Конспекты уроков
план-конспект урока по географии (9 класс)
Тема урока: Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности
Глобальные проблемы человечества (всеобщие, общечеловеческие, затрагивающие интересы всех народов и государств.)
- Предотвращение мировой термоядерной войны
- Прекращение гонки вооружения
- Изучение космоса
- Устранение неблагоприятных последствий НТР
- Проблема энергетики
- Преодоление экологического кризиса
- Решение правовой проблемы
- Охрана здоровья, ликвидация опасных заболеваний
- Демографическая проблема
- Север-Юг
Основные понятия:
- общество
- человек
- роль человека в обществе
- экология
«Человек – регулятор жизни на планете»
А. ПЕЧЧЕИ
Цели урока:
знать
- что такое глобальные проблемы современности.
- что породило эти проблемы;
- когда появились проблемы;
уметь:
- обобщать материал по каждой проблеме ;
- свободно высказываться
- делать выводы
Воспитательная задача
- вызвать у учащихся чувство ответственности за судьбу Планеты ,Общества и Человека.
Оборудование
- таблицы по глобальным проблемам современности
- высказывания ученых о роли человека в предотвращении глобальных проблем,
- слайды «Кандалакшский заповедник»
- приборы для химических опытов,
- магнитофон, подборка музыки, песен на данную тему.
Методы
- частично-поисковый
- выполнение творческих заданий,
- групповая работа,
Тип урока :- семинар с элементами интегрирования (химия, биология,).
Б. Коммонер (эколог): «…современный человек – «человек технологический» с углекислотой в тканях организма и свинцом в костях».
А. Яблоков (биолог): «… химизация сельскохозяйственного производства оказывает мутагенное влияние на живую природу и человека, отчего на этой основе возникает нейропсихологические нарушения».
А. Печчеи: «… любые новые достижения человечества, включая и то, что обычно подразумевается под «развитием», могут основываться только на совершенствовании человеческих качеств, если мы хотим действительно расти».
А. Печчеи: «… высшая цель человечества – «человеческое развитие». Человек – регулятор жизни на планете».
А. Сент-Экзюпери: «…человек – странник во вселенной, ищущий скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он любит свою крошечную планету и свою привязанность к ней выражает в правиле: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок и свою планету».
_ «Маленький принц».
Ход урока
(звучит музыка )
«Музыка всегда рождает определенные чувства в душе каждого человека».
Рождение жизни, жужжание пчелы, пение птиц, а по мере деятельности человека
нарастает угроза всему живому. Звонят колокола,они предупреждают нас – ЛЮДИ
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫМИ.
Тема нашего урока – заключительного урока темы «Человек и общество» - «Глобальные проблемы современности».
Мы рассматривали с вами вопросы:
- Что такое общество? ( Дать определение).
(Общество – это часть мира, образованного совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми).
- Организованная деятельность людей ,человеческих коллективов , способных собств6нными
усилиями производить все необходимые условия существования.
Наверное, первое определение больше всего подходит к нашему уроку.
Какова роль человека в обществе? (Сознательно преобразующая ).
Почему же сегодня есть небо – задымленное тысячами заводских труб, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер?
Почему сегодня все еще проливается кровь невинных людей? Умирают дети от голода
и болезней?
И все это - ЧЕЛОВЕК?
Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом - имя которому – ПЛАНЕТА
ЗЕМЛЯ
«Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком .
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!»
(зачитать с доски).
Особенности интеграционных процессов, охватывающие самые разные стороны жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых Глобальных проблемах современности.
Что такое Глобальные проблемы современности?
(на доске – схема – не все, может быть, сегодня мы рассматриваем на уроке)
Каждая группа работала над своей проблемой, делала творческий отчет, как предотвратить проблемы современности.
Задание классу: составить в тетради план-конспект по всем проблемам современности.
Какие особенности имеют глобальные проблемы?
- Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивающий интересы всех народов.
- Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
- Требуют коллективных усилий всех государств.
Когда появились глобальные проблемы?
- По мере нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой.
- По мере освоения человеком планеты Земля.
- 400 тыс. лет назад – использование огня (пожары).
- Охота людей – исчезновение мамонтов.
- 12 тыс. лет назад – переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему (развитие земледелия).
- Добыча полезных ископаемых (необходим крепежный лес), уничтожение лесов.
- 5 тыс. лет назад – строительство городов.
