Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_5_kl.docx | 53.5 КБ |
geografiya_10.docx | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Что изучает география (4 часа).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (4 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы; 2. Как люди открывали Землю.
Земля во Вселенной (6 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий.
Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (6 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу. Практическая работа № 2.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Природа Земли (13 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый (1 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих
ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- ли не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- е более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается
работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже
выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные
результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
- Не забудьте подписать работу внизу карты!
- Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5 классе содержит, кроме учебников,
методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).
2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ | Дата
пров. | Факт. дата | Тема и форма урока | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Оборудование , ЭОР. | Домашнее задание Номенклатура | ||
Что изучает география 4 часа | |||||||||||
1 | Мир, в котором мы живем. Вводный | 1. Называть характерные черты живой природы, приводить примеры тел живой и неживой природы. 2.Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» | Формирование приёмов работы с учебником; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий.
| Формирование ответственного отношения к учёбе. | Организация собственной деятельности | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику. | П. 1 | ||||
2 | Науки о природе комбинированный | 1.Называть основные естественные науки и знать, что они изучают. Знать значение понятий: естественные науки, вещества, явления природы. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Значение знаний о природе. | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | П.2 | ||||
3 | География – наука о Земле. комбинированный | 1.Объяснять значение понятий: география, разделы географии. 2.Приводить примеры географических наук. | Формирование умения ставить учебную цель. | Формирование приёмов работы с учебником: искать и отбирать информацию. | Знать характерные черты методов исследований. Называть отличия в изучении Земли географией | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | П.3 Работа по карточкам | ||||
4 | Методы географических исследований. Изучение нового материала. | 1.Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический). | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками, их применения в различных жизненных ситуациях | Составление конкретного вопроса и краткий ответ на него. | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | П.4 Работа по составлению вопросов по теме. | ||||
Как люди открывали Землю 4 часа | |||||||||||
5 | Географические открытия древности и Средневековья. Изучения нового материала. | 1.Знать географические открытия, которые люди совершали в древности: Геродот, Пифей, Эратосфен; Средневековья.. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Учить работать по картам: показывать маршруты путешественников | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник | П.5 | ||||
6 | Важнейшие географические открытия. Изучение нового материала. | 1.Знать великих путешественников и называть географические объекты, названные в их честь. Показывать их маршруты по карте. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира | Отрабатывать умения работы с картами. | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник | П.6 | ||||
7 | Открытия русских путешественников. Изучение нового материала. | Знать русских путешественников, называть географические объекты, названные в их честь, показывать их маршруты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Показывать по карте маршруты: А.Никитина, Ермака С.Дежнёва, В.В.Беринга, А.Чирикова | Карта с маршрутами путешественников. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебнику | П.7 | ||||
8 | Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю» Обобщение и систематизация знаний. | Ответы на вопросы. Тест. | |||||||||
Земля во Вселенной 6 часов | |||||||||||
9 | Изучение Вселенной комбинированный | 1.Объяснять значение понятий: «галактика», «Вселенная» 2.Уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Умения управлять своей познавательной деятельностью | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Развитие речи. С помощью вопросов выяснить представления учащихся о Вселенной. | Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник | П. 8,9 | ||||
10 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты комбинированный | 1.Знать особенности всех планет Солнечной системы 2.Уметь сравнивать планеты земной группы и планеты группы гигантов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстни-ками в процессе образовательной деятельности. | Составление плана рассказа. Организация и корректировка своей деятельности | Плакаты с изображением Вселенной. ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник | П. 10,11 | ||||
11 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты комбинированный | 1. Объяснять значение понятий: небесные тела, метеоры и метеориты 2. Уметь называть малые небесные тела и их характерные черты. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и сравнению: выделять сходства и различия | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Работа с учебником :выписать определения небесных тел и характерные черты. | Видеофильм Вселенная. | П.12 | ||||
