Рабочая программа 10-11 класс
рабочая программа по географии (10 класс)

Рабочая программа по географии под редакцией В.П.Максаковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа186.77 КБ

Предварительный просмотр:

E:\28180317\img-28180317-002.jpg

        Рабочая программа по географии разработана на основе:

- в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,

- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,

- в соответствии с Федеральным перечнем учебников  в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными   программами к УМК,   рекомендованные   МО и Н РФ   (изд. «Просвещение»)

- учебным планом образовательного учреждения

- Примерной программы основного общего образования по географии;

- авторской программы курса к УМК под ред. В.П.Максаковский «Экономическая и социальная география мира»

        Программа составлена для учащихся 10-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне ( 2 часа в неделю). Срок реализации 2019-2020 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным базисным учебным планом и учебными планами образовательного учреждения.

Цели и задачи предмета:

        Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей:

1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

Задачи курса:

1) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

2) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

7) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» выпускник научится:

•  знать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;  численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

• географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в МГРТ.

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» выпускник получит возможность научиться:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

• оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

• применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

• сопоставлять географические карты различной тематики

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение. Современная политическая карта мира. Этапы формирования карты мира. Изменения на политической карте мира в новейший период. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира: изменение границ и смена государственного устройства.

Политическая география. Геополитика. Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты. Новейшие геополитические изменения на политической карте мира.

Россия на политической карте мира. Изменение политико-географического положения России. Россия в составе СНГ — новые аспекты межгосударственных отношений.

Международные организации. Роль международных организаций в поддержании стабильности в мире. Роль России в международных организациях.

Основные группы стран (по размерам территории и уровню социально-экономического развития и др.). Развитые и развивающиеся страны (страны «большой семерки», европейские страны, СНГ, новые индустриальные страны, нефтеэкспортирующие страны, отстающие страны).

Государственный строй стран мира, формы правления: монархия (абсолютная, конституционная, теократическая), республика (парламентская, президентская); государственное устройство: унитарные и федеративные государства, конфедерация.

Раздел 2. Мировые природные ресурсы. Взаимодействие общества и географической среды. Изменения взаимоотношений общества и природы во времени. Антропогенные, в том числе культурные, ландшафты. Освоение необжитых территорий.

Природные ресурсы. Неравномерность размещения природных ресурсов на земном шаре. Ресурсообеспеченность отдельных стран.

Минеральные ресурсы. Связь размещения минеральных ресурсов с тектоническим строением земной коры. Территориальное сочетание полезных ископаемых. Масштабы использования минеральных ресурсов. Истощение минеральных ресурсов. Рациональное использование минеральных ресурсов. Безотходная технология.

Земельные ресурсы. Структура мирового земельного фонда. Причины изменений в структуре земельного фонда: опустынивание, эрозия почв, рост городов, развитие индустрии и др. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Неравномерное распределение запасов пресной воды на Земле. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Причины сокращения площади лесов. Два лесных пояса Земли.

Ресурсы Мирового океана. Биомасса океана. Минеральные ресурсы. Морская вода. Энергетические ресурсы. Загрязнение океана.

Другие виды ресурсов. Энергия Солнца. Гелиоэнергетика. Энергия ветра, приливов и отливов. Энергия земных недр. Геотермальные источники энергии. Агроклиматические ресурсы (тепло, влага, свет). Ресурсы растительного и животного мира. Рекреационные ресурсы.

Загрязнение окружающей среды: почвенного покрова, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Экологическая политика. Рациональное и нерациональное природопользование.

Раздел 3. География населения мира. Численность, воспроизводство и состав населения. Естественное и механическое движение населения. Половой и возрастной состав населения. Структура занятости. Региональные различия в демографической ситуации. Демография.

Особенности этнической, лингвистической, религиозной структуры человечества. Влияние природно-исторических факторов на характер и традиции народа. Этногеография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Этнополитические и религиозные конфликты.

Размещение и миграции населения. Контрасты в размещении и плотности населения. Виды миграций. Внешние миграции населения — изменение их характера и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.

Городское и сельское расселение. Уровни и темпы урбанизации — их регулирование. Крупнейшие города, агломерации, мегалополисы мира. Сельское население.

Население и окружающая среда. Влияние окружающей среды на все сферы жизни и деятельности человека. Уменьшение способности природных систем к восстановлению в результате огромных хозяйственных нагрузок. Антропогенные, в том числе культурные, ландшафты Земли. Уровень и качество жизни в крупнейших странах и регионах мира.

