Использование современных педагогических технологий на уроках географии
статья по географии
Предварительный просмотр:
Добровольская И.П. учитель географии
ГБОУ СОШ №567 Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Использование современных педагогических
технологий на уроках географии
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно ориентированного образования. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью. Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Цель: Применение метода проекта на уроках географии для формирования метапредметных результатов. Для достижения поставленной цели обозначила задачи:
1. Проанализировать сущность метода проекта для формирования метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.
2. Использовать метод проекта на уроках истории и обществознания для достижения метапредметных результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Организация проектной деятельности учащихся предусматривает использование самых различных средств (методов, приёмов, технологий, форм), обеспечивающих высокий уровень мотивации детей, понимание сущности деятельности, подготовку детей к её реализации, стимулирующих активность, творчество учащихся, их самореализацию, адекватную самооценку.
В ходе проектной деятельности целесообразно использовать приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения и других технологий. Отметим наиболее важные и своеобразные педагогические средства, которые используются при организации проектной деятельности детей.
Педагогу необходимо продумать запуск проекта, обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практических задач, жизненно важной для детей, рассказ о привлекательной перспективе. Вопросы педагога, детей друг к другу сопровождают весь процесс проектной деятельности. При этом важно, чтобы педагог добивался от детей самостоятельного мнения и ответа на вопрос.
Выделяют основополагающий вопрос, интересный для детей, не имеющий однозначного ответа, он мотивирует детей к познавательной деятельности, поиску. Такой вопрос может стать основой запуска проекта. На уроке географии в 7 классе ученикам предложен вопрос «Если природные катастрофы неизбежны – стоит ли им противостоять?». В результате работы с документами, материалами параграфами, ресурсами Интернет ученики написали проекты «Профессия геофизика», «Профессия климатолога», «Профессия вулканолога».
Другим важным приёмом является «Звёздочка обдумывания». Его суть заключается в постановке учителем и детьми вопроса, который, в свою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическая и практическая работа над этими вопросами позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность – это система «звёздочек обдумывания», определяющих последующие практические и познавательные действия учащихся.
Так на уроках географии в 5 классе при изучении истории Великих географических открытий ученикам предлагается игра «Верю – не верю». В ходе ответов на вопросы ученики сталкиваются с проблемой ответов на них. Данная ситуация становится основой для разработки проекта «Великие первооткрыватели».
Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», когда учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
В 10 классе на уроках при изучении темы «Население мира» ученики постоянно выступают в качестве социологов и демографов при решении правовых задач. Ученикам предложено выступить в роли руководителей госструктур и предложить свои варианты решения сложившихся проблем. В поиске ответов на проблемные вопросы, сборе и обработке информации в процессе проектной деятельности помогают графические способы: кластер, сравнительная карта, таблицы, причинная карта, список положительных и отрицательных аргументов.
Интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности вполне понятен. Этот вид школьной работы позволяет развивать специфические умения:
-распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы;
- определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
- найти и привлечь нужные ресурсы;
- точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;
- оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки;
- осуществить презентацию результата своей работы и самореализацию своей компетентности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в основе проектной технологии лежит формирование метапредметных результатов. Метапредметные результаты изучения географии включают:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;
-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; -владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Существует множество классификаций типов проектов учащихся.
В своей работе я предлагаю ученикам различные проекты:
- индивидуальные (Составить словарь новых слов, создать презентацию);
- групповые (Взять интервью, создать газету);
- исследовательские («Демографические проблемы: как победить смертность?», «Антиалкогольная политика и молодёжь», «Миграции населения: мифы и реальность»)
В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем. Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными целые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой мобильности. Неслучайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.
В ходе работы над данной темой я пришла к выводам:
- Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности;
- Проектная технология одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников;
- Проектная деятельность обеспечивает высокую активную позицию школьников. Это содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий на уроках технологии"
Статья на тему "Использование современных педагогических технологий" рассказывает о нескольких технологиях, применяемых учителем на практике...
Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...
Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».
Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, ко...
« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях ...
Использование современных педагогических технологий на уроке географии
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Методическая разработка. Выступление на МО по проблеме: «Использование современных педагогических технологий на уроках географии».
Выступление на МО по проблеме: «Использование современных педагогических технологий на уроках географии»....