12 | Мир звезд комбинированный | 1. Объяснять значение понятия звезда, созвездия. 2.Знать на какие группы звёзды делятся | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Формирование умения ставить учебную цель | Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | Работа с дополнительной литературой. Подготовить минидоклад. | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник | П.13 Составить схему Звёзды по размерам по цвету. | ||||
13 | Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса Изучение нового материала. | 1.Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет 1.Объяснять значение понятий: астрономия, её задачи. | Формирование способностей к самостоятельном у приобретению новых знаний. Выделять главные отличительные черты. | Выяснить значение изучения космоса в настоящее время. | Знать отличительные особенности Земли от других планет. Объяснять следствие вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник | П, 14,15. | ||||
14 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | Формирование ответственного отношения к учёбе, учить работе в группах, взаимопомощи при подготовке к ответам. | Оценивание работы одноклассников. | Знать, какой вклад внесли отечественные учёные:К.Э.Циалковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин | Ответы на вопросы. Тест | ||||||
Виды изображений поверхности Земли 6 часов | |||||||||||
15 | Стороны горизонта Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Использование приобретённых знаний и умений для чтения карт любого содержания, для ориентированияна местности и проведения съёмок. | Знание сторон горизонта и умение ориентироваться – это необходимо каждому человеку. | Компас, плакаты по ориентированию | П.16 Определение сторон горизонта по растениям во дворе. | ||||
16 | Ориентирование Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас. 2.Знать способы ориентирования на местности и с помощью компаса. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проводить самостоятельный поиск информации о своей местности Из различных источников. | Знать способы ориентирования на местности, правила пользования компасом, как ориентироваться по Солнцу, звездам. | Практическое занятие на местности. | П.17 Ориентирование по Полярной звезде. | ||||
17 | План местности Изучение нового материала. | Виды изображения земной поверхности. Объяснять значение понятий: план, масштаб, условные знаки | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности | Формирование ответственного отношения к учёбе. Знакомство с условными знаками плана, их оформление в тетради. | Находить и называть сходства и различия в изображении элементов на карте и плане. Учиться сравнивать и анализировать | План, карты: топографическая, физическая. | Нарисовать условные знаки. | ||||
18. | Практическая работа № 3 «Составление плана местности по описанию» | Глазомерная съёмка. | Уметь ориентироваться на местности по плану и при помощи компаса, карты, местных признаков. | Формирование умения выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты | Формирование ответственного отношения к учёбе и социально-ответственного поведения в географической среде. | Оформление плана в цвете. | |||||
19 | Географическая карта Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Выделять, описывать существенные признаки геог- фических карт, их различия. | Знать разнообразие карт: физическую, политическую, экономическую. Уметь находить на них экватор, параллели и меридианы и нанести их на к/к. | П.18 | |||||
20 | Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» Изучение нового материала. | Овладение основами картографической грамотности. | Оценивать работу одноклассников при парной работе. Развитие умения взаимодействовать. | Формирование ответственного отношения к учёбе и коммуникативной компетенции через сотрудни- чество с однок- лассниками | Составление вопросов для обобщения и ответы на них. Соревнование команд. Тест. | Практическая работа №4 | |||||
Природа Земли | |||||||||||
21 | Как возникла Земля Изучение нового материала. | Объяснять значение понятий: гипотеза . Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Развивать письменную и устную речь при формулировке вопросов и ответов | ПК, проектор, презентация, электронное приложение к учебник | П.19 | ||||
22 | Внутренне строение Земли Изучение нового материала. | 1. Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера полезные | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Формирование умения составлять описание по плану. | Формирование ответственного отношения к учёбе и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.. | Выяснить, что значит рациональное использование природных ресурсов. | Плакат Внутреннее строение Земли. | П.20 | ||||
23 | Землетрясения и вулканы Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов | 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, кратер, жерло 2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений и вулканы. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде. | Выявлять причины возникновения природных явлений. Стихийные бедствия, районы их распространения. Меры предосторожности. | Физические карты полушарий и России, электронное приложение к учебнику | П. 21 Уметь показать на карте вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау. | ||||
24 | Материки комбинированный | 1. Объяснять значение понятий: материк, остров, архипелаг, часть света. 2.Уметь показывать на карте полушарий все материки. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий, умение работать с текстовым компонентом, умения составлять описание объектов. | Формирование осознания единства географического пространства. | Умение находить и показывать на карте изучаемые объекты. | Физическая карта полушария. | П.22 Все материки. Острова: Гренландия, Сахалин. Архипелаги: Северная Земля, Земля Франца Иосифа. | ||||
25 | Материки Обобщение знаний по теме. | 1. Объяснять значение понятий: материк, остров, часть света. 2.Уметь называть особенности каждого материка. | Способность к самостоятельном у приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель) | Описание материка с его достопримечательностями. Тест. | Физическая и к/к карта полушарий. | |||||
