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

-        умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

-        умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

-        умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Регулятивные УУД: 

9 класс

-        Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

-        Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-        Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-        Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

-        Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

-        Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

-        Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

-        Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

-        организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

-        умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

9 класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

-        давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

-        осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

-        обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

-        Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-        Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

-        Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

-        Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

-        Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

-        Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

9 класс

-        Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-        В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

-        Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

-        Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

-        Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

-        формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-        формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

-        формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

-        овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик и компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

-        овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

-        овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-        формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

-        создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на уровне среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

9-й        класс

-        Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

-        Объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований.

-        Аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития.

-        Объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

-        Приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства.

-        Оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

-        Прогнозировать особенности развития географических систем.

-        Прогнозировать изменения в географии деятельности.

-        Составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

-        Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.

-        Определять по картам местоположение географических объектов.

-        Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.

-        Выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Содержание учебного предмета

9 класс (68 часов в год, 2 часа в неделю).

Раздел 1. Регионы и районы России (58 часов)

Природно – хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально – экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел 2. Россия в современном мире (10 часов)

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. 

Оценочные практические работы:

П/р№1 «Сравнительная характеристика двух регионов России».

П/р№2 «Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

П/р№3 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт».

П/р№4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири».

П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»».

Проектная работа: «Путешествие по Транссибу»

Контрольные работы:

Входная контрольная работа №1

Контрольная работа №2 «Регионы России».

Контрольная работа №3 за I полугодие.

Контрольная работа №4 «Экономические районы».

Итоговая контрольная работа №5

 

Календарно-тематическое планирование (см. приложение)

Список литературы

Базовый учебник

  •  «География. Россия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций под редакцией А.И. Алексеева, Ю.Н.Гладкого; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 5-е изд. М. : Просвещение, 2014. — 240 с.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • География. Рабочие программы Предметная линия учебников»Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е. К. Липкина. — М.: Просвещение, 2011.-144с.
  • География. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 128 с.
  • География. Мой тренажер. 9 класс: учеб.пособие для общеобразоват. Организаций/ В.В. Николина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.- 82с.

      Дополнительная

   литература

  • Снигирев В.А. Игры на уроках географии: метод.пособие/В.А. Снигирев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 20015. – 240с.
  • Ушакова О.Д. Понятия и определения: География/словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 96 с.

Интернет-ресурсы

  •   http://earth.google.com (Планета Земля) интернет-сервис по работе с космическими снимками.
  • http://www.edu.ru Главный образовательный портал (коллекция электронных образовательных ресурсов)

Календарно-тематическое планирование по курсу  географии для 9б класса

Количество часов на текущий год:                    По учебному плану 70 часов.           

                                             

урока

Тема урока

Практические работы

Контроль знаний

Дата

по плану

Дата

по факту

Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Регионы России-  14 ч

1

Вводный урок.  Учимся с «Полярной звездой»

текущий

4.09

2

Районирование России1

6.09

3

Районирование России2

11.09

4

Источники географической информации.

13.09

5

Входная контрольная работа.

входной

18.09

6

Великие равнины России — Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

П/р №1 «Сравнительная характеристика двух регионов России»

текущий

20.09

7

Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: географическое положение, рельеф территорий, полезные ископаемые.

25.09

8

Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: климат, внутренние воды, природные зоны.

27.09

9

Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь

2.10

10

Северный Кавказ и Дальний Восток

4.10

11

Экологическая ситуация в России

6.10

12

Экологическая безопасность России

9.10

13

Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России?».

11.10

14

Обобщение знаний по теме «Регионы России». Контрольная работа по теме:  «Регионы России»

тематический

16.10

Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Районы России -47 ч

15

Пространство Центральной России

текущий

18.10

16

Центральная Россия: освоение территории и население

23.10

17

Центральный район

25.10

18

Волго-Вятский район

6.11

19

Центрально-Черноземный район

8.11

20

Учимся с «Полярной звездой». Работа с текстом.

13.11

21

Учимся с «Полярной звездой». Подготовка к дискуссии.

