Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)
«Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии»
Знание только тогда становится знанием, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
В настоящее время в системе российского образования происходят глубокие, коренные изменения. Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму – государственную итоговую аттестацию (ГИА), основной целью которой является дифференциация выпускников общеобразовательной средней (общей) школы по уровню подготовки с целью итоговой аттестации и отбора наиболее талантливых учащихся.
Апробация ГИА в новой форме в Российской Федерации проводится с 2002 года. ГИА – это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов, радикально отличающаяся от привычной формы экзамена, это новая реальность в российском образовательном пространстве.
С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Приказ Минобрнауки России №692 от 7 июля 2015 года «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394», согласно которому ГИА является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе, является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования и каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.
Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.
География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.
К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.
В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе. Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.
Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.
Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.
Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Выпускники 9 класса должны обладать сформированными общеучебными умениями и навыками: наблюдением, отбором, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Подготовка учащихся 9 классов к ГИА осуществляется мною во внеурочной деятельности.
На первых консультациях работа с бланками, инструкциями, памятками, демоверсией, знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.
Но учителя стараются подготовить школьников и в урочной форме с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий и эту работу надо начинать как можно раньше. В своей работе я использую формы проверки изученного материала, тесты, географические диктанты, цифровые диктанты, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам.
Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.
Начиная с 5 класса мы работаем с географической номенклатурой. На настенных и индивидуальных картах показывают географические объекты. Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.
Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.
При подготовке я применяю информационные технологии: презентации, дополнительную наглядность дидактические карточки - это способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.
Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.
Например, чтение синоптической карты: определение зоны действия атмосферных вихрей: рассмотреть фрагмент карты и её условные знаки; найти окружности циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление), сопоставить их положение с городами, указанными в задании, определить города в зоне их действия, определить изменения погоды в связи с атмосферными вихрями.
По заданию определить, какие изменения погоды прогнозируются (похолодание или потепление погоды): для этого найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт (по условным знакам) и направление их перемещения, далее найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта, и выполнить задание.
Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал.
Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.
При выполнении заданий по определению страны или региона нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.
Чтобы хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив много тестовых тренировочных заданий. Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ, ЕГЭ», онлайн тесты - где можно решать задания, с последующей проверкой правильности выполнения работы.
Основные приёмы подготовки к ГИА:
- групповые и индивидуальные консультации;
- знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;
- решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;
- разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;
- практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;
- самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.
Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА обучающимися.
При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, русский философ).
Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.
А закончить своё выступление хочу китайской пословицей:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podgotovki_obuchayushchihsya_k_gia_po_geografii.docx | 68.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гниловская основная общеобразовательная школа»
«Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии»
Выступление Барановской О. П.
учителя географии и биологии
первой квалификационной категории
на заседании педагогического совета школы 30 декабря 2019 года
«Системный подход при подготовке обучающихся к ГИА на уровне основного общего образования по географии»
Знание только тогда становится знанием, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
В настоящее время в системе российского образования происходят глубокие, коренные изменения. Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму – государственную итоговую аттестацию (ГИА), основной целью которой является дифференциация выпускников общеобразовательной средней (общей) школы по уровню подготовки с целью итоговой аттестации и отбора наиболее талантливых учащихся.
Апробация ГИА в новой форме в Российской Федерации проводится с 2002 года. ГИА – это относительно новая форма проведения выпускных экзаменов, радикально отличающаяся от привычной формы экзамена, это новая реальность в российском образовательном пространстве.
С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Приказ Минобрнауки России №692 от 7 июля 2015 года «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. №1394», согласно которому ГИА является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе, является неотъемлемым элементом формирующейся общероссийской системы оценки качества образования и каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА. В современной литературе нет чётких методических рекомендаций по подготовке учащихся к ГИА по географии, а так же составлению программы подготовки. Таким образом, данная тема очень актуальна.
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.
Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.
География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.
К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.
В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе. Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.
Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.
Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.
Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Выпускники 9 класса должны обладать сформированными общеучебными умениями и навыками: наблюдением, отбором, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Подготовка учащихся 9 классов к ГИА осуществляется мною во внеурочной деятельности.
На первых консультациях работа с бланками, инструкциями, памятками, демоверсией, знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.
Но учителя стараются подготовить школьников и в урочной форме с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий и эту работу надо начинать как можно раньше. В своей работе я использую формы проверки изученного материала, тесты, географические диктанты, цифровые диктанты, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам.
Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.
Начиная с 5 класса мы работаем с географической номенклатурой. На настенных и индивидуальных картах показывают географические объекты. Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.
Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.
При подготовке я применяю информационные технологии: презентации, дополнительную наглядность дидактические карточки - это способствует лучшему запоминанию учебного материала.
Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.
Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.
Например, чтение синоптической карты: определение зоны действия атмосферных вихрей: рассмотреть фрагмент карты и её условные знаки; найти окружности циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление), сопоставить их положение с городами, указанными в задании, определить города в зоне их действия, определить изменения погоды в связи с атмосферными вихрями.
По заданию определить, какие изменения погоды прогнозируются (похолодание или потепление погоды): для этого найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт (по условным знакам) и направление их перемещения, далее найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта, и выполнить задание.
Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал.
Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.
При выполнении заданий по определению страны или региона нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.
Чтобы хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив много тестовых тренировочных заданий. Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайт Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ, ЕГЭ», онлайн тесты - где можно решать задания, с последующей проверкой правильности выполнения работы.
Основные приёмы подготовки к ГИА:
- групповые и индивидуальные консультации;
- знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;
- решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;
- разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;
- практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;
- самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.
Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА обучающимися.
При подготовке к ОГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, русский философ).
Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.
А закончить своё выступление хочу китайской пословицей:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования. Воспитание и социализация обучающихся....
Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению английского языка на основе интегративного подхода на уровне основного общего образования.
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. Ос...
Индивидуальные проекты обучающихся: достижение метапредметных планируемых результатов на уровне основного общего образования
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Программа направлена на: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;формирова...
Программа организации проектной деятельности на уроках географии на уровне основного общего образования (5-9 классы)
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.Проектно-исследовательская деятельность является средством о...
Системный подход при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации на уровне основного общего образования по математике
Выступление на педсовете...
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ
В связи с постепенным реформированием системы образования в российских школах произошли изменения требований относительно итоговой аттестации обучающихся по окончании основной школы, в частности форма...