"Байкал-жемчужина Сибири", 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)
Разработка урока на тему "Байкал-жемчужина Сибири", 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykal-zhemchuzhina_sibiri.docx | 156.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии: «Байкал-жемчужина Сибири».
Класс: 9 класс
Учитель: Терехова Т. Н.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, вод, животного мира озера;
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Оснащение: физическая карта России, атлас, учебник «География России: хозяйство и географические районы. 9 класс», экспедиционный журнал для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, мультимедиа.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, всем внимание
Ведь прозвенел звонок!
Садимся поудобнее –
Начнём скорей урок!
Обращение к ребятам:
И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Вот это для меня награда!”
- Проверка Д/З
Учитель На протяжении нескольких уроков мы изучали состав, природные условия и ресурсы, хозяйство Сибири. Предлагаю вспомнить изученный ранее материал. Вам необходимо определить субъект в составе Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов по описанию.
Варианты заданий:
1. Здесь расположен географический центр Азии. Эта республика вошла в состав России только в 1944 г. Коренное население относится к тюрко-язычным народам и исповедует буддизм. В Саянских горах находятся истоки самой полноводной реки России – Енисея. Республиканский центр- город Кызыл. Это республика….. Тыва (показ на карте)
2. Доля титульного народа в населении республики не превышает 11%, это наименьший показатель среди всех республик России. Здесь расположена крупнейшая в стране Саяно-Шушенская ГЭС мощностью 6,4 млн. кВт. В главном сельскохозяйственном районе региона и одном из самых «солнцеобеспеченных» мест страны, можно выращивать даже арбузы. Центр республики – город Абакан .Это республика … Республика Хакасия
3. 4. Край расположен в Забайкалье, в горах Южной Сибири. Через территорию края проходит Транссибирская магистраль, а на севере – БАМ. Разведано крупное месторождение медных руд. Добываются оловянные руды. Развито тонкорунное овцеводство. Центр-город Чита. Это Забайкальский край.
5. Регион расположен в южной части Алтая; на его территории находится высочайшая вершина Сибири – гора Белуха. Необычайно живописные ландшафты этого региона с красивейшим Телецким озером отнесены к субъектам всемирного природного наследия. Центр – город Барнаул. Это ……..край (Алтайский край)
Титульный народ этой республики этнически обособился от монголов ещё в 17 в. Основные отрасли хозяйства: горнодобывающая промышленность (добыча вольфрама, молибдена), машиностроение, лесная промышленность и овцеводство. Центр – город Улан – Уде. Это республика… Бурятия
- Изучение нового материала
Звучит шум волн (магнитофон), на экране высвечиваются на фоне волн слова Л.С. Берга «Чудо природы во всех отношениях»
Сегодня я хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие в один из красивейших уголков Сибири, собрать как можно больше сведений о нём. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
Слайд №____
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объект может быть чудом природы во всех отношениях, отгадайте, о чём идёт речь:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
Вопросы: 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал)
2.Как будет звучать тема нашего урока?
Слайд №____
На слайде появляется тема урока полностью «Байкал».
Дети пишут тему урока в тетрадь.
Покажите на карте Байкал. (Работа с физической картой)
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Здесь возникает вопрос – а много ли мы знаем о Байкале? (нет)
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):
1.Поисхождение названия озера
2. Географическое положение
3. Происхождение озера
4. Вода озера Байкала.
5. Живые организмы Байкала.
6. Охрана Байкала
Исходя из того, что получилось у нас на доске, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают)
Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.
Запись на доске – это и есть план нашего урока.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.
Все сведения, которые мы будем получать в ходе путешествия. Будем заносить в судовой журнал «Характеристика озера Байкал», заполнив который, вы сможете получить оценку за урок (Приложение)
-А много ли мы знаем об озере Байкал? Что вам известно?
1 станция «Богатое море»
1. Видеоряд о происхождении названия Байкале. На фоне видеоряда слова учителя: «Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро.
Китайцы в древних хрониках называли его – «Бейхай» - «северное море»
Эвенки – «Ламу» - «море»
Буряты и монголы – «Байгал - далай» - «богатое море».
Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» = «озеро», значит «богатое озеро».Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».
Внесите запись в судовой журнал о происхождении озера. Наше путешествие продолжается.
Наше путешествие продолжается. 2. Станция «Адресная»
2. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Практическая работа (используя карту атласа, помогите мне описать географическое положение озера Байкал)
И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.
