Историческое краеведение. Главный агроном племзавода – колхоза имени Ленина В.В.Горелов.
проект по географии (10 класс)

Большакова Татьяна Николаевна

Работа учащихся 10-11 класса для краеведческих чтений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_chteniya_gorelov.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г.Новомосковск


VIII краеведческие чтения
«Память о прошлом и настоящем Тульского края – для будущего»

Историческое краеведение.

Главный агроном племзавода – колхоза имени Ленина

В.В.Горелов.

                                               

 Работу выполнили

                                          Гуськова Дарья, 11 класс,

Новоженин Дмитрий, 10 класс.

                                                      Руководитель проекта

                                                                       Большакова Татьяна Николаевна,

                                              учитель географии

      Жителям  Спасского хорошо знакома улица с домами-коттеджами, построенными в заречной части села в начале  девяностых годов теперь уже прошлого века. Красивые, просторные дома -  гордость сельчан. Улица эта носит имя Владимира Васильевича Горелова, главного агронома племзавода-колхоза им. Ленина  с 1966 г. по 1994 г.  Очень редко улицы называют в честь людей мирных профессий, тем более земледельцев, и нам захотелось узнать, каким был человек, которого односельчане  удостоили такой чести.

       Владимир Васильевич  Горелов родился 1 сентября. 1938 года. Отец  его, Горелов Василий Васильевич, был плотником, а мать, Любовь Захаровна, - домохозяйкой. Жили они в деревне Арнаутово Болховского района Орловской области, но вскоре после рождения Володи семья переезжает в Сталиногорск, (нынешний Новомосковск). В 1946 году Владимир начинает учиться в 20 школе, а в 1956 году оканчивает ее, получив аттестат с отличным поведением, но с «тройкой» по русскому языку. В этом же году он поступает в Рязанский сельскохозяйственный институт им. профессора П.А.Костычева, на агрономический факультет. Через 5 лет учебы, успешно сдав экзамены и защитив дипломную работу, получает квалификацию «ученый агроном». После института Владимир возвратился в Новомосковск, работал агрономом в колхозах «Заветы Ленина» и «Родина». А в 1964 – 1966 годах  трудился в непривычной для себя должности: слесарем – монтажником в Новомосковской производственной компании треста «Тулшахтоосушение». Именно там он познакомился со своей будущей женой – Людмилой Ивановной. Владимиру Васильевичу очень хотелось работать по специальности, и тогда Людмила Ивановна решила помочь мужу найти новое место работы. Пошла она по инстанциям в 11 часов утра, а уже в 3 часа дня было получено предложение от В.А.Стародубцева о работе в должности главного агронома. Василий Александрович за два года до этого стал председателем колхоза, у него были огромные планы по его переустройству, превращению в передовое хозяйство, поэтому нужны были единомышленники – молодые, энергичные, не боящиеся трудностей специалисты. Именно в 1966 году в  Спасское пришли главный зоотехник   Н.Т. Кочетова, главный инженер И.П.Шувалов, главный агроном В.В.Горелов, начальник строительного участка А..В.Гуськов. Все свои знания, умения они отдали колхозу, благодаря таким людям он стал известен не только в области, но и в стране, и за ее пределами.

      Над предложением Василия Александровича Владимир Васильевич думал недолго. Через два дня пошел устраиваться на работу. Но встретиться с председателем ему удалось только на третий раз, и первый вопрос Василия Александровича был: «Женат?» Услышав утвердительный ответ, сказал: «Без жены разговора не будет!» И вот в четвертый раз Владимир Васильевич наконец-то договаривается с председателем колхоза о приеме на работу и получении квартиры.        

         Это было время больших перемен. Постепенно колхоз становился прибыльным хозяйством, увеличились посевные площади, росло племенное стадо. Сюда начали возвращаться люди.  И для того, чтобы все это происходило, главный агроном трудился от зари до зари.  Те, кто работал с ним, говорят, что он был выдержанным, но требовательным руководителем. Вел за собой прежде всего своим примером. За время его работы главным агрономом повысилось плодородие почв, проводилась рекультивация земель, занятых прежде шахтными отвалами, урожайность выросла в два, а то и в три раза. В лучшие годы колхоз выращивал пшеницы до 50 центнеров с гектара. Кроме этого сажали кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, другие овощные и зерновые культуры. Колхоз не жалел денег на закупку самой современной техники, семян. И, конечно, поощрялись люди, которые добросовестно трудились. У многих колхозников были государственные награды, они получали хорошие зарплаты, отмечались материально и морально. Люди гордились своим хозяйством, своей работой.

         Колхоз стал передовым  в области. Сюда приезжали со всей страны для изучения новых технологий в сельском хозяйстве, очень часто бывали и иностранные делегации, в частности, канадцы, американцы, и всех восхищала работа специалистов колхоза, в том числе и Владимира Васильевича.

        В те годы летом организовывались трудовые лагеря для старшеклассников, ребята работали на колхозных полях. Учителя до сих пор вспоминают, как Владимир Васильевич умел находить подход к школьникам, заинтересовать их важностью выполняемой работы.

