Технологическая карта урока географии 6 класс с технологией уровневой дифференциации (Л.С. Выготский, В.В. Фирсов)
план-конспект урока по географии (6 класс)

Надежда Олеговна Ковалева

Технологическая карта урока географии 6 класс с технологией уровневой дифференциации (Л.С. Выготский, В.В. Фирсов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     

Технологическая карта урока географии 6 класс

тема: Литосфера

Тип урока: урок исследовательского проектирования

Цель проекта: сформировать представление о литосфере, как компоненте географической оболочки.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты: Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.

Метапредметные результаты: Умение под руководством учителя ставить учебную задачу (обобщить изученный материал), планировать работу и работать в соответствии с поставленной задачей. Оценивать свою работу и работу одноклассников.

Личностные результаты: Формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.

Цели будут достигнуты через развитие следующих УУД:

ЛичностныеУУД

РегулятивныеУУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

выявление личностного смысла учения; желания учиться (мотивация).

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение. Слушать и понимать других (умение работать в парах).

Предметное содержание урока.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о внутреннем строении Земли, строении и движениях земной коры, видах и происхождении горных пород.

2. Формирование умения объяснять особенности рельефа Земли.

3. Создать условия для формирования умения и навыков самостоятельной познавательной деятельности и самоанализа.

4. Выявление творческого потенциала учащихся.

Ценностный компонент урока: раскрыть значимость идеи — постоянное изменение природы Земли под воздействием внешних и внутренних сил Земли; доказать, что наблюдения и исследования — важнейший путь познания сложных природных процессов. 
Краткое содержание материала.

Земная кора состоит из разнообразных горных пород, которые расположены в земной коре с определённой закономерностью. Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от их происхождения. Группа «Геологи» выясняют происхождение горных пород (магматические, осадочные, метаморфические), объясняют как они образовались, показывают примеры пород из коллекции, относящихся к той или иной группе. Отчёт группы может быть в виде схемы или таблицы. Например:

Горные породы

Магматические

Органические

Метаморфические

глубинные

излившиеся

неорганические

органические

обломочные

химические

Группа «Сейсмологи», исследуя текст, выясняют, что в результате движения земной коры закономерность залегания горных пород часто нарушается. Образуются горы, имеющие сложное складчато-глыбовое строение. Отчёт группы может выглядеть в виде рисунка.

Группа «Вулканологи» рассказывают как образуются вулканы, на карте обозначают вулканы, речь о которых идёт в параграфе, дополнительно сообщают о горячих источниках и гейзерах. Отчёт группы может быть в виде рисунка, схемы

Итог урока: Сформированность представления о внутреннем строении Земли, строении и движениях земной коры, видах и происхождении горных пород.

Этап

 урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика по достижению метапредметной цели

Приёмы

(элементы конструктора)

Средства

Организационная форма

Результат

 этапа

1

2

3

4

5

6

Подготовительный

5 мин

Сообщает тему проекта «Загадочный мир Литосферы»»

Обсуждают ответы на вопросы:

 1.     На каком транспортном средстве возможно такое путешествие?

2.     Специалисты каких профессий должны войти в состав экспедиции?

3.     Какие исследования можно проводить в подобном путешествии?

4.     Какое значение могут иметь результаты этих исследований?

Актуализация знаний.

Выдвижение гипотез.

Определение состава групп

Изобразительные средства

Фронтально

Устный отчёт, в результате которого повторяют названия специалистов, которые нужны в данном путешествии  и названия наук – сейсмология, вулканология, геология.

Проектировочный

10 ми

Подводит к мысли о том,

что все процессы, происходящие в недрах нашей планеты, находят свое отражение на ее поверхности, а, следовательно, и на жизни людей. Это значит, что человек должен понимать причины явлений природы, правильно использовать дары природы и предотвращать или избегать опасности.

Совместно с учителем формулируют цель проекта: изучить внутреннее строение Земли, процессы, которые происходят внутри планеты и выяснить, как они влияют на природу в целом.

Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, процедур и критериев оценки

Мотивация Ученики делают открытие, что оценка возможна не только за полученный результат, но и за участие в процессе работы. Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы, который заполняется по итогам проектной деятельности.

 

Алгоритм действий прописывается на доске

Фронтально

Создается алгоритм действий, на основе которого каждая группа в дальнейшем будет строить свою работу, создавать свой план действий.

