Методическая статья «Развитие образного мышления у ГИА – 9 и ЕГЭ по географии»
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Неженец Зоя Владимировна

В Методической статье, показаны приемы работы с картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_mentalnyh_kart_nezhenets_z.v_udalila_s_sayta.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им. Н.Я. Василенко

города Лабинска муниципального образования Лабинского района

Подготовка учащихся к ГИА -9 и ЕГЭ по географии.

Неженец Зоя Владимировна

Аннотация: показана методика подготовки к ГИА.

Ключевые слова: осознание, ментальные карты.

      География – это наука о земле. Главное в предмете – это карта. Еще 15 лет назад задача учителя географии была научить читать карту,  сопоставлять данные и делать выводы, все эти действия можно было делать с использованием атласов. Но в связи с изменениями в сфере образования,  вводом единого  государственного экзамена, как формы проверки и оценки знаний, изменились и требования к предмету географии,  обучающимся нужно уметь сопоставлять различные процессы, анализировать данные, при этом картами пользоваться запрещено.

      Потому, я работаю над задачей: «Развитие образного мышления на уроках географии». Что такое образ – это голограмма, записывающаяся в сознании человека, осознание образа, подобно внесению ясности в происходящую ситуацию, либо процесс. Осознание  отличается от понимания. Понимать можно поверхностно, а осознавать – только из источника явления, из глубины. Осознавать, по - другому, означает владеть явлением, знать = уметь.   (1, с. 213). Что формирует образ  в сознании? Современный мир живет в трехмерном  пространстве, увиденное в природе – это трехмерное изображение, при чтении книг у человека возникает в сознании образ в трёх измерениях, а вот телевизионная картинка или компьютерная дает всего лишь двухмерное восприятие. Это значит, те дети, которые читают,  умеют фантазировать, а все мы знаем, что многие очень мало читают и не любят этого делать.  

     Вернемся к карте и уроку.  Для того чтобы,  процесс обучения был интересным и творческим,  я использую начиная с 5-го класса следующие методики.      1.При объяснении материала, на доске формируется схема, либо опорный конспект. (Пример. 6 класс, тема: «Речная система».   Вместе с детьми  рисуем на доске в трех разрезах реку, это сопровождается  объяснением учителя (варианты могут быть разными, в зависимости от подготовки класса). И домашнее задание: обязательно учебник пересказ и уметь ответы на вопросы; на выбор перерисовать схему, придумать свою речную систему, или рассказ, смоделировать ситуацию капельки. И далее в 7-9 классе эти  знания добавляются, но не усложняются. Дети растут, и  их сознание  может сопоставлять все больше информации. Самое главное показать, что это легко.  В результате,    ребенок,  увидев любое изображение (карты, схемы и т.д.), его осознаёт, сравнивает с другой информацией, сопоставляет с поставленной перед  ним задачей и делает вывод.

2. О методике ментальных карт, первый раз я услышала на курсах повышения квалификации учителей географии  АФККИДППО в 2007 году, и использую ее практически на каждом уроке. (Приложение 1.) Пример. 8 класс, практическая работа по теме: «Сопоставление геологических форм рельефа со строением литосферных плит». Работаем вместе с детьми  на доске и в тетрадях. 1 этап:  в начале рисуем  формы рельефа, далее накладываем другим цветом плиты и складчатости, полезные ископаемые. 2 этап: учащиеся самостоятельно отмечают в контурных картах, делают выводы. На этом этапе, важно  индивидуальный подход к каждому ребенку, создать ситуацию успеха.

3. Постоянно повторение  пройденного  материала. Для этого, на уроках я использую раздаточный материал в виде папки с таблицами, опорными планами, определениями. Учащиеся, решая задачи, тесты осознанно  используют этот материал, при этом развивается зрительная память, облегчая процесс осознания.

Приложение № 1.       Ментальные карты.

  1. Нарисуйте на листе бумаги шесть правильно расположенных кругов соответствующих частям света; при этом круг для Азии должен быть самым большим, а для Австралии – самым маленьким.
  2. Превратите круги материков в квадраты, прямоугольники и треугольники. Помня, что через широкую часть Африки проходит экватор и северную часть  Южной Америки.
  3. Еще несколькими линиями показать региональные различия внутри материков: Индия – это еще один треугольник, Япония – овал на востоке Евразии; в итоге получится более точная карта, с которой можно работать дальше.
  4. Придайте территории России или заданной страны  простую форму, нанесите крупные города либо реки в качестве ориентиров, и у вас получится карта, которую можно использовать для выполнения различных заданий.  

Литература:

1. С.А. Тачиев, А.М. Ветошкин, Е.Н. Ветошкина «Азбука жизни».- Синферополь, «Издательство Вперёд», 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

Методическая статья "Развитие рефлексивного мышления"

Методическая статья "Развитие рефлексивного мышления" представляет собой размышление о развитии у учащихся навыков критического мышления, о значении новых  образовательных технологий в современно...

Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"

В работе представлены   приемы   и  способы   развития   критического  мышления   на  уроках  истории  и обществознания...

Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС

В презентации дан обзор   развития образного мышления у учащихся по разным  темам 7-9 кл. по географии...

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...

Методическая статья "Развитие творческого мышления на нетрадиционных уроках английского языка"

Статья посвящена способам  развития творческого мышления учащихся на нетрадиционных уроках английского языка; в ней обоснована актуальность темы, связанная с современными реалиями, развитием техн...