Методическая статья «Развитие образного мышления у ГИА – 9 и ЕГЭ по географии»
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В Методической статье, показаны приемы работы с картой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_mentalnyh_kart_nezhenets_z.v_udalila_s_sayta.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средней общеобразовательной школы № 2 им. Н.Я. Василенко
города Лабинска муниципального образования Лабинского района
Подготовка учащихся к ГИА -9 и ЕГЭ по географии.
Неженец Зоя Владимировна
Аннотация: показана методика подготовки к ГИА.
Ключевые слова: осознание, ментальные карты.
География – это наука о земле. Главное в предмете – это карта. Еще 15 лет назад задача учителя географии была научить читать карту, сопоставлять данные и делать выводы, все эти действия можно было делать с использованием атласов. Но в связи с изменениями в сфере образования, вводом единого государственного экзамена, как формы проверки и оценки знаний, изменились и требования к предмету географии, обучающимся нужно уметь сопоставлять различные процессы, анализировать данные, при этом картами пользоваться запрещено.
Потому, я работаю над задачей: «Развитие образного мышления на уроках географии». Что такое образ – это голограмма, записывающаяся в сознании человека, осознание образа, подобно внесению ясности в происходящую ситуацию, либо процесс. Осознание отличается от понимания. Понимать можно поверхностно, а осознавать – только из источника явления, из глубины. Осознавать, по - другому, означает владеть явлением, знать = уметь. (1, с. 213). Что формирует образ в сознании? Современный мир живет в трехмерном пространстве, увиденное в природе – это трехмерное изображение, при чтении книг у человека возникает в сознании образ в трёх измерениях, а вот телевизионная картинка или компьютерная дает всего лишь двухмерное восприятие. Это значит, те дети, которые читают, умеют фантазировать, а все мы знаем, что многие очень мало читают и не любят этого делать.
Вернемся к карте и уроку. Для того чтобы, процесс обучения был интересным и творческим, я использую начиная с 5-го класса следующие методики. 1.При объяснении материала, на доске формируется схема, либо опорный конспект. (Пример. 6 класс, тема: «Речная система». Вместе с детьми рисуем на доске в трех разрезах реку, это сопровождается объяснением учителя (варианты могут быть разными, в зависимости от подготовки класса). И домашнее задание: обязательно учебник пересказ и уметь ответы на вопросы; на выбор перерисовать схему, придумать свою речную систему, или рассказ, смоделировать ситуацию капельки. И далее в 7-9 классе эти знания добавляются, но не усложняются. Дети растут, и их сознание может сопоставлять все больше информации. Самое главное показать, что это легко. В результате, ребенок, увидев любое изображение (карты, схемы и т.д.), его осознаёт, сравнивает с другой информацией, сопоставляет с поставленной перед ним задачей и делает вывод.
2. О методике ментальных карт, первый раз я услышала на курсах повышения квалификации учителей географии АФККИДППО в 2007 году, и использую ее практически на каждом уроке. (Приложение 1.) Пример. 8 класс, практическая работа по теме: «Сопоставление геологических форм рельефа со строением литосферных плит». Работаем вместе с детьми на доске и в тетрадях. 1 этап: в начале рисуем формы рельефа, далее накладываем другим цветом плиты и складчатости, полезные ископаемые. 2 этап: учащиеся самостоятельно отмечают в контурных картах, делают выводы. На этом этапе, важно индивидуальный подход к каждому ребенку, создать ситуацию успеха.
3. Постоянно повторение пройденного материала. Для этого, на уроках я использую раздаточный материал в виде папки с таблицами, опорными планами, определениями. Учащиеся, решая задачи, тесты осознанно используют этот материал, при этом развивается зрительная память, облегчая процесс осознания.
Приложение № 1. Ментальные карты.
- Нарисуйте на листе бумаги шесть правильно расположенных кругов соответствующих частям света; при этом круг для Азии должен быть самым большим, а для Австралии – самым маленьким.
- Превратите круги материков в квадраты, прямоугольники и треугольники. Помня, что через широкую часть Африки проходит экватор и северную часть Южной Америки.
- Еще несколькими линиями показать региональные различия внутри материков: Индия – это еще один треугольник, Япония – овал на востоке Евразии; в итоге получится более точная карта, с которой можно работать дальше.
- Придайте территории России или заданной страны простую форму, нанесите крупные города либо реки в качестве ориентиров, и у вас получится карта, которую можно использовать для выполнения различных заданий.
Литература:
1. С.А. Тачиев, А.М. Ветошкин, Е.Н. Ветошкина «Азбука жизни».- Синферополь, «Издательство Вперёд», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...
Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"
Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...
Методическая статья "Развитие рефлексивного мышления"
Методическая статья "Развитие рефлексивного мышления" представляет собой размышление о развитии у учащихся навыков критического мышления, о значении новых образовательных технологий в современно...
Методическая статья " Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания"
В работе представлены приемы и способы развития критического мышления на уроках истории и обществознания...
Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС
В презентации дан обзор развития образного мышления у учащихся по разным темам 7-9 кл. по географии...
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...