Корректирует вариант планирования каждой группы

Определяют направления работы для будущих групп.

-   Распределяют задания между группами.

-   Определяют состав групп.

Фронтально Каждой группе даётся название: сейсмологи, вулканологи, геологи

Создаётся план действий каждой группы

Объясняет важность

процедуры работы в целях рационального использования времени и возможностей каждого ученика

Групповая

работа

1.Распределяют обязанности между членами команды

2.Определяют источники информации (учебник, энциклопедия, Интернет)

3. Выбирают форму отчёта

Этап реализации

15-20 мин

Наблюдает за работой групп, координирует их взаимодействие, дает советы, консультирует, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Предотвращает напряжённые отношения в группе.  Тем учащимся, которые в силу особенностей характера не хотят работать в группе, предлагает выполнить данный проект индивидуально.

1группа «Сейсмологи»: исследуют причины возникновения, развития землетрясений

2 группа «Геологи»: исследуют строение, состав литосферы

3 группа

«Вулканологи»: исследуют причины образования, строения, развития вулканов

Исследование таблиц, схем, текста учебника.

Сбор информации.

Анализ информации.

  Подготовка выступления

 Оформление материалов

Коллекции горных пород и минералов, схемы, таблицы, энциклопедии, Интернет-ресурсы, учебная литература.

Работа в группах

Оформленный проект (схема, рисунок и т.д.)

Заполняется лист взаимной оценки работы в группе (приложение1)

Оценочно-рефлексивный

10 мин

Участвует в коллективном обсуждении успехов и неудач, выявлении их причин.

Даёт положительную оценку работы  группы или индивида

От каждой группы поочередно выступает один из «специалистов».

 «Специалисты» из других групп задают выступающему вопросы

По итогам выступлений заполняются листы отчетности

(приложение 2)

Во время выступлений демонстрируется иллюстративный материал, подготовленный или выполненный группами.

Индивидуальное выступление

Устный отчет с демонстрацией материалов

Лист анализа индивидуальной работы

Самооценка.

7. Домашнее задание

по выбору: 1.составить кроссворд (тест) к параграфу; 2.индивидуальное задание-сообщение

3.Заключение

Проектная деятельность на уроке помогает разнообразить образовательный процесс. Проект всегда даёт возможность ученику учиться самому. Работа с проектами облегчает получение географических знаний.  Применение метода проектов повышает  эффективность и качество процесса обучения на уроках географии,  учит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету, развивает творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца.

4. Интернет - источники

1. http://nsportal.ru/vuz/geograficheskie-nauki/library/2013/02/20/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-geografii

2.http://doc4web.ru/geografiya/tema-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-pri-izuchenii-geografii.html

3. http://www.kyshtovgrad.ru/node/4863

Приложение 1.

ЛИСТ ВЗАИМНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ

Дата проведения урока_________                        Класс_________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ГРУППЫ

Используя шкалу от 5-ти до 1-го (5 – самый высокий балл, 1 – самый низкий балл), определите продуктивность своей работы в группе.

Группа №

Оценка

Состав группы (Ф.И.)

Степень участия при выполнении задания

Инициатива

Качество выполнения задания

Дисциплина

Корректность в общении с товарищами

1

2

3

4

5

 

Приложение 2.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ДРУГИХ ГРУПП

Группа

Оценка (1-5 баллов)

Обоснование оценки (почему именно эта оценка)

Группа№1

Группа№ 2

Группа №3

ЛИСТ АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Этапы работы над проектом

Приобре

тенные знания

Умения и навыки:

-работа с картой

-работа с научно-популярной литературой

- др.

Формы общения с одноклассниками: дискуссия, докладчик, слушатель и т. д.

Степень сложности:

+++    - высокая

++      - средняя

+        - низкая

1. подготовка

2. планирование

3. исследование

4. представление

5. оценка результатов и процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование на уроке и внеурочной деятельности технологии уровневой дифференциации с использованием сервиса WEB 2.0».

в статье описываются методы использования "облачных технологий" в преподавании математики...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологии уровневой дифференциации (Л.С. Выготский, В.В. Фирсов)

Технологии уровневой дифференциации (Л.С. Выготский, В.В. Фирсов)...

Технологическая карта урока 8 класс "Новые технологии современного производства"

Технологическая карта урока ФГОС 8 класс, В.М. Казакевич "Новые технологии современного производства"...