Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «География России. Население и хозяйство» в 9 классе продолжает курс географии 8 класса «География России. Природа.» и занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
создание образа своего родного края.
Содержание программы направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География России. Население и хозяйство.»
Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований содержание курса строилось на основе следующих концептуальных принципов:
обеспечение комплексности и логической преемственности материала;
изучение от общего к частному;
поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном- материков и океанов и их частей- России и её отдельных районов- своей местности (малой Родины);
реализация таких направлений современного образования, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;
единый методологический подход к отбору, структуризации подаче учебного материала.
Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности и др.
Уделяется большое внимание достижению личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
На изучение географии в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, В. Я. Ром).
- География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. Я. Ром ).
- География России. Население и хозяйство. 9 класс. Рабочая тетрадь (автор В.П. Дронов).
- География России. Население и хозяйство. 9 класс. Электронное приложение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС, 68 ЧАСОВ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Предметные результаты | УУД | Формы контроля | Домашнее задание | |||
План | Факт | ||||||||||
А | Б | ||||||||||
Общая часть курса (33 ч) Место России в мире (4 ч.) | |||||||||||
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской федерации | Урок-практикум | Географический взглядна Россию: её место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. .Федеральные округа | Умение анализировать карты и статистические материалы (таблицы, диаграммы, графики, интернет-ресурсы), схемы административно-территориального деления страны. Знать столицы субъектов федерации и находить их на карте. Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов. | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Практическая работа №1 «Анализ административно-территориального деления России». | П.1. | ||||
2 | Географическое положение и границы России | Урок-практикум | Понятие «географическое положение» (ГП). Оценка северного ГП России. ГП как фактор развития хозяйства. Государственные границы, их виды, значение. Особенности границ России. Государственная территория России. Страны – соседи России. | Умение сравнивать ГП России и других стран, выявлять зависимость между ГП и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории, определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, обозначать их на контурной карте, составлять описание границ РФ, выявлять недостатки и преимущества больших размеров территории страны. | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Практическая работа № 2: «Сравнение ГП РФ с другими странами». | П. 2. | ||||
3 | Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России | Урок изучения нового материала | Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1 порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения Росссии. Сложность геополитического положения страны. | Научиться анализировать карты, выявлять и оценивать благоприятные и неблагоприятные особенности разных видов ГП РФ на макро- мезо- и микро-уровнях, выявлять изменения в различных видах ГП РФ на разных исторических этапах на протяжении 20 века. | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь с. 5-6 | П. 3. | ||||
4 | Государственная территория России | Комбинированный урок | Понятие о государственной территории страны, её составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России. | Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории РФ. | Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Рабочая тетрадь с. 7-12 | П. 4. | ||||
Население Российской Федерации (5 ч.) | |||||||||||
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | Урок изучения нового материала | Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв. | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории. | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Сообщения и презентации об основных этапах формирования Российского государства. | П. 5. | ||||
6 | Численность и естественный прирост населения | Комбинированный урок | Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин. Прогноз численности населения | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Анализировать графики изменения численности населения во времени с целью выявления тенденций в изменении темпов роста населения в России. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Сравнивать показатель естественного прироста в разных частях страны. Анализ и сравнение половозрастных пирамид в разные годы и в разных регионах страны. | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России» | П. 6. Рабочая тетрадь, с. 13-15 | ||||
7 | Национальный состав населения России | Изучение нового материала | Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Районы распространения разных религий | Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным, особенности размещения народов России. Сравнивать по тематическим картам географии крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России. Определять современный религиозный состав России по статистическим данным. Знать главные районы распространения религий. | Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Рабочая тетрадь, с. 17-19 | П. 7. | ||||
8 | Миграции населения | Комбинированный урок | Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны. | Уметь: составлять схемы разных видов миграций и вызывающих их причин; определять основные направления миграций по тематической карте; определять с помощью карт и статистических данных территории РФ с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Практическая работа № 4 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России» | П. 8. | ||||