Для этого, Используя карту атласа стр. ______ и учебника стр 267-268 ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро? _______________
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?_________
3. Каково направление протяженности Байкала?_____________
4. Ширина озера _____________________
5.Место по площади среди других озёр мира_________
6.Место по глубине среди других озёр мира _________
7.Объём мировых запасов вод___________
8. Как называется остров в центре Байкала?_________
Слайд №____с фактами на экране.
Факты (записывают в рабочие листы):
площадь: 5500000 км2;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина — 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)
Слайд № ______Видеоряд об Ольхоне.
На фоне видеоряда слова: «На озере Байкал 22 острова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».Существует версия, что настоящая могила Чингисхана находится глубоко в пещере на острове Ольхон. Будет ли раскрыты все тайны Ольхона? Кто знает…
Слайд № ______ПРОИСХОЖДЕНИЕ (
А, мы продолжаем наше путешествие по Байкалу. Следующая 3. станция «Озёрная котловина». Теперь, нам предстоит узнать, каковы особенности происхождения этого удивительного озера, чуда природы. (дети по ходу просмотра заполняют судовой журнал)
Посмотрите видеосюжет №1
Ответьте на вопросы.
Слайд №____
На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера. 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
Возраст Байкала – 15 – 20 млн. лет.
2. Назовите причину такой большой глубины озера. – происхождение озерной котловины.
3.Происхождение озера: тектоническое и ледниковое
3. Вид озерной котловины? (тектоническая впадина)
4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (разлом земной коры – грабен).
И продолжаем наше путешествие
- Станция «ВОДЫ»
Слайд №____
В Байкале сосредоточено – 1/5 мировых и 4/5 российских запасов пресной воды.
Этой воды хватит, чтобы поить человечество 40 - 50 лет.
Это самое крупное хранилище пресной воды на планете. 23 тыс кв.км.
1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю.
(5 американских озер, 92 раз Азовское море, 23 Аральских моря) — сравнительная схема.
2. На воде Байкала все люди могут прожить 40-50 лет.
3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты.
4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду (до глубины 40 м.)
5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде (соленость 0,1 ‰) и богата кислородом.
Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды.
Белый диск Секи, применяемый для определения прозрачности вод, виден на Байкале на глубине 40 метров.
-Выявите, откуда берётся такая чистая вода в Байкале. Учебник стр. 269 .
Редкая чистота и исключительное свойство байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира.
Слайд №_____
За год армада рачков эпишура способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой пригодной для разлива питьевой воды. С 1992г начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки. Вода берется с глубины 400 метров, где сохраняется постоянная температура 4,2 градуса и где она защищена водной толщей от загрязнения.
В Байкал впадает более 336 рек (вместе с мелкими речушками 544 реки), а вытекает одна единственная река. И связана с этой рекой красивая легенда:
Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Была у старика одна единственная дочь – Ангара. Первой красавицей слыла во всем свете. Очень любил ее старик. Но строг был к ней. Держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал даже наверх показаться. Часто тосковала красавица по воле и свободе.
Прилетела, раз на берег чайка с Енисея, села на утес и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. О красавице Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушав разговор, Ангара загрустила.
Слыхала она о Енисее и от горных ручьев. Решила она повидаться с Енисеем. Но как выбраться из темницы, из высоких стен дворца?
Взмолилась Ангара:
Ой, вы, Тэнгэринские боги,
Сжальтесь над пленной душой.
Не будьте суровы и строги,
Ко мне, окруженной скалой.
Поймите, что юность в могилу
Толкает запретом Байкал…
О, дайте мне смелость и силу
Раскрыть эти стены из скал.
Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер еще крепче и стал искать жениха из соседей. Не хотел отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал он за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько заплакала. Умоляла она старика – отца, просила не отдавать ее за Иркута. Не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже ее спрятал. А сверху закрыл хрустальными запорами.
Пуще прежнего взывала Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подымать прибрежные скалы.
Близилась свадебная ночь. Крепко спал Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. Ручейки прорыли ей проход. С шумом вырвалась она из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся от шума старик. Соскочил и испугался. Понял, что случилось. Рассвирепел . Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятьем бросил в беглянку – дочь.
Но… поздно. Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала Ангара утесы. Шаманский он называется.
Ответить на вопросы:
1. Так сколько рек вытекает из Байкала? (1- Ангара) Покажите её на карте
Посмотрите на карту и назовите:
2. Крупнейшую реку, впадающую в Байкал? ( Селенга). Покажите её на карте
- Станция ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Слайд №_____
На экране слайд «Органический мир».
