Конспекты уроков
план-конспект урока по географии (9 класс)
Тема урока: Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности
Глобальные проблемы человечества (всеобщие, общечеловеческие, затрагивающие интересы всех народов и государств.)
- Предотвращение мировой термоядерной войны
- Прекращение гонки вооружения
- Изучение космоса
- Устранение неблагоприятных последствий НТР
- Проблема энергетики
- Преодоление экологического кризиса
- Решение правовой проблемы
- Охрана здоровья, ликвидация опасных заболеваний
- Демографическая проблема
- Север-Юг
Основные понятия:
- общество
- человек
- роль человека в обществе
- экология
«Человек – регулятор жизни на планете»
А. ПЕЧЧЕИ
Цели урока:
знать
- что такое глобальные проблемы современности.
- что породило эти проблемы;
- когда появились проблемы;
уметь:
- обобщать материал по каждой проблеме ;
- свободно высказываться
- делать выводы
Воспитательная задача
- вызвать у учащихся чувство ответственности за судьбу Планеты ,Общества и Человека.
Оборудование
- таблицы по глобальным проблемам современности
- высказывания ученых о роли человека в предотвращении глобальных проблем,
- слайды «Кандалакшский заповедник»
- приборы для химических опытов,
- магнитофон, подборка музыки, песен на данную тему.
Методы
- частично-поисковый
- выполнение творческих заданий,
- групповая работа,
Тип урока :- семинар с элементами интегрирования (химия, биология,).
Б. Коммонер (эколог): «…современный человек – «человек технологический» с углекислотой в тканях организма и свинцом в костях».
А. Яблоков (биолог): «… химизация сельскохозяйственного производства оказывает мутагенное влияние на живую природу и человека, отчего на этой основе возникает нейропсихологические нарушения».
А. Печчеи: «… любые новые достижения человечества, включая и то, что обычно подразумевается под «развитием», могут основываться только на совершенствовании человеческих качеств, если мы хотим действительно расти».
А. Печчеи: «… высшая цель человечества – «человеческое развитие». Человек – регулятор жизни на планете».
А. Сент-Экзюпери: «…человек – странник во вселенной, ищущий скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он любит свою крошечную планету и свою привязанность к ней выражает в правиле: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок и свою планету».
_ «Маленький принц».
Ход урока
(звучит музыка )
«Музыка всегда рождает определенные чувства в душе каждого человека».
Рождение жизни, жужжание пчелы, пение птиц, а по мере деятельности человека
нарастает угроза всему живому. Звонят колокола,они предупреждают нас – ЛЮДИ
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫМИ.
Тема нашего урока – заключительного урока темы «Человек и общество» - «Глобальные проблемы современности».
Мы рассматривали с вами вопросы:
- Что такое общество? ( Дать определение).
(Общество – это часть мира, образованного совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми).
- Организованная деятельность людей ,человеческих коллективов , способных собств6нными
усилиями производить все необходимые условия существования.
Наверное, первое определение больше всего подходит к нашему уроку.
Какова роль человека в обществе? (Сознательно преобразующая ).
Почему же сегодня есть небо – задымленное тысячами заводских труб, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер?
Почему сегодня все еще проливается кровь невинных людей? Умирают дети от голода
и болезней?
И все это - ЧЕЛОВЕК?
Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом - имя которому – ПЛАНЕТА
ЗЕМЛЯ
«Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком .
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!»
(зачитать с доски).
Особенности интеграционных процессов, охватывающие самые разные стороны жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых Глобальных проблемах современности.
Что такое Глобальные проблемы современности?
(на доске – схема – не все, может быть, сегодня мы рассматриваем на уроке)
Каждая группа работала над своей проблемой, делала творческий отчет, как предотвратить проблемы современности.
Задание классу: составить в тетради план-конспект по всем проблемам современности.
Какие особенности имеют глобальные проблемы?
- Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивающий интересы всех народов.
- Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
- Требуют коллективных усилий всех государств.
Когда появились глобальные проблемы?
- По мере нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой.
- По мере освоения человеком планеты Земля.
- 400 тыс. лет назад – использование огня (пожары).
- Охота людей – исчезновение мамонтов.
- 12 тыс. лет назад – переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему (развитие земледелия).
- Добыча полезных ископаемых (необходим крепежный лес), уничтожение лесов.