9 | Городское и сельское население Расселение населения. | Изучение нового материала | Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов на территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Особенности размещения населения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять виды городов России, обозначать на контурной карте крупнейшие города, обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов, выявлять особенности урбанизации в России, выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны, обозначать на контурной карте основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с.15-17 | П. 9. Рабочая тетрадь, с. 19-26 | ||||
Географические особенности экономики России (3 ч) | |||||||||||
10 | География основных типов экономики на территории России | Изучение нового материала | Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства РФ | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 27, № 1 | П. 10. | ||||
11 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны | Комбинированный урок | Состав добывающей промышленности и её роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать состав добывающей промышленности РФ, определять её отличия от других отраслей промышленности; выявлять по тематическим картам районы страны с высоким уровнем добывающей промышленности; анализировать классификацию природных ресурсов; определять уровень остроты экологических проблем разных регионов страны. | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Рабочая тетрадь, с. 27-28, № 2 | П. 11. | ||||
12 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России | Комбинированный урок | Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: обсуждать важнейшие социально-экономические проблемы Росси и возможные сценарии её инновационного развития | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 28, № 3 | П. 12 | ||||
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (1 ч) | |||||||||||
13 | Научный комплекс | Изучение нового материала | Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Перспективы развития науки и образования. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по статистическим данным доли РФ и других стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, доли затрат стран на научные исследования; анализировать по картам географию городов науки; устанавливать по статистическим данным и картам районы России, лидирующие в науке и образовании; обсуждать проблемы утечки умов из России и путей её преодоления | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 28, № 4 | П. 13. | ||||
Машиностроительный комплекс (3 ч) | |||||||||||
14 | Роль, значение и проблемы развития машиностроения | Изучение нового материала | Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роль и назначению. Проблемы российского машиностроения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: аргументировать конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны; анализировать состав и связи машиностроительного комплекса; обсуждать проблемы современного этапа развития российского машиностроения | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 29 | П. 14 | ||||
15 | Факторы размещения машиностроения | Комбинированный урок | Факторы размещения машиностроения. Ведущая роль наукоёмкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать зависимость между металлоёмкостью и трудоёмкостью продукции машиностроения; выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции, районов с наибольшей долей машиностроения в промышленности; составлять и анализировать схемы кооперационных связей машиностроительного предприятия | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 30-31 | П. 15 | ||||
16 | География машиностроения | Урок обобщения и систематизации знаний | Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять особенности географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности; определять различия в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения; обозначать на контурной карте основные районы и крупнейшие центры машиностроения РФ; анализировать перспективы развития машиностроения в целом и в отдельных районах страны. | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Практическая работа № 5 «Определение главных районов размещения предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения» | П. 16 | ||||
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 ч) | |||||||||||
17 | Роль, значение и проблемы ТЭК | Изучение нового материала | Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава ТЭК, объяснять функции его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; анализировать топливно-энергетический баланс России и динамику его основных параметров на основе статистических материалов | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 32 | П. 17, 18. | ||||
18 | Топливная промышленность | Комбинированный урок | Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефте-газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: обозначать на контурной карте основные районы добычи нефти, газа и угля, а также крупнейших нефте и газопроводов; составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов, газодобывающих районов, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам; высказывать мнение о воздействии отраслей ТЭК на окружающую среду. | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Практическая работа № 6 «Характеристика угольного бассейна России» | П. 19. Рабочая тетрадь, с. 33-35 | ||||
19 | Электроэнергетика | Изучение нового материала | Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС; анализировать таблицу «Типы электростанций»; высказывать мнение о зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны; аргументировать необходимость экономии электроэнергии | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 36 | П. 20 | ||||
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 ч) | |||||||||||
20 | Состав и значение комплексов | Изучение нового материала | Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать состав и связи комплексов; подбирать примеры использования разных конструкционных материалов в хозяйстве и повседневной деятельности людей; анализировать и сопоставлять доли и роли комплексов в промышленности разных стран мира | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с.37-38, № 1-3 | П 21 | ||||