Раздел 4. География мирового хозяйства. Научно-техническая революция (НТР). Понятие об НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологии.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы развития мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Международная специализация, экономическая интеграция, международные монополии (транснациональные корпорации).

Движение от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на сдвиги в структуре хозяйства. Факторы размещения производства.

Территориальная структура хозяйства в странах разного типа. Региональная политика.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства.

Энергетика. Топливно-энергетический комплекс. Основные направления транспортировки продукции. Электроэнергетика. Особенности развития и размещения ТЭС, ГЭС, АЭС. Альтернативные источники энергии.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия. Тенденции в развитии черной металлургии. Факторы размещения предприятий черной металлургии. Особенности географии цветной металлургии.

Машиностроение. Структура отрасли. Размещение отраслей машиностроения. Развитие машиностроения в странах разного типа.

Химическая промышленность — один из показателей модернизации экономики страны.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Легкая промышленность. Регионы текстильной промышленности. Ориентация текстильной промышленности на дешевую рабочую силу.

Сельское хозяйство. Структура отрасли. АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции».

Земледелие — ареалы выращивания основных зерновых и технических культур. География мирового животноводства. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство.

Транспорт. Транспорт в экономически развитых и развивающихся странах. Влияние НТР на транспорт. Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный.

Водный транспорт: особая роль морского торгового флота; мировые порты; внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда.

Международные экономические связи. Формы экономических связей: внешняя торговля, международная финансовая деятельность, мировой валютный рынок, кредитный и инвестиционный рынки, научно-техническое и производственное сотрудничество, международный туризм, предоставление международных услуг. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма.

Россия в системе международных торгово-экономических отношений. Отрасли международной специализации России. Доля страны в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Внешнеторговый баланс, структура экспорта и импорта. Крупнейшие торговые партнеры России, развитие двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей.

Природа и цивилизация. Географическая (окружающая) среда. Роль географии в сохранении и улучшении окружающей среды. Пути гармоничного взаимодействия природы и человечества. Систематизация глобальных проблем. Экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая проблемы. Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы регионов Земли.

Раздел 5,6.  Региональная география мира: Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Австралия и Океания, Африка, Северная Америка, Латинская Америка. Субрегионы и страны изучаются по выбору учителя по предложенной схеме.(КТП)

Понятие о географическом регионе. Различные варианты регионального деления мира.

«Визитная карточка» региона. Географическое положение, географическое наследие и географическая специфика.

Природные условия и ресурсы для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма, рекреационного хозяйства. Характер природопользования.

Население. Крупнейшие народы, их природно-исторические и культурно-бытовые особенности. Демографическая ситуация. Особенности сельских и городских поселений.

Специализация хозяйства. Место в мировом хозяйстве, международном географическом разделении труда. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Сельскохозяйственные районы, их специализация. Отрасли непроизводственной сферы. Главные финансовые и культурно-исторические центры.

Географический рисунок расселения и хозяйства. Главные города и транспортные магистрали. Региональные различия.

Раздел 7. Глобальные проблемы человечества. Понятие о ГПЧ. Причины обострения ГПЧ. Классификация ГПЧ: мира и разоружения, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая, преодоление отсталости развивающихся стран, экологическая, использования Мирового океана, Мирного освоения космоса. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

Формы организации учебных занятий

Основными формами работы в 10 классе являются коллективные, групповые и индивидуальные. Используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, способствующие формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной деятельности.

Виды учебной деятельности

        При изучении материала по географии в 10 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности

- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;

- беседы, ответы на вопросы;

- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;

- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Количество теоретических часов

Количество контрольных

работ

Количество практических работ

1

Введение. Современная политическая карта мира

4

2

1

1

2

Мировые природные ресурсы

9

7

1

1

3

География населения мира

5

3

1

1

4

География мирового хозяйства

18

14

1

3

5

Зарубежная Европа

8

6

1

1

6

Зарубежная Азия

9

7

1

1

7

Австралия и Океания

1

1

8

Африка

5

3

1

1

9

Северная Америка

5

3

1

1

10

Латинская Америка

5

3

1

1

11

Глобальные проблемы человечества

1

1

Всего

70

50

9

11

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

1.        В.П.Максаковский «экономическая и социальная география мира». 10 класс, издательство «Просвещение»

2.        География. Атлас 10 класс, издательство «Дрофа»

3.        География. Контурные карты 10 класс. Издательство «Дрофа»

5.        География. Экономическая и социальная география мира. Методические рекомендации, 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Учитель, 2015

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:

        - комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы

- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;

- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Современная политическая карта мира

( 4 часов )

Введение. Многообразие стран современного мира

1

1.09

2

Влияние международных отношений на политическую карту мира

1

1.09

3

Государственный строй стран мира. Политическая география

1

2.09

4

Обобщающий урок по разделу «ПКМ»

1

2.09

5

Мировые природные ресурсы (9 часов)

Взаимодействие общества и природы

1

3.09

6

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы

1

3.09

7

Земельные и водные ресурсы суши

1

4.09

8

Биологические ресурсы

1

4.09

9

Ресурсы Мирового океана

1

1.10

10

Климатические и рекреационные ресурсы

1

1.10

11

Загрязнение и охрана окружающей среды

1

2.10

12

Географическое ресурсоведение и геоэкология

1

2.10

13

Обобщающий урок по разделу «Мировые природные ресурсы

1

3.10

14

География населения мира ( 5 часов )

Численность и воспроизводство населения

1

3.10

15

Состав (структура) населения

1

4.10

16

Размещение и миграции населения

1

4.10

17

Городское и сельское население

1

2.11

18

Обобщающий урок по разделу «География населения мира»

1

2.11

19

География мирового хозяйства ( 18 часов)

Научно-техническая революция

1

3.11

20

Мировое хозяйство

1

3.11

21

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

1

4.11

22

Факторы размещения

1

4.11

23

География промышленности. Топливная промышленность

1

1.12

24

Электроэнергетика

1

1.12

25

Горнодобывающая промышленность

1

2.12

26

Металлургическая промышленность

1

2.12

27

Машиностроение

1

3.12

28

Химическая промышленность

1

3.12

29

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

1

4.12

30

Лёгкая промышленность

1

4.12

31

География сельского хозяйства. Растениеводство

1

2.01

32

Животноводство

1

2.01

33

Рыболовство

1

3.01

34

География транспорта

1

3.01

35

Всемирные экономические отношения

1

4.01

36

Обобщающий урок по разделу «География мирового хозяйства»

1

4.01

37

Зарубежная Европа

( 8 часов )

ЭГП стран Зарубежной Европы. Природные условия и ресурсы

1

1.02

38

Население стран Зарубежной Европы

1

1.02

39

Общая характеристика хозяйства стран Зарубежной Европы. Промышленность

1

2.02

40

Общая характеристика хозяйства стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство и транспорт

1

2.02

41

Географический рисунок расселения и хозяйства.

1

3.02

42

Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Германия. Италия

1

3.02

43

Франция. Великобритания

1

4.02

44

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная Европа»

1

4.02

45

Зарубежная Азия

( 9 часов)

ЭГП стран Зарубежной Азии. Природные условия и ресурсы

1

1.03

46

Население стран Зарубежной Азии

1

1.03

47

Общая характеристика хозяйства стран Зарубежной Азии. Промышленность

1

2.03

48

Общая характеристика хозяйства стран Зарубежной Азии. Сельское хозяйство и транспорт

1

2.03

49

Географический рисунок расселения и хозяйства.

1

3.03

50

Субрегионы и страны Зарубежной Азии. Китай

1

3.03

51

Индия.

1

4.03

52

Япония

1

4.03

53

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная Азия»

1

1.04

54

Австралия и Океания

(1 час)

ЭГП Австралии и Океании. Общая характеристика хозяйства

1

1.04

55

Африка ( 5 часов )

ЭГП стран Африки. Природные условия и ресурсы

1

2.04

56

Общая характеристика населения  стран Африки

1

2.04

57

Общая характеристика хозяйства стран Зарубежной Азии

1

3.04

58

Южно-Африканская республика

1

3.04

59

Обобщающий урок по разделу «Австралия. Африка»

1

4.04

60

Северная Америка

(5 часов)

Общая характеристика США

1

4.04

61

Общая характеристика хозяйства США

1

1.05

62

География сельского хозяйства и транспорта США

1

1.05

63

Канада

1

2.05

64

Обобщающий урок по разделу «Северная Америка»

1

2.05

65

Латинская Америка

( 5 часов)

ЭГП стран Латинской Америки.

Природные условия и ресурсы

1

3.05

66

Общая характеристика населения стран Латинской Америки

1

3.05

67

Общая характеристика хозяйства стран Латинской Америки

1

4.05

68

Бразилия

1

4.05

69

Обобщающий урок по разделу «Латинская Америка»

1

70

Глобальные проблемы человечества (1 час)

Глобальные проблемы человечества

1

Итого 70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...