15.11

22

Москва и Подмосковье.

20.11

23

Обобщение знаний по теме «Центральная Россия».

22.11

24

Пространство Северо-Запада.

27.11

25

Северо-Запад: «Окно в Европу»1

29.11

26

Северо-Запад: «Окно в Европу».2

4.12

27

Северо-Запад: хозяйство.

6.12

28

Санкт-Петербург - вторая столица России.

11.12

29

Географическая исследовательская практика.

П/р №2. Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

13.12

30

Обобщение и повторение «Северо-Запад»

18.12

31

Пространство Европейского Севера.

20.12

32

Европейский Север: освоение территории и население.

25.12

33

Контрольная работа за 1 полугодие 

полугодовой

27.12

34

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

текущий

15.01

35

Обобщение и повторение по теме «Европейский Север».

17.01

36

Пространство Северного Кавказа.

22.01

37

Северный Кавказ: освоение территории и население.

24.01

38

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.

.П/р№3. «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт».

29.01

39

Обобщение по теме «Северный Кавказ». Проверочная  работа по теме: «Северный Кавказ».

31.01

40

Пространство Поволжья

текущий

5.02

41

Поволжье: освоение территории и население.

7.02

42

Поволжье: хозяйство и проблемы

12.02

43

Обобщение по теме «Поволжье». Проверочная работа по теме:  «Поволжье».

14.02

44

Пространство Урала.

П/р №4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».

текущий

19.02

45

Урал: освоение территории и хозяйство

21.02

46

Урал: население и города.

26.02

47

Учимся с «Полярной звездой». Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения.

28.02

48

 Обобщение по теме «Урал». Проверочная работа по теме:  «Урал».

4.03

49

Пространство Сибири.

текущий

6.03

50

Сибирь: освоение территории и население.

11.03

51

Сибирь: хозяйство.

13.03

52

Западная Сибирь.

П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири».

18.03

53

Восточная Сибирь

20.03

54

Учимся с «Полярной звездой». 1

П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»».

1.04

55

Учимся с «Полярной звездой».2

3.04

56

Пространство Дальнего Востока

8.04

57

Дальний Восток: освоение территории и население

10.04

58

Дальний Восток: хозяйство

15.04

59

Развитие Дальнего Востока

17.04

60

Обобщение по теме: «Дальний Восток»

22.04

61

Контрольная работа по теме: "Экономические районы".

тематический

24.04

Раздел 2. Россия в современном мире. Тема: Россия в современном мире 9ч

62

Соседи России.1

текущий

29.04

63

Соседи России. 2

06.05

64

Сфера влияния России.

08.05

65

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.1

13.05

66

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.2

15.05

67

Обобщение и повторение курса.

20.05

68

Итоговая контрольная работа.

итоговый

22.05

69

Обобщающее повторение темы «Районы России».  

текущий

27.05

70

Итоговый урок по курсу «География России»

29.05

Календарно-тематическое планирование по курсу  географии для 9в класса

Количество часов на текущий год:                    По учебному плану 70 часов. 

Праздничные дни (4.11, 24.02, 9.03) 1 часа      По рабочей программе 67 часа

                                                       

урока

Тема урока

Практические работы

Контроль знаний

Дата

по плану

Дата

по факту

Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Регионы России-  14 ч

1

Вводный урок.  Учимся с «Полярной звездой»

текущий

2.09

2

Районирование России1

3.09

3

Районирование России2

9.09

4

Источники географической информации.

10.09

5

Входная контрольная работа.

входной

16.09

6

Великие равнины России — Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

П/р №1 «Сравнительная характеристика двух регионов России»

текущий

17.09

7

Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: географическое положение, рельеф территорий, полезные ископаемые.

23.09

8

Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: климат, внутренние воды, природные зоны.

24.09

9

Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь

30.09

10

Северный Кавказ и Дальний Восток

1.10

11

Экологическая ситуация в России

7.10

12

Экологическая безопасность России

8.10

13

Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России?».