Уникален и неповторим органический мир Байкала. Известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, большая часть их, более ¾, обитают только в Байкале. Три четверти байкальских видов нигде больше не встречаются., т.е. являются эндемиками. Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала – голомянка (сообщение)
-В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и основная промысловая рыба – деликатесный омуль. (сообщение) Слайд №_____
-Очень много в Байкале промысловых рыб. Одна их которых – сиг. Слайд №_____
Уникальные животные Байкала:
Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа. (сообщение) Слайд №_____
Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем. Чайки, турпаны, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах. К сожалению, некоторые виды птиц исчезли в результате деятельности человека – это баклан, серый гусь, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Они исчезли за 50 лет. Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление -массовый выход на берега бурых медведей, целиком обусловленный особенностями природы озера. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга - самый маленький олень. Крайне редко можно встретить соболя – это осторожный и скрытный хищник.
-Далее я предлагаю вам немного отдохнуть - угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.
1 2
3
Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь:
- Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы
- Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя
- Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы
Слайд №_____
А сейчас я предлагаю вам Кроссворд «Что мы знаем о Байкале»
1 э | н | д | е | м | и | к | ||||
2 н | е | р | п | а | ||||||
3 с | и | г | ||||||||
4 ч | е | ш | у | я | ||||||
5 о | м | у | л | ь | ||||||
6 х | а | р | и | у | с |
Проблемы БАЙКАЛА
Так прав ли Л.С. Берг, когда назвал Байкал чудом природы во всех отношениях
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целлюлозило»…
Байкал – это особый сложный ПК.
Малейшее нарушение взаимосвязей изменит весь комплекс.
-Найдите в учебнике причины, негативно влияющие на природу Байкала. (стр.273)
Слайд№ ____
1. С постройкой Иркутской ГЭС, уровень воды поднялся на 1м, она помутнела.
2. Рубка леса и молевой сплав древесины загрязняют воду.
3. Свою лепту вносят и ЦБК, несмотря на очистные сооружения.
4.Неорганизованные туристы и большое количество моторных лодок – тоже проблема.
Слайд№ ____
- строительство и работа предприятий цветной металлургии, химии, энергетики, целлюлоза-бумажного комбината;
- сброс сточных вод в Байкал и впадающие в него реки;
- загрязнение берегов, их разрушение вследствие добычи песка и гравия;
- снижение численности нерпы;
- загрязнение атмосферы;
- гибель лесов;
- дикий туризм.
- Какие вы видите пути решения проблем Байкала?
16 слайд. Защитим природу Байкала.
Сегодня в бассейне Байкала создано 3 заповедника и 2 национальных парка.Задача их – сохранить уникальность природы озера.
В 1998 году был принят Федеральный закон об охране озера Байкал:
Сокращение сброса сточных вод, закрытие особо опасных производств;
Запрещение молевого сплава по рекам, перевозки нефтепродуктов;
Отказ от разработки новых месторождений на берегах озера;
Запрещение сброса бытовых стоков;
Создание на берегах заповедных зон.
Поднять экологическую культуру населения.
Завершить урок мне бы хотелось следующими словами «Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
- Что означают эти цифры
- млн лет 40 1637 м 1 20% 554
2.Байкал это самое _________ озеро в мире
Самый крупный остров __________
Из Байкала берёт начало 1 река __________
Ребус
Лещ-плащ плотник-трава лиса-конь сани-нарзан тайга-камень хата-рис-укус пенка-кран-сила соль-ком
Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.
1. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
2. Что вы узнали о Байкале на уроке?
Выставление оценок за урок
Рефлексия.
Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо).
Письмо другу.
Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. Учитель географии проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _________________ребусы. _____________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ______________________уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое _______________ письмо. Жду ответа.
Домашнее задание: откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39, и дополнительное задание на выбор: - написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»
-нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»
На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. Можете идти.
Тестовая проверка знаний
1вариант
1.Максимальная глубина Байкала (в м.)
а 1637 б 500 в 2500
2. Вид, обитающий лишь в определенном географическом районе называется
а редкий б эндемик в единичный вид
3. Сколько процентов животных эндемиков населяют Байкал? (в %)
а 60 б 50 в 100
4 Возраст озера Байкал?
а 40 млн. лет б 25-30 млн. лет в 20 млн. лет
5. Сколько рек впадает в озеро Байкал?
а100
б более 300
в 1000
6. Как образовалось озеро Байкал?
а в результате разлома земной коры
б результате таяния ледников
в результате прогиба земной поверхности
7. Сколько процентов мировых пресных вод составляет Байкал?
а 50
б 20
в 10
8. Назовите самый крупный остров на Байкале
а Большой Ушканий остров
б остров Огой
в остров Ольхон
9. Голомянка - это
а байкальская нерпа
б байкальский омуль
в эндемик Байкала-живородящая рыба
10. Какое утверждение верно?