        Труд В.В.Горелова был отмечен высокими государственными наградами. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени (1972г.), орденом Ленина (1981г.). В 1985 году стал лауреатом Государственной премии СССР. «За творческую инициативу и активность, получение высоких и устойчивых урожаев зерновых и кормовых культур, повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции на основе широкого внедрения прогрессивных технологий», - так сказано в наградном представлении. В 1994 году был представлен к почетному званию «Заслуженный агроном Российской Федерации». К сожалению, получить последнюю награду Владимир Васильевич не успел. Он был болен, а 19 октября 1994 года умер, оставив после себя огромное наследие и двух прекрасных дочерей, Ольгу и Елену.

        За время своей работы в колхозе имени Ленина, Владимир Васильевич сумел заслужить уважение односельчан, причем настолько огромные, что он стал единственным человеком, которого несли, не везли, а именно несли, от сельского Дома культуры до места погребения, а его уход из жизни стал настоящим горем  не только для родственников, но и для  всех, знавших Владимира Васильевича Горелова.

       Прошло двадцать лет после смерти Владимира Васильевича. Выросли трое внуков, знающие деда только по фотографиям и рассказам родных.  Стали хорошими специалистами дочери. Младшая,  Елена,  работает в хозяйстве, правда,  называется оно уже по другому – «ООО «Спасское». Она зоотехник на молочном комплексе и также  преданна своему делу, как и отец.

         Многое изменилось в жизни за эти годы, но и сегодня можно услышать, как жители Спасского, да и Сокольников, глядя на заросшие сорняком поля, произносят: «Горелов бы этого не допустил».

       С большим уважением вспоминают Владимира Васильевича ветераны, те, кто вместе с ним в далеком 1966 году пришли работать в самый отстающий колхоз и превратили его в одно из передовых хозяйств Советского Союза. Вот что рассказала Галина Александровна Ермолаева, бывший главный экономист хозяйства: «Владимир Васильевич был профессионалом в своей отрасли, требовательным к рабочим и самому себе. Любое дело выполнял с ответственностью. Человеком был добрым, отзывчивым, любознательным и очень трудолюбивым. Работал с огоньком, внедрял новейшие технологии в выращивание сельскохозяйственных культур, использовал опыт земледельцев своей страны и зарубежный. Сотрудничал с научно-исследовательскими институтами, колхоз в те годы был опытным полигоном по выращиванию многих видов сельскохозяйственных культур».

         Почти три десятилетия рядом с Владимиром Васильевичем работал Анатолий Васильевич Гуськов, начальник строительного участка колхоза, Лауреат Государственной премии СССР. «Профессии у нас были разные: Владимир Васильевич – агроном, земледелец, а я - строитель, строил производственную базу, жилые дома. С годами в памяти все более отчетливо восстанавливаются годы совместной работы. Владимир Васильевич был очень вдумчивым, мудрым и, без преувеличения, талантливым руководителем. Все решения, им принимаемые, были взвешены, грамотны - это результат большого практического опыта работы с землей. Растениеводство очень зависит от погодных условий, постоянно нужно быть в курсе всех текущих дел: состояние почвы, сроки сева, защита растений, уход за ними, сроки уборки, переработка, хранение – это ежедневная забота агронома. В колхозе высаживали лучшие сорта семян с самой высокой репродукцией, применяли новейшие высокопроизводительные машины и агрегаты, надежные средства защиты растений.

      Особенно запомнились колоссальное трудолюбие Владимира Васильевича - рабочий день 16 – 18 часов, практически без выходных, умение работать с коллективом, личная скромность, можно даже сказать, аскетизм. Мне кажется, он большего добивался не силой своей должности, а глубокими знаниями, любовью к земле, уважительным отношением к труженикам. Не окриком, а разъяснением и убеждением в правильности того или иного действия достигал Владимир Васильевич результата. И сейчас иногда слышу: « Еще Владимир Васильевич говорил, что лучше и полезнее это сделать так».  Конечно, со временем память даже о таких выдающихся, талантливых людях ослабевает, ведь сменяются поколения, но пока живы люди, работавшие с Владимиром Васильевичем Гореловым, ему это не грозит.»

     Улица его имени, портрет в сельском музее, добрая память людей, дети и внуки, крепкое, налаженное хозяйство – очень много оставил после себя на земле Владимир Васильевич Горелов, прожив всего лишь 56 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Историческому краеведению

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...

Урок исторического краеведения по теме "Тамбовская епархия в XIX- начале XX в.: служение вере или народу?"

Тип урока: урок-исследование.Целью данного урока является исследование обучающимися истоков деятельности Тамбовской епархии в XIX – начале XX вв. и выбор наиболее значимых из них для понимания её сущн...

Система исторического краеведения в современной школе

Поисковые и исследовательские модели обучения школьников на уроках краеведения и во внеурочное время в сельской малокомплектной школе с использованием местного материала...

«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...

Технологический подход к разработке учебного курса по проблеме "Историческое краеведение"

Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук. Описываемые документальные и слайд-фильмы тоже сделаны нами вместе. С...

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

Развитие базовых компонентов учащихся в историческом краеведение как в системе исторического образования

Перед учителем истории стоит сложная задача выбора: как найти необходимые инструменты для работы с обучаемыми, чтобы не только передать нужные знания, но и заинтересовать учащихся. На мой взгляд, боль...