- 5 тыс. лет назад – строительство городов.
- Развитие промышленности.
С конца ХIХ в. начинается современный, наиболее интенсивный этап воздействия человека на природу.
60-е г. ХХ в. Разрушающее взаимодействие общества на природу достигло глобальных масштабов.
Что породило глобальные проблемы?
- Огромные масштабы человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей.
- Неспособность человечества рационально распорядиться своей деятельностью.
Рассмотрим каждую проблему :
Проблема войны и мира: (музыка)
Война – это самое страшное на планете, это смерть, жестокость, всеобщая боль, это горе матерей, потерявших детей, это стон родной земли.
Во II половине ХХ в. В связи созданием ядерного оружия и ракетной техники, возникла реальная возможность, в случае развязывания 3-й мировой войны, уничтожения целых стран и даже континентов.
Поэтому проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны, выживание и самосохранение человечества стала поистине проблемой №1 современности.
Современный научно-технический прогресс меняет технологию производства настолько быстро, что прежде чем хозяйственная система возвращается в положение равновесия, в биосферу попадает такое количество отходов, которое она не в состоянии переработать. В последнее время с интенсивным использованием свободной энергии органического топлива, сжигания, разрушения природных структур, аккумулирующих энергию Солнца, наметилась тенденция к снижению организованности биосферы. Сегодня промышленное производство в современном виде не может не наносить ущерба биосфере. Каждый промышленный центр цивилизации превратился в постоянно действующий вулкан, т.к. в нем с помощью тепловой и других видов энергии перерабатывают продукты земной коры и это влияет на всю биосферу Земли.
(групповая работа)
Демографическая проблема
Как и другие глобальные проблемы, демографическая проблема имеет длительную предысторию. Численность населения на земном шаре систематически возрастала. Сегодня на планете 6 миллиардов жителей.
(групповая работа)
Энергетическая и сырьевая проблема
Это прежде всего проблема надежного обеспечения человечества топливом и сырьем.
(1986 г. – Чернобыльская авария)
(групповая работа)
Продовольственная проблема
Прирост населения опережает темпы роста объемов продовольствия, которые не успеваю расти так же быстро, как население. Пахотные ресурсы постоянно сокращаются за счет роста городов, развития транспорта. Если в начале ХХ в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, к середине ХХ в. – 6 га, в настоящее время – 3 га; в начале нового столетия будет всего 2 га. От голода и недоедания в мире страдает примерно 1 млрд. человек. Калорийное голодание испытывают 20% населения Земли.
(групповая работа)
Экологическая проблема
На примерах по г. Кандалакша
«Любовь и боль моя, Кольская земля» (групповая работа)
Экология –
- где мы живем
- транспорт
- вода - ты и есть жизнь.
«Воздух нам – отец,
Вода - мать,
Земля - дом».
Слова Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха»
(Песня «Живи родник», опыт с водой)
Для поддержания экологического равновесия, часть земель изымается из хозяйственного использования и передается под охрану. На территории, подчиненной Кандалакшской администрации расположены охраняемые территории:
«Названия заповедных территорий».
Администрация города и научно-производственная фирма «Лечебные сады – парки» создает питомник лекарственных трав на территории района. Он будет базой посадочного материала и будет использован для лечебных целей.
В силу того, что флора Севера хрупка и уязвима, мы всегда должны помнить слова П. Гвездослова:
«Я сорвал цветок - и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня на ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем».
(Музыка «Как прекрасен этот мир», показ слайдов о природе)
Проблема здоровья
Сегодня обострилась проблема здоровья человечества. Здоровье является состоянием полного физического, духовного, социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.
(Групповая работа)
От промышленных отбросов страдает не только природа, но и человек - сотни тысяч жителей Заполярья. Страдают, вдыхая зараженный воздух, потребляя воду с тяжелыми металлами. Нельзя сказать, что воздух, вода, растения напичканы у нас ядами: их тысячные доли процента, но если учесть, что человек в течение суток потребляет
20 м3 воздуха,
1,5 кг пищи,
2,5-3 л воды,
то и малые химические соединения, накапливаясь, оказывают отнюдь не благоприятное влияние на организм и здоровье людей. Все это вызывает такие опасные заболевания, как заболевания органов дыхания и пищеварения, кожи, сердечнососудистой системы, нарушают детородные функции, способствуют кариесу зубов, раку, угнетают головной мозг.