26 | Вода на Земле комбинированный | Объяснять значение понятий: гидросфера, мировой океан, айсберг, ледник. 2.Уметь показывать на карте полушарий все океаны | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование основ экологической культуры; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках. | Изучить состав гидросферы. состояние воды в ней, свойства воды. Заложить основы бережного отношения к воде: Вода – это жизнь. | Использование электронного приложения к учебнику | П.23 Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов | ||||
27 | Воздушная одежда Земли Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений. | Объяснять значение понятия: атмосфера ветер, бриз, муссон.. Называть свойства воздуха. Объяснять причины возникновения ветра. | Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. | Формирование экологического сознания: о необходимости не загрязнять воздух; осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Приводить примеры ветров различного направления, виды облаков, осадков, стихийных природных осадков.. | Презентации и видеофильм | П.24 определение направление и силу ветра екущего дня. | ||||
28 | Погода комбинированный | Объяснять значение понятий: погода, элементы погоды. Описывать погоду текущего дня. | Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. | Составлять описание результатов наблюдений Фактической погоды и будущего состояния атмосферы. | Использовать приобретённые знания и умения для характеристики погоды своей местности | Использование электронного приложения к учебнику | |||||
29 | Климат Изучение нового материала. | Объяснять значение понятий: климат, элементы климата. Типы климата: холодный, умеренный, жаркий.. | Отбирать источники географической информации для объяснения причин Разнообразия климата на Земле. | Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды. Иметь представление о характерных чертах типов климата. | Устанавливать причинно – следственные связи для указанных типов климата. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | Использование электронного приложения к учебнику | П.25 | ||||
30 | Живая оболочка Земли | Объяснять значение понятия биосфера | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Использование электронного приложения к учебнику | П. 26 | |||||
31 | Почва – особое природное тело Изучение нового материала. | Объяснять значение понятий: почва, гумус, плодородие | Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли. | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Устанавливать причинно –следственные связи для образования и сохранения плодородия почвы. | Использование электронного приложения к учебнику ПрезентацияПочвенная среда. | |||||
32 | Человек и природа Комбинированный. | Объяснять значение понятий: заповедники, заказники, национальные парки | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира. Влияние человека на природу. | Использование электронного приложения к учебнику | П. 27 | ||||
33 | Обобщающий урок по теме «Природа земли» | Подготовить каждому 10 вопросов по теме и ответы на них. | |||||||||
34 | Итоговый урок по всему курсу |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 классов
Нормативные документы:
1.География. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004г.
2. Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии, созданная на основе федерального компонента государственного стандарта (базовый уровень).
3. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Министерства образования РФ утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
4. Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6-10 кл. (Под редакцией В. И. Сиротина). М.: Дрофа, 2006.
5.Программы общеобразовательных учреждений. География. Авторская программа к классической линии учебников географии. Программа курса «География». Базовый уровень.10 класс. (под редакцией В.П Максаковского) М.: Дрофа2012- 2013.
6. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-10 кл. /сост. С.В. Курчина. М.: - Дрофа. 2010
Общее количество часов: – 68
Основная цель курса — продолжить и завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, которые происходят как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Планируемые результаты обучения
1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть): изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и пр.; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды; темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения; темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.
- Объяснять: причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий; закономерности размещения основных видов природных ресурсов; различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов); различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами; миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов; направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле; особенности размещения основных отраслей хозяйства; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства; различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства; причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда; основную специализацию районов старого и нового освоения; географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара»; специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения глобальных проблем человечества; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны, географическая (окружающая) среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зеленая революция» и глобальные проблемы человечества.
- Описывать: одну из отраслей мирового хозяйства; один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства; географическую специфику страны (по выбору).
- Определять (измерять): принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов; особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации; крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; функции крупнейших городов мира; условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.
