Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по географии для общеобразовательных учреждений
6-9 классов под редакцией И,В.Душиной. М. «Дрофа», 2000 г. по учебнику географии для 6 класса Т.П.Герасимовой. Начальный курс географии6 класс. М.Дрофа,2016г
Содержание образовательной программы соответствует нормативно – правовой базе:
1.Обязательный минимум содержания основного общего образования(Приложение к приказу Минобразования России) №1236 от 19.05.
2.Базисный учебный план
3.Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4.Стандарт основного общего образования по географии.
5.Программно – методические материалы по географии 6-9 кл.(Сост.В.И.Сиротин)
6.Примерная программа для основного общего образования по географии(базовый уровень) 2004.Сборник нормативных документов по географии .М.Дрофа,2007
Цель курса: формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Задача курса:
- показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географическо картой как уникальным и наглядным источником и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.
Используемый УМК:
1.Т.П.Герасимова,Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии6 класс- М.:Дрофа,20016г
2.Атлас.Физическая география, начальный курс,6 класс.
3.Мультимедийная программа: «Начальный курс. География» 6 класс.
4.Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы», М., «Дрофа»2010 г.
5.Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии:6 – 10 кл.Книга для учителя.- 3-е изд. – М.Просвещение,2000.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География». Программа содержит практический компонент(20%) около 1/3 содержания.
Перечень практических работ
для 6 класса
№ п/п | Тема практической работы | Дата |
1. | Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков. Составление плана местности | |
2. | Определение расстояний, направлений, географических координат по карте и глобусу(решение прямой и обратной задачи) | |
3. | Нанесение на контурную карту географической номенклатуры по теме «Литосфера» | |
4. | Описание географического объекта (гор) по плану | |
5. | Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира | |
6. | Обозначение на контурных картах крупнейших рек и озер мира, морей, заливов, проливов. | |
7. | Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графика суточного хода температуры, «розы ветров» по материалам календаря погоды |
Тема урока | Дата | Содержание | Практическая работа | Тип урока, форма урока | Средства обучения | Домашнее задание |
Введение-3 часа | ||||||
Урок 1. География как наука. | 01.09. | Что изучает география? Значение этой науки в жизни людей. | Урок изучения нового материала | 1 | ||
Урок 2. Развитие знаний о Земле | 08.09. | Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Первые представления о форме и размерах Земли. Шарообразная форма Земли и доказательства этого | Урок-практикум | Журнал «География в школе» №8 2011, стр.57 | 2 вопр.3 стр.7 | |
Урок 3. Земля-планета Солнечной системы. | 15.09. | Солнце-источник жизни на Земле. Земля -одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна-спутник Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг оси. Смена дня и ночи. | Урок-экскурсия | 3 | ||
Виды изображений поверхности Земли (7 часов) | ||||||
План местности (3 часа) | ||||||
Урок 4. План местности. Масштабы плана. Стороны и горизонты на плане. | 22.09. | План местности. Условные знаки: контурные, линейные, внемасштабные. Чтение топографического плана местности. Масштаб, виды масштаба. Азимут. Компас. | Урок изучения нового материала | Настенная карта «План местности». Журнал «География в школе», №8 2011, стр.39 | 4,5,6 вопр.4 стр.12 | |
Урок 5. Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 29.09. | Относительная и абсолютная величина. Горизонтали. Изображение холма с помощью горизонталей. Берштрихи, отметки высот. Определение по плану высоты точки на местности. | Урок изучения нового материала | Настенная карта «План местности» | 7 вопр. 5, стр.20 | |
Урок 6. Способы съемки плана местности. | 06.10. | Значение планов местности в практической деятельности человека. Обобщение и закрепление знаний по теме «План местности» | №1.Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков. Составление плана местности. | Комбинированный урок | Настенная карта «План местности» | П.8 |
Географическая карта (4 часа) | ||||||
Урок 7. Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 13.10. | Способы изображения земной поверхности на глобусе. Географическая карта-особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. | №4, 2008, стр.52 | 9,10 | ||
Урок 8. Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. Географическая долгота. | 20.10 | Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. | Комбинированный урок | Карта полушарий, физич.карта России. Журнал «География в школе»», №8, 2009, стр.42 | 11-13, вопр.3,4,5, стр.29 | |
Урок 9. Изображение на физических картах неровностей земной поверхности. | 27.10. | Шкала высот и глубин | Комбинированный урок | Карта полушарий, физич.карта России. | 14, вопр.4, стр.32 | |
Урок 10. Обобщение и закрепление знаний по теме «Географическая карта».Тест «Геокарта» | 10.11. | Сходства и различия плана местности и географической карты. | №2. Определение расстояний, направлений, географических координат по карте и глобусу (решение прямой и обратной задачи) | Комбинированный урок | Карта полушарий, физич.карта России. | 14, вопр.3,4, стр.34 |
Строение Земли. Земные оболочки (20 часов) | ||||||