14.10

14

Обобщение знаний по теме «Регионы России». Контрольная работа по теме:  «Регионы России»

тематический

15.10

Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Районы России -47 ч

15

Пространство Центральной России

текущий

21.10

16

Центральная Россия: освоение территории и население

22.10

17

Центральный район

5.11

18

Волго-Вятский район

11.11

19

Центрально-Черноземный район

12.11

20

Учимся с «Полярной звездой». Работа с текстом.

18.11

21

Учимся с «Полярной звездой». Подготовка к дискуссии.

19.11

22

Москва и Подмосковье.

25.11

23

Обобщение знаний по теме «Центральная Россия».

26.11

24

Пространство Северо-Запада.

2.12

25

Северо-Запад: «Окно в Европу»1

3.12

26

Северо-Запад: «Окно в Европу».2

9.12

27

Северо-Запад: хозяйство.

10.12

28

Санкт-Петербург - вторая столица России.

16.12

29

Географическая исследовательская практика.

П/р №2. Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

17.12

30

Обобщение и повторение «Северо-Запад»

23.12

31

Пространство Европейского Севера.

24.12

32

Европейский Север: освоение территории и население.

13.01

33

Контрольная работа за 1 полугодие 

полугодовой

14.01

34

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

текущий

20.01

35

Обобщение и повторение по теме «Европейский Север».

21.01

36

Пространство Северного Кавказа.

27.01

37

Северный Кавказ: освоение территории и население.

28.01

38

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.

.П/р№3. «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт».

3.02

39

Обобщение по теме «Северный Кавказ». Проверочная  работа по теме: «Северный Кавказ».

4.02

40

Пространство Поволжья

текущий

10.02

41

Поволжье: освоение территории и население.

11.02

42

Поволжье: хозяйство и проблемы

17.02

43

Обобщение по теме «Поволжье». Проверочная работа по теме:  «Поволжье».

18.02

44

Пространство Урала.

П/р №4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».

текущий

25.02

45

Урал: освоение территории и хозяйство

2.03

46

Урал: население и города.

3.03

47

Учимся с «Полярной звездой». Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения.

10.03

48

 Обобщение по теме «Урал». Проверочная работа по теме:  «Урал».

16.03

49

Пространство Сибири.

текущий

17.03

50

Сибирь: освоение территории и население.

30.03

51

Сибирь: хозяйство.

31.03

52

Западная Сибирь.

П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири».

6.04

53

Восточная Сибирь

7.04

54

Учимся с «Полярной звездой». 1

П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»».

13.04

55

Пространство Дальнего Востока

14.04

56

Дальний Восток: освоение территории и население

20.04

57

Дальний Восток: хозяйство

21.04

58

Развитие Дальнего Востока

27.04

59

Обобщение по теме: «Дальний Восток»

28.04

60

Контрольная работа по теме: "Экономические районы".

тематический

4.05

Раздел 2. Россия в современном мире. Тема: Россия в современном мире 9ч

61

Соседи России.1

текущий

5.04

62

Сфера влияния России.

11.05

63

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.1

12.05

64

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.2

18.05

65

Обобщение и повторение курса.

19.05

66

Итоговая контрольная работа.

итоговый

25.05

67

Итоговый урок по курсу «География России»

26.05

Календарно-тематическое планирование по курсу  географии для 9г  класса

Количество часов на текущий год:                    По учебному плану 70 часов.           

                                             

урока

Тема урока

Практические работы

Контроль знаний

Дата

по плану

Дата

по факту

Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Регионы России-  14 ч

1

Вводный урок.  Учимся с «Полярной звездой»

текущий

3.09

2

Районирование России1

4.09

3

Районирование России2

10.09

4

Источники географической информации.

11.09

5

Входная контрольная работа.

входной

17.09

6

Великие равнины России — Восточно-Европейская и Западно-Сибирская.

П/р №1 «Сравнительная характеристика двух регионов России»

текущий

18.309

7

Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: географическое положение, рельеф территорий, полезные ископаемые.

24.09

8

Горный каркас России — Урал и горы Южной Сибири: климат, внутренние воды, природные зоны.