Самые больные дети в области (это касается органов дыхания, пищеварительного тракта и кожного покрова) - это дети г.Мончегорска и г.Печенги. А после них по числу заболеваний детей идет Кандалакша.
Кандалакша на 1 месте в Мурманской области по содержанию в воздухе бериллия - вещества, вызывающего раковые заболевания.
Итоги, анализ данных:
Человек и природа – это единое целое. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и промахов.
Никогда на протяжении истории человечество не сталкивалось со столь многими угрозами его существования. Проблемы окружающей среды, энергии, населения продовольствия и самих форм воспроизводства людей - все это образует взаимопроникающий комплекс, и бесполезно пытаться решать эти проблемы по отдельности. Необходима скоординированная мировая стратегия для их решения. Это было бы первой глобальной революцией.
Мировая общественность сегодня пытается бороться с этими проблемами. Это Римский клуб (президент Печчеи) и ….
(звучит песня в исполнении Майкла Джексона)
(групповая работа)
What about sunrise... rain... done things?
That you said we were to gain
What about killing fields? Is there time?
What about done things?
That you said yours that mine.
Это первые строки песни. Сам певец олицетворяет современное поколение и ему, т.е. поколению, должны принадлежать восходы солнца дожди. Но посмотрите, что мы сделали этому миру. Цветущие поля превратились в поля, которые убивают. Крик страдания, поднимаясь к небу, смешивается с дождем и возвращается на Землю. Кто ответит сыновьям и дочерям за пролитую кровь? Кто ответит за все то, что не смогло появиться на свет? Какой же мир ты оставляешь своим детям? Как и все, герой песни мечтал, и в своих мечтах он уходил далеко за звезды. Но песня заканчивается вопросом: как же мы живем и как дальше будем жить?! В песне звучит мысль, что и все мы можем погибнуть! Этого нельзя допустить!
И в этом роль Человека!
Глобальная проблема
(Заполни таблицу)
Доказательства существования проблемы | Пути решения |
|
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. | Накопление средств массового уничтожения в мире. | Разоружение. Контроль за разоружением. Мирные договоры. |
2. Экологическая проблема. | Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира. | Рост числа ООПТ. Очистные сооружения. Создание безотходных технологий. Рациональное размещение «грязных производств». |
3. Демографическая проблема. | Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу. | Активная демографическая политика. Повышение экономического уровня развития стран. Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания. |
4.Продовольствен-ная проблема. | Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах. | Интенсивный путь развития сельского хозяйства. |
5. Энергетическая и сырьевая проблема. | Рост спроса на сырье. Истощение природных ресурсов мира. | Использование достижений НТР. Более полное извлечение полезных ископаемых из недр. Использование альтернативных источников получения энергии. Политика ресурсосбережения. |
Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.
Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)
Причины глобальных проблем:
- Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
- Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
- Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
- Привить людям новые нравственно-этические ценности;
- Сплотиться всему человечеству;
- Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.
1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?
- Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?
- Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?
- Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?
- Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?
Домашнее задание: Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »
Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?
Оформление доски
Высказывание ученых, писателей о роли человека.
Выставка литературы: «Мир в ХХI веке»
Урок заканчивается подведением итогов деятельности каждой группы.
Приложение
Предлагаю вам сейчас выполнить тест, оценка за который будет оценкой за урок. Тест выполняется в течение 10 минут.
I ВАРИАНТ.
- Какую проблему повлек за собой демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки?
А) Проблему здоровья;
B) Демографическую проблему;
C) Продовольственную проблему;
D) Проблему терроризма;
E) Экологическую проблему.
2. Потепление климата Земли имеет множество последствий. Из нижеприведенных положений
выделите одно, имеющее наиболее серьезное последствие для людей:
А) Таяние ледников и ледниковых шапок;
B) Подъем уровня Мирового океана, затопление прибрежных стран;
C) Изменение режима осадков и температурных условий;
D) Появление новых засушливых районов;
E) Исчезновение многих видов растений и животных.
3. Чем, на ваш взгляд, объяснить возникновение энергетической проблемы?
А) Ограниченность ресурсов планеты;
B) Недостаточная эффективность использования энергии;
C) Увеличение потребления нефти;
D) Недостаточная работа по восстановлению лесов планеты;
E) Все ответы верны.
