Типология уроков в соответствии ФГОС ООО
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Типология уроков в соответствии с ФГОС
В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования, были приняты новые Стандарты НОО и ООО. В основе Стандартов лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении выражается в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Результатом обучения должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Несмотря на новые подходы в обучении, главной формой остаются урок.
В зависимости от целей выделяют четыре типа уроков:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки рефлексии
- Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Уроки развивающего контроля
Цели уроков выделенных типов:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний.
- Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
- Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
- Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
- Мотивация.
- Актуализация и подготовка мышления учащихся.
- Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков
- Контроль
- Самоконтроль.
- Самооценка.
- Рефлексия деятельности.
- Согласование оценок.
Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
- Мотивация.
- Актуализация и подготовка мышления учащихся.
- Целеполагание контроля.
- Контрольная работа.
- Самоконтроль (взаимоконтроль).
- Самооценка.
- Рефлексия.
- Согласование оценок.
- Рефлексия (повторная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типология уроков в соответствии с ФГОС
В данной работе предлагается современная типология уроков, соответствующая ФГОС, примерная структура каждого типа урока....
Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО
Схема анализа урока в соответствии ФГОС ОО (Стандарты второго поколения)....
конспект урока в соответствии ФГОС
Данный урок входит в систему учебного курса «Технология»,раздел «Современное производство и профессиональное образование»...
Технологическая карта урока в соответствии ФГОС.
Конспект урока по теме "Глагол" в 5 классе...
Презентация на тему"Приемы организации деятельности обучающихся на уроке в соответствии ФГОС"
Презентация по физике на тему"Приемы организации деятельности обучающихся на уроке в соответствии ФГОС"...
Разработка урока в соответствии ФГОС по химии "Соли". 8-й класс
Разработка урока в соответствии ФГОС по химии "Соли". 8-й класс...
Конспект урока "Покрытосеменные", соответствует ФГОС.
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. В документе присутствует презентация....