25.09

9

Мерзлотная Россия — Восточная и Северо-Восточная Сибирь

1.10

10

Северный Кавказ и Дальний Восток

2.10

11

Экологическая ситуация в России

8.10

12

Экологическая безопасность России

9.10

13

Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы «Как обеспечить экологическую безопасность России?».

15.10

14

Обобщение знаний по теме «Регионы России». Контрольная работа по теме:  «Регионы России»

тематический

16.10

Раздел 1. Регионы и районы России. Тема: Районы России -47 ч

15

Пространство Центральной России

текущий

22.10

16

Центральная Россия: освоение территории и население

23.10

17

Центральный район

5.11

18

Волго-Вятский район

6.11

19

Центрально-Черноземный район

12.11

20

Учимся с «Полярной звездой». Работа с текстом.

13.11

21

Учимся с «Полярной звездой». Подготовка к дискуссии.

19.11

22

Москва и Подмосковье.

20.11

23

Обобщение знаний по теме «Центральная Россия».

26.11

24

Пространство Северо-Запада.

27.11

25

Северо-Запад: «Окно в Европу»1

3.12

26

Северо-Запад: «Окно в Европу».2

4.12

27

Северо-Запад: хозяйство.

10.12

28

Санкт-Петербург - вторая столица России.

11.12

29

Географическая исследовательская практика.

П/р №2. Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

17.12

30

Обобщение и повторение «Северо-Запад»

18.12

31

Пространство Европейского Севера.

24.12

32

Европейский Север: освоение территории и население.

25.12

33

Контрольная работа за 1 полугодие 

полугодовой

14.01

34

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

текущий

15.01

35

Обобщение и повторение по теме «Европейский Север».

21.01

36

Пространство Северного Кавказа.

22.01

37

Северный Кавказ: освоение территории и население.

28.01

38

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.

.П/р№3. «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт».

29.01

39

Обобщение по теме «Северный Кавказ». Проверочная  работа по теме: «Северный Кавказ».

4.02

40

Пространство Поволжья

текущий

5.02

41

Поволжье: освоение территории и население.

11.02

42

Поволжье: хозяйство и проблемы

12.02

43

Обобщение по теме «Поволжье». Проверочная работа по теме:  «Поволжье».

18.02

44

Пространство Урала.

П/р №4 «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала».

текущий

19.02

45

Урал: освоение территории и хозяйство

25.02

46

Урал: население и города.

26.02

47

Учимся с «Полярной звездой». Сформулировать проблемы Уральского района и наметить пути их решения.

3.03

48

 Обобщение по теме «Урал». Проверочная работа по теме:  «Урал».

4.03

49

Пространство Сибири.

текущий

10.03

50

Сибирь: освоение территории и население.

11.03

51

Сибирь: хозяйство.

17.03

52

Западная Сибирь.

П/р№5 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири».

18.03

53

Восточная Сибирь

31.03

54

Учимся с «Полярной звездой». 1

П/р№6 «Выполнение проектного задания «Путешествие по Транссибу»».

1.04

55

Учимся с «Полярной звездой».2

7.04

56

Пространство Дальнего Востока

8.04

57

Дальний Восток: освоение территории и население

14.04

58

Дальний Восток: хозяйство

15.04

59

Развитие Дальнего Востока

21.04

60

Обобщение по теме: «Дальний Восток»

22.04

61

Контрольная работа по теме: "Экономические районы".

тематический

28.04

Раздел 2. Россия в современном мире. Тема: Россия в современном мире 9ч

62

Соседи России.1

текущий

29.04

63

Соседи России. 2

05.05

64

Сфера влияния России.

06.05

65

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.1

12.05

66

Учимся с «Полярной звездой». Изучаем проблемы своего края.2

13.05

67

Обобщение и повторение курса.

19.05

68

Итоговая контрольная работа.

итоговый

20.05

69

Обобщающее повторение темы «Районы России».  

текущий

26.05

70

Итоговый урок по курсу «География России»

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...