- Развитие промышленности.
С конца ХIХ в. начинается современный, наиболее интенсивный этап воздействия человека на природу.
60-е г. ХХ в. Разрушающее взаимодействие общества на природу достигло глобальных масштабов.
Что породило глобальные проблемы?
- Огромные масштабы человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей.
- Неспособность человечества рационально распорядиться своей деятельностью.
Рассмотрим каждую проблему :
Проблема войны и мира: (музыка)
Война – это самое страшное на планете, это смерть, жестокость, всеобщая боль, это горе матерей, потерявших детей, это стон родной земли.
Во II половине ХХ в. В связи созданием ядерного оружия и ракетной техники, возникла реальная возможность, в случае развязывания 3-й мировой войны, уничтожения целых стран и даже континентов.
Поэтому проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны, выживание и самосохранение человечества стала поистине проблемой №1 современности.
Современный научно-технический прогресс меняет технологию производства настолько быстро, что прежде чем хозяйственная система возвращается в положение равновесия, в биосферу попадает такое количество отходов, которое она не в состоянии переработать. В последнее время с интенсивным использованием свободной энергии органического топлива, сжигания, разрушения природных структур, аккумулирующих энергию Солнца, наметилась тенденция к снижению организованности биосферы. Сегодня промышленное производство в современном виде не может не наносить ущерба биосфере. Каждый промышленный центр цивилизации превратился в постоянно действующий вулкан, т.к. в нем с помощью тепловой и других видов энергии перерабатывают продукты земной коры и это влияет на всю биосферу Земли.
(групповая работа)
Демографическая проблема
Как и другие глобальные проблемы, демографическая проблема имеет длительную предысторию. Численность населения на земном шаре систематически возрастала. Сегодня на планете 6 миллиардов жителей.
(групповая работа)
Энергетическая и сырьевая проблема
Это прежде всего проблема надежного обеспечения человечества топливом и сырьем.
(1986 г. – Чернобыльская авария)
(групповая работа)
Продовольственная проблема
Прирост населения опережает темпы роста объемов продовольствия, которые не успеваю расти так же быстро, как население. Пахотные ресурсы постоянно сокращаются за счет роста городов, развития транспорта. Если в начале ХХ в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, к середине ХХ в. – 6 га, в настоящее время – 3 га; в начале нового столетия будет всего 2 га. От голода и недоедания в мире страдает примерно 1 млрд. человек. Калорийное голодание испытывают 20% населения Земли.
(групповая работа)
Экологическая проблема
На примерах по г. Кандалакша
«Любовь и боль моя, Кольская земля» (групповая работа)
Экология –
- где мы живем
- транспорт
- вода - ты и есть жизнь.
«Воздух нам – отец,
Вода - мать,
Земля - дом».
Слова Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха»
(Песня «Живи родник», опыт с водой)
Для поддержания экологического равновесия, часть земель изымается из хозяйственного использования и передается под охрану. На территории, подчиненной Кандалакшской администрации расположены охраняемые территории:
«Названия заповедных территорий».
Администрация города и научно-производственная фирма «Лечебные сады – парки» создает питомник лекарственных трав на территории района. Он будет базой посадочного материала и будет использован для лечебных целей.
В силу того, что флора Севера хрупка и уязвима, мы всегда должны помнить слова П. Гвездослова:
«Я сорвал цветок - и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня на ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем».
(Музыка «Как прекрасен этот мир», показ слайдов о природе)
Проблема здоровья
Сегодня обострилась проблема здоровья человечества. Здоровье является состоянием полного физического, духовного, социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.
(Групповая работа)
От промышленных отбросов страдает не только природа, но и человек - сотни тысяч жителей Заполярья. Страдают, вдыхая зараженный воздух, потребляя воду с тяжелыми металлами. Нельзя сказать, что воздух, вода, растения напичканы у нас ядами: их тысячные доли процента, но если учесть, что человек в течение суток потребляет
20 м3 воздуха,
1,5 кг пищи,
2,5-3 л воды,
то и малые химические соединения, накапливаясь, оказывают отнюдь не благоприятное влияние на организм и здоровье людей. Все это вызывает такие опасные заболевания, как заболевания органов дыхания и пищеварения, кожи, сердечнососудистой системы, нарушают детородные функции, способствуют кариесу зубов, раку, угнетают головной мозг.