Урок 11. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Горные породы минералы. | 17.11. | Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора, ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. | Урок изучения нового материала. | №7, 2008, стр.27. | 16-17, вопр.24, стр.40. | |
Урок 12. Виды движений Земной коры. Вулканы, горячие источники и гейзеры. | 24.11. | Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Грозные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Образование вулканов. Землетрясения. Проявление вулканизма. | Комбинированный урок | Карта полушарий, физич.карта России. | 18, вопр.2,6, стр.49 | |
Урок 13. Рельеф суши. Равнины и горы. | 01.12. | Основные проявления рельефа суши. Различия гор и равнин по высоте, характеру залегания горных пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельность человека. | №3.Нанесение на контурную карту географической номенклатуры по теме «Литосфера» | Урок изучения нового материала | Карта полушарий, физич.карта России | 20, 21, вопр.2, стр.56 |
Урок 14. Рельеф дна Мирового океана. | 08.12. | Основные формы рельефа дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. | №4. Описание географического объекта (гор) по плану | Урок изучения нового материала | Карта полушарий, физич.карта России | 22 |
Гидросфера (6 часов) | ||||||
Урок 15. Вода на Земле. | 15.12. | Гидросфера - водная оболочка Земли. Состав гидросферы. Мировой океан и воды суши: подземные воды, реки, озера, ледники, водохранилища, каналы. Мировой круговорот воды. | Урок изучения нового материала | Карта полушарий, физич.карта России | 23, вопр. 7, стр.70 | |
Урок 16. Мировой океан. Характеристика карты океанов. | 22.12. | Мировой океан и его части. Моря (внутренние и окраинные), заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. | Комбинированный урок | Карта полушарий, физич.карта России | 24, вопр. 4, стр.73 | |
Урок 17. Некоторые свойства вод Мирового океана | 29.12. | Температуры и соленость вод Мирового океана. | Урок-практикум | Карта полушарий, физич.карта России | 25, вопр. 3.стр.73 | |
Урок 18. Движение воды в океане. | 12.01. | Волны, цунами, приливы, отливы, течения. Ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные) | Комбинированный урок | Карта полушарий, физич.карта России | 26-29, опр.4, стр.79 | |
Урок 19. Реки мира. | 19.01 | Реки Земли – их общие черты и различия. | №5.Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира | Комбинированный урок | Карта полушарий, физич.карта России | 30 |
Урок 20. Озера. Ледники. | 26.01. | Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Снеговая линия. Оледенение горное и покровное. | №6.Обозначение на контурных картах крупнейших рек и озер мира. | Урок изучения нового материала | Карта полушарий, физич.карта России | 31-33, 34 |
Атмосфера (8 часов) | ||||||
Урок 21. Атмосфера и ее части. | 02.02. | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее строение. | №1, 2009, стр41 | 35, вопр. 5, стр.108 | ||
Урок 22. Температура воздуха. | 09.02. | Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. | Комбинированный урок | 36, 37, , вопр.3, 4, стр 111 | ||
Урок 23. Атмосферное давление. Ветер. | 16.02. | Изменение давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Бризы, муссоны. | Комбинированный урок | 38, 39, вопр.4, 5, стр. 113 | ||
Урок 24. Водяной пар, облака. Осадки. | 02.03. | Важность воздуха. Туман. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. | Урок изучения нового материала | 40, 41 | ||
Урок 25. Погода. Климат, его характеристика. | 16.03. | Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Прогнозы погоды. | Комбинированный урок | 42, 43, вопр. 4, стр.120 | ||
Урок 26. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат | 23.03. | Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги .Зависимость климата от географической широты, рельефа, господствующих ветров | Комбинированный урок | №3, 2007, стр.28 | 44,45 вопр.3, стр.124 | |
Урок 27. Повторение темы «Атмосфера» Тестирование по теме Атмосфера» | 06.04 | повторить, закрепить и обобщить знания по теме | № 7.Проведение простейших метеонаблюдений. Составление календаря погоды. Построение графика суточного хода температуры. «розы ветров» по матариалам календаря погоды. | |||
Биосфера (3 часа) | ||||||
Урок 28. Разнообразие организмов на Земле. | 13.04. | Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие растений и животных, неравномерность их распространения по планете. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. | №1, 2008, стр.32 | 46 | ||
Урок 29. Природные зоны Земли. Организмы в Мировом океане. | 20.04. | Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. | 47,48 | |||
Урок 30. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. | 27.04. | Почвенный покров – особая оболочка Земли. Плодородие почвы. | 49,50 | |||
Население Земли (2 часа) | ||||||
Урок 31.. Земля – планета людей. | 04.05. | Человек как часть природы. Численность населения Земли. Расовый состав. Крупнейшие народы. | 51- 52. | |||
Урок 32. Основные типы населенных пунктов. | 11.05. | 53 | ||||
Взаимосвязи компонентов природы (3 часа) | ||||||
Урок 33. Человек – часть биосферы. | 18.05. | Хозяйственная деятельность | 54 | |||
Урок 34. Стихийные природные явления. | 25.05. | влияние природы на жизнь и здоровье человека | 55 | |||
Урок 35. Итоговое повторение | повторить, закрепить и обобщить знания по курсу. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...