Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Михеенко Галина Сергеевна

Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сергеевской средней общеобразовательной школы с учетом Примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,  и Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения).  География 5-9 кл.  Москва, «Просвещение», 2015 г., Авторской  программы И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин, М., Дрофа, 2015

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_5_klass_fgos_2018-19.docx46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________

Протокол №____

от «___»________201   г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ Сергеевской СОШ                     _________/__________/

               

«___»________201   г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Сергеевской  СОШ

___________/Слизкая Л.С./

Приказ № ____

от «___»________201   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «География»

на 2019- 2020 учебный год

5 класс

 

        

                                                      Составитель:    

                                                                                                  Михеенко Галина Сергеевна,

                                                                                                  учитель географии ВКК

                                                                                                                                                                                   

с. Сергеевка

2019 год

I.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сергеевской средней общеобразовательной школы с учетом Примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,  и Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения).  География 5-9 кл.  Москва, «Просвещение», 2015 г., Авторской  программы И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин, М., Дрофа, 2015

Рабочая программа ориентирована на учебник авторов: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.География. Начальный курс. 5  класс. М., Дрофа, 2015 г. ФГОС

Согласно учебному плану на изучение географии отводится в 5 классе 34 часа.

Срок реализации программы один учебный год.

II. Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей  общность их исторических судеб.

Учащийся получит возможность для формирования:

-эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-овладения на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками  их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные

   У  учащихся будут сформированы:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей и  в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами, классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, классифицировать информацию.

Учащиеся получат возможность сформировать:

-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении географических задач;

-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

-концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Познавательные

    У  учащихся будут сформированы:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

-осуществлять смысловое чтение;

-самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных географических  проблем;

-понимать и использовать географические средства наглядности (рисунки, карты, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения географических проблем, и представлять её в понятной форме.

Учащиеся получат возможность сформировать:

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;-)по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

-в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Коммуникативные

    учащиеся научатся:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

Учащийся научится:

-выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

-ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;

-использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

-различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

-описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

-приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

-приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;

Учащийся получит возможность научиться:

-моделировать географические объекты и явления;

-работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

-подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

-ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-наносить на контурные карты основные формы рельефа.

III. Содержание учебного предмета

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических

исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия

Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие

Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления

древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении

Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и

Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета

жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый

космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.

Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

IV.Тематическое планирование

урока п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

1

Раздел 1. Что изучает география

Мир, в  котором мы живем

(5 ч.)

1

2

Науки о природе

1

3

География–наука о Земле

1

4

Методы географических  исследований

1

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Тест (контрольная работа)

1

6

Раздел 2. Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия    древности и Средневековья.

(5 ч.)

1

7

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1.  

Обозначение на кк маршрута путешествий.

1

8

Открытия русских путешественников. 

1

9

Открытия русских путешественников. Практическая работа №2.

1

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».

1

1

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную.

(9 ч.)

1

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

13

Соседи Солнца.

1

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

15

Итоговая  контрольная  работа за I полугодие

1

16

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.    Мир звёзд.                                     

1

17

Уникальная планета – Земля.

1  3 чет

18

Современные исследования космоса.

1

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

1

20

Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта

(4 ч.)

1

21

Ориентирование. Практическая работа №3. Ориентирование по картам

1

22

План местности и географическая карта.

Практическая работа № 4. Ориентирование по плану.

1

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Контрольная работа

1

24

Природа Земли

Как возникла Земля.

(11 ч.)

1

25

Внутреннее строение Земли.

1

26

Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №5.  Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

1

27

Путешествие по материкам.

Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

1

28

Вода на Земле.

14чет

29

Воздушная одежда Земли.

1

30

Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело.

1

31

Человек и природа.

1

32

 Обобщение знаний по теме «Природа Земли».

1

33

Итоговая контрольная  работа. 

1

34

Обобщение знаний.

1

Итого

34

Лист корректировки рабочей программы

№ занятия  по тематическому планированию

До корректировки

Способ корректировки

После корректировки

Тема занятия

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

Тематическое планирование  по географии 5 класс

урока п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

Дата

1

Раздел 1. Что изучает география

Мир, в  котором мы живем

(5 ч.)

1

2

Науки о природе

1

3

География–наука о Земле

1

4

Методы географических  исследований

1

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

Тест (контрольная работа)

1

6

Раздел 2. Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие открытия    древности и Средневековья.

(5 ч.)

1

7

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1.  

Обозначение на кк маршрута путешествий.

1

8

Открытия русских путешественников. 

1

9

Открытия русских путешественников. Практическая работа №2.

1

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю».

1

1

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную.

(9 ч.)

1

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

13

Соседи Солнца.

1

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

15

Итоговая  контрольная  работа за I полугодие

1

16

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.    Мир звёзд.                                     

1

17

Уникальная планета – Земля.

1  3 чет

18

Современные исследования космоса.

1

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

1

20

Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта

(4 ч.)

1

21

Ориентирование. Практическая работа №3. Ориентирование по картам

1

22

План местности и географическая карта.

Практическая работа № 4. Ориентирование по плану.

1

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Контрольная работа

1

24

Природа Земли

Как возникла Земля.

(11 ч.)

1

25

Внутреннее строение Земли.

1

26

Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №5.  Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

1

27

Путешествие по материкам.

Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

1

28

Вода на Земле.

1

29

Воздушная одежда Земли.

1

30

Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело.

1

31

Человек и природа.

1

32

 Обобщение знаний по теме «Природа Земли».

1

33

Итоговая контрольная  работа. 

1

34

Обобщение знаний.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...