Самые больные дети в области (это касается органов дыхания, пищеварительного тракта и кожного покрова) - это дети г.Мончегорска и г.Печенги. А после них по числу заболеваний детей идет Кандалакша.
Кандалакша на 1 месте в Мурманской области по содержанию в воздухе бериллия - вещества, вызывающего раковые заболевания.
Итоги, анализ данных:
Человек и природа – это единое целое. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и промахов.
Никогда на протяжении истории человечество не сталкивалось со столь многими угрозами его существования. Проблемы окружающей среды, энергии, населения продовольствия и самих форм воспроизводства людей - все это образует взаимопроникающий комплекс, и бесполезно пытаться решать эти проблемы по отдельности. Необходима скоординированная мировая стратегия для их решения. Это было бы первой глобальной революцией.
Мировая общественность сегодня пытается бороться с этими проблемами. Это Римский клуб (президент Печчеи) и ….
(звучит песня в исполнении Майкла Джексона)
(групповая работа)
What about sunrise... rain... done things?
That you said we were to gain
What about killing fields? Is there time?
What about done things?
That you said yours that mine.
Это первые строки песни. Сам певец олицетворяет современное поколение и ему, т.е. поколению, должны принадлежать восходы солнца дожди. Но посмотрите, что мы сделали этому миру. Цветущие поля превратились в поля, которые убивают. Крик страдания, поднимаясь к небу, смешивается с дождем и возвращается на Землю. Кто ответит сыновьям и дочерям за пролитую кровь? Кто ответит за все то, что не смогло появиться на свет? Какой же мир ты оставляешь своим детям? Как и все, герой песни мечтал, и в своих мечтах он уходил далеко за звезды. Но песня заканчивается вопросом: как же мы живем и как дальше будем жить?! В песне звучит мысль, что и все мы можем погибнуть! Этого нельзя допустить!
И в этом роль Человека!
Глобальная проблема
(Заполни таблицу)
Доказательства существования проблемы | Пути решения |
|
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. | Накопление средств массового уничтожения в мире. | Разоружение. Контроль за разоружением. Мирные договоры. |
2. Экологическая проблема. | Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира. | Рост числа ООПТ. Очистные сооружения. Создание безотходных технологий. Рациональное размещение «грязных производств». |
3. Демографическая проблема. | Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу. | Активная демографическая политика. Повышение экономического уровня развития стран. Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания. |
4.Продовольствен-ная проблема. | Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах. | Интенсивный путь развития сельского хозяйства. |
5. Энергетическая и сырьевая проблема. | Рост спроса на сырье. Истощение природных ресурсов мира. | Использование достижений НТР. Более полное извлечение полезных ископаемых из недр. Использование альтернативных источников получения энергии. Политика ресурсосбережения. |
Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.
Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)
Причины глобальных проблем:
- Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
- Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
- Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
- Привить людям новые нравственно-этические ценности;
- Сплотиться всему человечеству;
- Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.
1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?
- Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?
- Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?
- Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?
- Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?
Домашнее задание: Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »
Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?
Оформление доски
Высказывание ученых, писателей о роли человека.
Выставка литературы: «Мир в ХХI веке»
Урок заканчивается подведением итогов деятельности каждой группы.
Приложение
Предлагаю вам сейчас выполнить тест, оценка за который будет оценкой за урок. Тест выполняется в течение 10 минут.
I ВАРИАНТ.
- Какую проблему повлек за собой демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки?
А) Проблему здоровья;
B) Демографическую проблему;
C) Продовольственную проблему;
D) Проблему терроризма;
E) Экологическую проблему.
2. Потепление климата Земли имеет множество последствий. Из нижеприведенных положений
выделите одно, имеющее наиболее серьезное последствие для людей:
А) Таяние ледников и ледниковых шапок;
B) Подъем уровня Мирового океана, затопление прибрежных стран;
C) Изменение режима осадков и температурных условий;
D) Появление новых засушливых районов;
E) Исчезновение многих видов растений и животных.
3. Чем, на ваш взгляд, объяснить возникновение энергетической проблемы?
А) Ограниченность ресурсов планеты;
B) Недостаточная эффективность использования энергии;
C) Увеличение потребления нефти;
D) Недостаточная работа по восстановлению лесов планеты;
E) Все ответы верны.
4. Страна, использующая силу ветра для получения энергии:
А) Дания;
B) Япония;
C) Норвегия;
D) Италия;
E) Бразилия.
5. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.
А) Да;
B) Нет.
II ВАРИАНТ.
- Осознание глобальных изменений климата Земли в последнее десятилетие повлекло за собой поиски выхода из кризисной ситуации. Какие действия, на ваш взгляд, могут предотвратить наметившийся кризис?
А) Запрет использования в производстве химических веществ, разрушающих озоновый слой;
B) Сокращение выброса в атмосферу углекислого газа;
C) Снижение потребления электроэнергии;
D) Охрана оставшихся лесов, работы по восстановлению лесов;
E) Все ответы верны.
2. Какую проблему повлекло за собой недостаточное обеспечение большей части населения Земли
продуктами питания?
А) Проблему здоровья;
B) Демографическую проблему;
C) Продовольственную проблему;
D) Проблему терроризма;
E) Экологическую проблему.
3. Страны, использующие энергию солнца для получения электроэнергии:
А) США и Франция;
B) Япония и Китай;
C) Казахстан и Турция;
D) Германия и Австрия;
E) Испания и Бельгия.
4. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.
А) Да;
B) Нет.
5. Быстрый рост народонаселения в слаборазвитых странах приводит к нежелательным для них последствиям. Отберите среди следующих положений верные:
А) Проблема безработицы;
B) Недостаточное обеспечение жильем;
C) Увеличение нагрузки на природные системы, что ведет к их разрушению;
D) Необходимость выделять средства для проведения демографической политики;
E) Все ответы верны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся
на уроках географии.
“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. (В.А.Сухомлинский)
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках.
Метод проекта – это система обучения (технология), при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.
Проектно-исследовательская деятельность призвана формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникабельными.
Ученики впервые знакомятся с проектно-исследовательской деятельностью уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Типология проектов
Доминирующий вид деятельности | Предметно-содержательная область |
Исследовательский Творческий Ролево-игровой Практико-ориентированный Информационный | монопроект межпредметный |
По количеству участников проекта | По продолжительности |
Личностные Парные Групповые | краткосрочные средней продолжительности долгосрочные |
Информационные, познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (урок-конференция «Жемчужина Сибири – Байкал»: между уч-ся заранее распределяются роли).
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, написать сказку “Путешествие маленькой капельки” о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
. Последовательность выполнения проекта
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы. | Уточняют информацию. Обсуждают задание. | Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. |
2.Планирование | Анализ проблемы. Определение источников. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает. |
3.Принятие решение. | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив ("мозговой" штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. | Наблюдает консультирует. |
4. Выполнение | Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект. | Наблюдает, Советует (по просьбе) |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (удач и неудач) и причин этого. Анализ причин достижения поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). |
6. Защита проекта | Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проектов. Оценка. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке проекта. Оценивают значимость проекта. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
7. Выдвижение новых проблем | Нахождение новых проблем. Формирование новых целей и задач. | Обсуждают новые задачи, проблемы. | Направляет поиск новых проблем. Помогает в формировании новых целей. |
Подготовительная работа.
Включает в себя несколько этапов:
- определение объекта и предмета исследования;
- выбор и формулировка темы;
- постановка проблемы исследования;
- аргументация актуальности;
- выдвижение гипотезы;
- формулировка задач;
- определение методов исследования;
- выявление новизны;
- определение практической значимости.
Успешность исследования во много зависит от правильного выбора темы.
Тема должна:
- представлять интерес для ученика и учителя;
- быть посильной для ученика, соотнесенной с его возможностями;
3) быть сформулированной конкретно, выразительно, привлекательно.
Требования к проекту:
- Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
- Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
- Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
- Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
- Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
- При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
- Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
- В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
- Название темы проекта;
- Актуальность проекта, проблема;
- Основополагающий и проблемные вопросы;
- Цели и задачи проекта;
- Гипотеза;
- Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
- Использованная литература и информационные ресурсы;
- Сведения об авторе/авторах проекта;
- Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
10. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников);
11. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников).
Критерии оценивания проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.