- Называть и (или) показывать: крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов; мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные; основные средства и методы получения географической информации; основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры; примеры крупнейших старопромышленных районов мира; меры по охране вод Океана и суши; тенденции изменения структуры мирового хозяйства; основные формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.
Формы и методы обучения: лекция, диалог, беседа, дискуссия, семинар, консультации, зачет, практикум. Применяется индивидуальный, групповой, коллективный способ обучения; словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые; познавательные и деловые игры; виды опроса, письменная работа, тестирование; Текущий и итоговый контроль.
УМО: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М.: Просвещение 2008.
Географический атлас. 10 кл. – М.:Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира. М.: Дрофа, 2006.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т..М.: Дрофа, 2008.
3. Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2008.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дополнительный материал | Формы контроля | Практические работы | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ | ||||||||||
1 | Социально – экономическая география в системе географических наук | 1 | Вводный урок (лекция) | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта -особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод - один из основных в географии. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. | Знать/понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | ||||
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА | ||||||||||
2 | Политическая карта мира | 1 | Вводная лекция | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран со- временного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. | Знать/понимать основные географические понятия и термины | Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения спе- циализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» 2. Составление политико-географических комментариев к изменениям, происходящим на политической карте. | ||
3 | Влияние международных отношений на политическую карту мира | 1 | Лекция с элементами беседы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт | ||||||
4 | Государственный строй стран мира | 1 | Практикум | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||||
5 | Политико – географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория Обобщение | 1 1 | Лекция с элементами беседы Урок систематизации и обобщения знаний | |||||||
ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | ||||||||||
6 | Взаимодействие общества и природы | 1 | Вводная лекция | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессе и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспечен-ность отдельных стран и регионов мира | Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | 3.Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов 4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений п. и. 5. Обсуждение проблемы «Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем» | ||
7 | Мировые природные ресурсы Земли | 2 | Практикум | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | ||||||
8 | Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика | 1 | Семинар | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | ||||||
9 | Обобщение | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Тест | ||||||
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА | ||||||||||
10 | Численность и воспроизводство населения | 1 | Вводная лекция | Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира | Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения | Типы воспроизводства населения | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы | 10. Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору). 7. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. 8. Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства. 9. Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы… 6. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.). | ||
11 | Состав (структура) населения. | 1 | Лекция с элементами беседы | Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы | |||||
12 | Размещение и миграции населения | 1 | Семинар | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | ||||||
13 | Городское и сельское население. Население и окружающая среда | 1 | Семинар | Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | |||||
14 | Обобщение | 1 | Практикум | Тестирование, работа с картами | ||||||
НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО | ||||||||||
15 | НТР (Научно-техническая революция) | 1 | Вводная лекция | Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | 11. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства. 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. 13. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. | |||
16 | Мировое хозяйство | 1 | Лекция с элементами беседы | Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | |||||
17 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | 1 | Семинар | Определение международнойспециализ. крупнейших стран и регионов мира | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | |||||
18 | Факторы размещения производительных сил | 1 | Семинар | Анализ экономических карт | Эвристическая беседа по результатам групповой работы | |||||
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА | ||||||||||
19 | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность | 1 | Вводная лекция | Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | 14. Создание картосхемы размещения основных промышленных районов мира. | |||
20 21 | Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура. Черная и цветная металлургия | 1 1 | Лекция Лекция с элементами беседы | 15. Составление экономико- географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира (форма выполнения- реферат, сочинение, картосхема) | ||||||
22 | Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность | 1 | Семинар | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | ||||||
23 | Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Рыболовство | 1 | Семинар | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||||
24 | География транспорта | 1 | Семинар | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | 16. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира. Оценка степени его развития | |||||
25 | Международные географические отношения | 1 | Практикум | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | ||||||