21 | Металлургический комплекс | Изучение нового материала | Роль в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия- основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: сопоставлять важнейшие особенности чёрной и цветной металлургии; выявлять отличия «старых» и «новых» технологий производства металлов | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Рабочая тетрадь, с. 38-39, № 1-2 | П. 22 | ||||
22 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия. | Комбинированный урок | Чёрные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии чёрных металлов. Основные металлургические базы. Влияние чёрной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии; высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли главного конструкционного материала; характеризовать одну из металлургических баз по картам и статистическим материалам | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 39-40, № 3-4 | П. 23 | ||||
23 | Цветная металлургия | Комбинированный урок | Цветные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: формулировать главные факторы размещения предприятий цветной металлургии; сопоставлять по картам географии месторождений руд цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии; высказывать мнение о причинах возрастания потребности в цветных металлах; сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика» | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 40, № 5 | П. 24 | ||||
24 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | Изучение нового материала | Состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава химической промышленности и выявлять роль важнейших химических отраслей в хозяйстве; соотносить изделия химической промышленности с той или иной отраслью | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Рабочая тетрадь, с. 41, № 1 | П. 25 | ||||
25 | Факторы размещения предприятий химической промышленности | Комбинированный урок | Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по карте базы и комплексы, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье; характеризовать одну из химических баз по картам и статистическим материалам | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 41-42, № 2-3 | П. 26 | ||||
26 | Лесная промышленность | Комбинированный урок | Лесные ресурсы РФ, их география. Состав и продукция лесной промышленности, её место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей; характеризовать одну из лесных баз по картам и статистическим материалам; высказывать мнение о проблемах, задачах и перспективах развития российской лесной промышленности | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 43-48 | П. 27 | ||||
Агропромышленный комплекс (АПК) (3 ч) | |||||||||||
27 | Состав и значение АПК | Изучение нового материала | АПК: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава агропромышленного комплекса; сравнивать сельскохозяйственные угодья РФ с другими странами; выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | Рабочая тетрадь, с. 49 | П. 28 | ||||
28 | Земледелие и животноводство | Комбинированный урок | Полеводство. Зерновые и технические культуры. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география Перспективы развития животноводства | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур; определять по картам районы выращивания зерновых и технических культур; определять по картам главные районы развития разных отраслей животноводства | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Практическая работа № 7 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур»; практическая работа № 8 «Определение главных районов животноводства» | П. 29. Рабочая тетрадь, с. 50-51 | ||||
29 | Пищевая и лёгкая промышленность | Комбинированный урок | Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние лёгкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: устанавливать доли пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции; высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией лёгкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности; выявление на основе анализа карт основных районов и центров развития пищевой и лёгкой промышленности; подбирать примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Рабочая тетрадь, с.55-57 | П. 30 | ||||
Инфраструктурный комплекс (4 ч) | |||||||||||
30 | Состав комплекса. Роль транспорта | Изучение нового материала | Состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние на размещение населения и предприятий | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава инфраструктурного комплекса; сравнивать доли комплекса в экономике разных стран; сравнивать виды транспорта по различным показателям, выявлять преимущества и недостатки каждого вида | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 51 | П. 31 | ||||
31 | Железнодорожный и автомобильный транспорт | Комбинированный урок | Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки ж\д, воздушного и авто транспорта; устанавливать причины ведущей роли ж\д транспорта; определять доли каждого вида транспорта в транспортной работе страны | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь с. 52-53 | П. 32 | ||||
32 | Водный и другие виды транспорта | Комбинированный урок | Показатели развития и особенности морского, речного, авиационного и трубопроводного транспорта. География. Влияние на окружающую среду, перспективы развития. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов транспорта; определять доли каждого вида транспорта в транспортной работе страны; обозначать на контурной карте крупнейшие морские и речные порты страны | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Рабочая тетрадь, с. 58-59 | П. 33 | ||||
33 | Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство | Комбинированный урок | Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География, перспективы развития. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду, перспективы развития. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов связи; сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах; анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильём и его благоустроенности в России и других странах; анализировать географические различия в уровне жизни населения | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 54 | П. 34 | ||||