Критерии оценки проекта | Содержание критерия оценки | Кол-во баллов |
Актуальность поставленной проблемы | Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? | От 0 до 1 |
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? | От 0 до 1
| |
Верно ли определил автор актуальность работы? | От 0 до 1 | |
Верно ли определены цели, задачи работы? | От 0 до 2 | |
Теоретическая и \ или практическая ценность | Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. | От 0 до 2 |
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области | От 0 до 2 | |
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость | От 0 до 1 | |
Методы исследования | Целесообразность применяемых методов | 1 |
Соблюдение технологии использования методов | 1 | |
Качество содержания проектной работы | выводы работы соответствуют поставленным целям | 2 |
оригинальность, неповторимость проекта | 2 | |
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы | 1 | |
есть ли исследовательский аспект в работе | 2 | |
есть ли у работы перспектива развития | 1 | |
Качество продукта проекта (презентации, сайта, информационного диска) | интересная форма представления, но в рамках делового стиля | От 0 до 2 |
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. | От 0 до 2 | |
форма материала соответствует задумке | 1 | |
текст легко воспринимается, | 1 | |
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. | 1 | |
Компетентность участника при защите работы | Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов | От 0 до 2 |
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе | От 0 до 2 | |
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. | От 0 до 2 | |
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. | От 0 до 2 | |
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. | От 0 до 2 | |
ИТОГО | СУММА БАЛЛОВ | МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ |
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
- 65-80% - оценка “3”
- 80-90% - оценка “4”
90-100% - оценка “5”
В своей практике мы используем различные формы организации проектно –исследовательской деятельности учащихся: урок, элективный курс, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную.
Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Наряду с уроком в традиционной форме применяется урок –конференция, урок – исследование, урок- поиск, урок- ролевая игра и т. д.
Например, при изучении темы « Инфраструктурный комплекс» в 9 классе можно провести урок –конференцию , на котором учащиеся представят свои индивидуальные проекты-исследования по отдельным видам транспорта , указывая на их преимущества и недостатки, отражая перспективы и проблемы на современном этапе.
Урок – ролевая игра так же может носить фору проектно-исследовательской деятельности. Например, в 8 классе тему «Байкал- жемчужина Сибири» можно провести ролевую игру : биологи, экологи, гидрологи, климатологи и т. д.
Уч-ся в течение 15 минут отбирают из учебника и предложенной учителем дополнительной литературы материал по данной теме в соответствии с профессией учёного, роль которого они выполняют, а затем делятся своими изысканиями. В конце урока совместно с ребятами подводим итоги.
Исследовательская деятельность на уроке в 8 кл. по теме «Почвы». Детям предлагается из образца влажных почв своей местности скатать жгут и свернуть его в кольцо, а затем определить механический состав почв, используя следующую карточку-определитель и сделать вывод :
Внешний вид кольца из почвы | Механический состав почвы |
-кольцо развалилось -в кольце трещины -глубокие трещины по внешнему краю -трещин нет | лёгкая песчаная (до 90% песка) супесчаная (до 80% песка) суглинок (до 50 %глинистых частиц) глинистая (более 50% глинистых частиц) |
Достоинства проектной деятельности:
-это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
-развивать свои универсальные умения.
-повысить мотивацию изучения предмета
-реализовать комплексное восприятие учебных предметов
-принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы
Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки:
-увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной;
-требование более сложной системы оценивания;
-увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
-наличие риска неудачного выполнения работы.
В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
Исследование.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: урок деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы.
Урок – деловая игра. «Если бы я был управляющим концерна», «Если бы я был губернатором области». Учащимся заранее дается задание. Индивидуальное или групповое. Самостоятельно они решают экономические, экологические, социальные проблемы. Пытаются найти выход и предлагают свои пути решения проблем. На таких занятиях ребята учатся диалогу, проявляют лидерские качества, учатся работать в коллективе, объективно оценивать вклад каждого из участников группы.
Урок-семинар. Учащимся дается индивидуальные или групповые задания ( в настоящее время использую задания для подготовки к ЕГЭ), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материалов, делают дополнения, анализируют выступления.
Урок-зачет носит форму деловой игры, смотра знаний . Проводится по требованиям, сформулированным в стандартах географического образования. На зачете проверяются умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.
Уроки-практикумы проводятся в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.
Уроки – зачеты, семинары, практикумы, позволяет сделать плавным переход к обучению на высшей ступени. Выпускники легче адаптируются к новым условиям обучения.
Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагается школьникам домашнее задание исследовательского характера. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: домашние контрольные работы, проведение наблюдений, опыта, эксперимента, работа с периодической печатью. При подготовке к урокам учащимся рекомендуется использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране, высказывают свою точку зрения на происходящие события в мире, прогнозируют дальнейшие события. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....