26 | География мировых валютно-финансовых отношений | 1 | Практикум | География мировых валютно- финансовых отношений | Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами | |||||
27 | Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли | 1 | Семинар | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | 17. Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на карте маршрутов мирового круизного туризма | |||||
28 | Обобщающее повторение | 1 | Практикум | Тестирование | ||||||
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | ||||||||||
29 | Глобальные проблемы человечества | 2 | Семинар | Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества | Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития | Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | |||
30 | Глобальные прогнозы. Гипотезы, проекты | 1 | Семинар | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | 18. Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственной, энергетической и …) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний | |||||
31 | Итоговый контроль Резерв | 1 1 | Тестирование |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дополнительный материал | Формы контроля | Практические работы | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА | |||||||||||
1 | Общая характеристика Зарубежной Европы. Население | 1 | Вводная лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Работа по заполнению контурных карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | 1. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. 2. Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран. 3. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки» | ||||
2 | Хозяйство Зарубежной Европы. Непроизводственная сфера | 1 | Семинар | Определение международной специализации крупнейших стран и Зарубежной Европы. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа, составление таблицы | ||||||
3 | Географический рисунок расселения и хозяйства | 1 | Практикум | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | |||||||
4 | Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Германия | 1 | Практикум | Беседа | |||||||
5 | Франция. Великобритания. Италия | 1 | Практикум | Учебное исследование по картам | |||||||
6 | Обобщение | 1 | Практикум | Тестирование | |||||||
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ | |||||||||||
7 | Общая характеристика Зарубежной Азии. Население. | 2 | Вводная лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, при-родно-ресурсного потенциала,населения, хозяйства, культуры,современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Азии; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Учебное исследование по картам | 4. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин. 5. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. 6. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии | ||||
8 | Сельское хозяйство. Субрегионы | 1 | Лекция | Определение международной специализации крупнейших стран Зарубежной Азии. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | ||||||
9 | Китай | 2 | Семинар | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | |||||||
10 | Япония | 2 | Семинар | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | |||||||
11 | Индия | 1 | Семинар | ||||||||
12 | Обобщение | 1 | Практикум | Тестирование | |||||||
АФРИКА | |||||||||||
13 | Общая характеристика Африки. Население | 1 | Лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культу- ры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт | 7. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. | ||||
14 | Хозяйство Африки | 1 | Семинар | Определение международной специализации крупнейших стран Африки и Зарубежной Европы. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями | Работа с картами атласа | ||||||
15 | Субрегионы. Северная и Тропическая Африка | 1 | Практикум | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт | |||||||
16 | ЮАР | 1 | Практикум | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | |||||||
17 | Обобщение | 1 | Практикум | Тестирование | |||||||
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА | |||||||||||
18 | Общая характеристика Северной Америки. США. Канада | 1 | Лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, при-родно-ресурсного потенциала,населения, хозяйства, культуры,современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Определение международной специализации крупнейших стран Северной Америки. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | ||||
19 | США. Хозяйство. Макрорегионы | 1 | Семинар | Групповая работа, исследование по картам,работа по заполнению контурных карт, составление таблицы по результатам сравнения карт | 8. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнении, пути решения | ||||||
20 | Макрорегионы | 2 | Семинар | 9. Для каждого из макрорегионов США объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения | |||||||
21 | Канада | 1 | Семинар | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | |||||||
22 | Обобщение по теме «Северная Америка» | 1 | Практикум | Тестирование, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | |||||||
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА | |||||||||||
23 | Общая характеристика Латинской Америки. Население | 1 | Лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, при- родно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы развития наибо- лее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия | Определение международной специализации крупнейших стран и Латинской Америки. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями | Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами | ||||
24 | Хозяйство Латинской Америки | 2 | Практикум | ||||||||
25 | Сельское хозяйство. Транспорт | 1 | Семинар | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | 10. Составление программы освоения новой территории (Амазонии….) с перспективой ее экономического развития в XXI веке | ||||||
26 | Бразилия | 1 | Семинар | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт | |||||||
27 | Обобщение по теме «Латинская Америка» | 1 | Практикум | Тестирование, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | |||||||
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ | |||||||||||
28 | Общая характеристика Австралии | 2 | Лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хо- зяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Оценивать и объяснять ре- сурсообеспечен-ность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт, со- ставление таблицы по результатам сравнения карт | 11. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралии, объяснение полученного результата | ||||
29 | Итоговый контроль | 1 | Практикум | Тестирование | |||||||
Резерв | 1 |
Итого- 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...