Региональная часть курса (26 ч) Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 ч) | |||||||||||
34 | Районирование России | Изучение нового материала | Районирование- важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое разделение труда. Специализация территорий. Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему районирования; подбирать примеры районов различного уровня; определять по картам отрасли специализации отдельных территорий | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Практическая работа № 9 «Определение разных видов районирования России» | П. 35. | ||||
Западный макрорегион – Европейская Россия (1 ч) | |||||||||||
35 | Общая характеристика | Изучение нового материала | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Рабочая тетрадь, с. 60-70 | П. 36 | ||||
Центральная Россия и Европейский Северо-Запад (6 ч) | |||||||||||
36 | Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы | Изучение нового материала | Центральная Россия и Европейский Северо-Запад – межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 71-73 | П. 37 | ||||
37 | Население и главные черты хозяйства | Комбинированный урок | Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 74-75 (№ 14) | П. 38 | ||||
38 | Районы Центральной РоссииМосква и московский столичный регион | Комбинированный урок | Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Рабочая тетрадь, с. 75, № 16 | П. 39 | ||||
39 | Географические особенности областей Центрального района | Комбинированный урок | Состав. Особенности развития подрайонов. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 75, № 15 | П. 40 | ||||
40 | Волго-Вятский и Центрально- Чернозёмный районы | Комбинированный урок | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Рабочая тетрадь, с. 119, № 1, 2 | П. 41 | ||||
41 | Северо-Западный район: состав, ЭГП, население | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 76-80 | П. 42 | |||||
Европейский Север (3 ч) | |||||||||||
42 | Географическое положение, природные условия и ресурсы | Изучение нового материала | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 81-83 (№5) | П. 43 | ||||
43 | Население | Комбинированный урок | Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 83, № 8-9 | П. 44 | ||||
44 | Хозяйство | Комбинированный урок | Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. | Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Практическая работа № 10 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» | П. 45. Рабочая тетрадь, с.83 (№6-7), с. 84-85 | ||||
Европейский Юг – Северный Кавказ (3 ч) | |||||||||||
45 | Географическое положение, природные условия и ресурсы | Изучение нового материала | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 87-88, № 1-7 | П.46 | ||||
46 | Население | Комбинированный урок | Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 89, № 10, 11 | П. 47 | ||||
47 | Хозяйство | Комбинированный урок | Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. | Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 88, № 8-9, с. 89, № 12-13, с. 90 | П. 48 | ||||
Поволжье (3 ч) | |||||||||||
48 | Географическое положение, природные условия и ресурсы | Изучение нового материала | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 91-93 | П. 49 | ||||
49 | Население | Комбинированный урок | Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 119, (№ 3-5)-с.122 (№15) | П. 50 | ||||
50 | Хозяйство | Комбинированный урок | Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития | Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 94-97 | П. 51 | ||||
Урал (3 ч) | |||||||||||
51 | Географическое положение, природные условия и ресурсы | Изучение нового материала | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с.98-99 | П. 52 | ||||
52 | Население | Комбинированный урок | Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Вопросы и задания после п. 53 | П. 53 | ||||
53 | Хозяйство | Комбинированный урок | Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития | Уметь: анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь ставить учебные задачи, владеть навыками анализа и синтеза, использовать информационнно-коммуникационные технологии. Личностные: обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию. | Рабочая тетрадь, с. 100-102 | П. 54 | ||||
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (6 ч) | |||||||||||
54 | Общая характеристика | Изучение нового материала | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Вопросы и задания после п. 55 | П. 55 | ||||
55 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики | Комбинированный урок | Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Вопросы и задания после п. 56 | П. 56 | ||||
56 | Западная Сибирь | Комбинированный урок | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, переводить информацию из одного вида в другой (тест в таблицу, карту в текст и т.д.) Личностные: обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. | Рабочая тетрадь, с. 103-108 | П.57 | ||||
57 | Восточная Сибирь | Комбинированный урок | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Рабочая тетрадь, с. 109-113 | П. 58 | ||||
58 | Дальний Восток | Комбинированный урок | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | Метапредметные: уметь классифицировать в соответствии с выбранными признаками, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию. Личностные: обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Рабочая тетрадь, с. 114-118 | П. 59. Рабочая тетрадь, сю.122 (№16-17)-с. 128 | ||||
59 | Обобщающее повторение по курсу | Урок обобщения и систематизации знаний | Итоговая проверочная работа по курсу | Выполнить проверочную работу | Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Итоговая проверочная работа | П. 60 | ||||
60-68 | Повторение | Урок обобщения и систематизации знаний | Разноуровневые тесты, практические задания, игры на повторение | Использовать полученные знания для решения проблемных вопросов и практических задач | Метапредметные: формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные: обладать гражданской позицией к ценностям народов РФ, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Тесты | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...