а эпишура очищает байкальскую воду от химических загрязнений
б эпишура потребляет полуразложившиеся клетки водорослей
в эпишура отфильтровывает живые клетки водорослей
11. Как называется рыба, в теле которой содержится более 40% жира?
а голомянка
б длиннокрылка
в желтокрылка
12. Пластиковую тару нужно:
а сжигать
б оставлять на месте отдыха
в забирать с собой с места отдыха
13. Эпишура – это …
а Мельчайший рачок
б Плоский червь
в Моллюск
Байкальская нерпа.
Появление нерпы на Байкале - загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие - что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и Енисей.Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет её высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7 – 8 км. в час, максимальная скорость – 20 - 25 км/час.
Нерпа широко распространена по всему озеру, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы – начале весны животные выходят на лёд для линьки и рождения детенышей. Именно в это время нерпа наиболее беззащитна перед охотниками и браконьерами, зато и наблюдение за ней в этот момент весьма облегчено. Ежегодно добывается 4000 нерп. Ценится их мех и шкура.
Лед на Байкале разрушается с юга на север, вслед за льдом, с юга на север мигрирует нерпа.
В летнее время нерпа интенсивно питается в открытом Байкале. В солнечную безветренную погоду нерпа выходит на прибрежные камни для линьки и отдыха. Самое известное место, где на больших камнях у самого берега можно увидеть десятки, и даже сотни нерп – это Ушканьи острова.
Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Точное количество нерпы, живущей в Байкале, не знает никто, потому что погрешность методов подсчета довольно большая. Можно говорить только о приблизительной численности нерпы, она изменяется в пределах от 60 до 120 тыс. голов.
Голомянка - уникум вод Байкала
Голомянка – маленькая необычная рыбка, обитающая в Байкале. Она слегка розовая, прозрачная или полупрозрачная, да к тому же предпочитает глубокие воды и дно. Но счастливчикам удалось несколько раз снять на видео ее перемещения подо льдом у поверхности озера. Рыба относится к эндемикам – местным малочисленным видам, обитающим только в данном ареале.
Примечательно, что эта байкальская рыба не имеет чешуи и на одну треть состоит из жира. Это компенсирует ей отсутствие плавательного пузыря. И большой, и малый вид чаще всего встречается на глубине от 0,5 до 0,25 км, но обитает и глубже – до 1,6 км. Это живородящая рыбка.
Омуль – символ Байкала.
Омуль — рыба привередливая. Он предпочитает жить в холодной и чистой воде, насыщенной кислородом. Держится преимущественно на глубоких местах — до трёхсот метров. Может жить не только в пресной воде, но и малосолёной. Омуль имеет продолговатое тело, окрашен в серебристый цвет с изумрудными или бурыми оттенками. Спинка — более тёмная, а брюшко — светлое. Чешуя мелкая и плотно прилегает друг к дружке. Байкальский омуль вырастает в среднем до двадцати восьми сантиметров. Омуль не только очень вкусная, но также и полезная рыба. И всё это благодаря жиру в его теле, который помогает ему справляться с низкими температурами воды. Несмотря на большое количество жира, мясо омуля обладает на удивление низкой калорийностью — на 100 г рыбы около 80 ккал. Омуль по праву считается ценной промысловой рыбой.
Тема урока:
Озеро Байкал
1.Поисхождение названия озера
- Географическое положение озера
3. Происхождение озёрной котловины
4. Воды озера Байкала.
5. Живые организмы Байкала.
6. Охрана Байкала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии 8 класс "Байкал -жемчужина Сибири"
Урок по географии в 8 классЦель урока:Создать условия для осмысления и осознания знаний по теме «Байкал, как природный комплекс».Задачи урока:1. Сформировать представление об уникальной природной жемч...
конспект урока Байкал-жемчужина Сибири 8 класс
Данный урок давался в 8 класс в качестве видеозаписи урока на аттестацию по новому...
Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"
Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"....
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Конспект урока «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс
Открытый урок по географии в 8 классе Тема: «Озеро Байкал – жемчужина Сиби...
Урок-проект "Байкал - жемчужина России", 8 класс
Урок-проект псвященный уникальному озеру, расположенному на территории Российской Федерации, является итоговым уроком по исследовательскому проекту "Байкал" с использованием технологии критического мы...
Байкал - жемчужина Сибири. 8 класс
Учебная презентация для учащихся 8-9 классов при изучении темы "Восточная Сибирь"....