4. Страна, использующая силу ветра для получения энергии:
А) Дания;
B) Япония;
C) Норвегия;
D) Италия;
E) Бразилия.
5. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.
А) Да;
B) Нет.
II ВАРИАНТ.
- Осознание глобальных изменений климата Земли в последнее десятилетие повлекло за собой поиски выхода из кризисной ситуации. Какие действия, на ваш взгляд, могут предотвратить наметившийся кризис?
А) Запрет использования в производстве химических веществ, разрушающих озоновый слой;
B) Сокращение выброса в атмосферу углекислого газа;
C) Снижение потребления электроэнергии;
D) Охрана оставшихся лесов, работы по восстановлению лесов;
E) Все ответы верны.
2. Какую проблему повлекло за собой недостаточное обеспечение большей части населения Земли
продуктами питания?
А) Проблему здоровья;
B) Демографическую проблему;
C) Продовольственную проблему;
D) Проблему терроризма;
E) Экологическую проблему.
3. Страны, использующие энергию солнца для получения электроэнергии:
А) США и Франция;
B) Япония и Китай;
C) Казахстан и Турция;
D) Германия и Австрия;
E) Испания и Бельгия.
4. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.
А) Да;
B) Нет.
5. Быстрый рост народонаселения в слаборазвитых странах приводит к нежелательным для них последствиям. Отберите среди следующих положений верные:
А) Проблема безработицы;
B) Недостаточное обеспечение жильем;
C) Увеличение нагрузки на природные системы, что ведет к их разрушению;
D) Необходимость выделять средства для проведения демографической политики;
E) Все ответы верны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storony_gorizonta.pptx | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Горизонт Горизонт – это видимое глазом пространство. Воображаемая линия, его ограничивающая, называется линией горизонта .
Основные стороны горизонта В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад Братья эти – страны света, Ну а дом их вся планета. Ежедневно мы видим восход утром, самое высокое Солнце в полдень, закат вечером и Полярную звезду ночью. Эти ориентиры дают 4 точки на 4 разных сторонах горизонта. Их назвали: Восток – сторона восхода Солнца; Юг - сторона Солнца в полдень; Запад – закат Солнца; Север – сторона Полярной звезды.
Промежуточные стороны горизонта Существуют еще и промежуточные стороны горизонта.
Зачем нам надо знать стороны горизонта? Подумай!
Определите по картинкам стороны горизонта
Как найти стороны горизонта без компаса? Можно ориентироваться по Солнцу, звездам или по местным признакам
Ориентирование по муравейнику Муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный.
Ориентирование по мху Стволы деревьев, камни покрыты мхом с северной стороны гуще, чем с южной.
Ориентирование по полету птиц Осенью птицы летят на юг, а весной на север.
Ориентирование по Солнцу Если в полдень встать спиной к Солнцу и развести руки, то падающая от вас тень будет указывать Север, позади вас будет Юг, справа – Восток, слева – Запад.
Что такое компас? Компас – это прибор для определения сторон горизонта
1 . Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь ) 2 . Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки . 3 . Вы сориентировали компас и подготовили его к работе . Правила работы с компасом
Прочитать в учебнике на стр.17 определение понятия азимут Азимут -угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки
Последовательность определения азимута с помощью компаса 1) Поверни компас так, чтобы буква С совпала с концом магнитной стрелки. 2) На стекло компаса положи карандаш или линейку по направлению от центра к предмету. 3) По шкале компаса отсчитай величину дуги от 0º до линии направления на предмет. 4) И получаем азимут на предмет.
Найди ошибку 1. Для определения азимута достаточно знать, где север. 2 . В хвойном лесу точным указанием на север может служить мох на деревьях. 3. Умения ориентироваться на местности и знания об азимуте важны только географам.
Составим кластер Ориентирование
По компасу Ориентирование По солнцу, по звездам По местным признакам В лесу На открытой местности В городе Составим кластер
Тест 1 . Видимое глазом пространство земной поверхности называется: А) горизонт Б) линия горизонта 2. Назовите основные стороны горизонта: А) ЮВ; Б) Ю, С; В) СВ; Г) ЮЗ 3. Ориентирование это- А) это линия соединяющая небо с землёй Б) умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта 4. Воображаемая линия, ограничивающая горизонт, называется: А) линия горизонта Б) горизонт
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....