РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ "Пищевая и легкая промышленность"
план-конспект урока по географии (9 класс)

формирование знаний о значении и особенностях развития пищевой и легкой промышленности, познавательного интереса к изучаемой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geog.9.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9 классе. Тема: Пищевая и легкая промышленность России

Цели и задачи:

        Образовательная: сформировать знания о значении и особенностях развития пищевой и легкой промышленности, факторах размещения предприятий, проблемах и перспективах развития пищевой и легкой промышленности в России.        

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме;  создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы

        Воспитательная: воспитывать географическую культуру школьников и интерес к изучаемой теме, через профориентацию старших школьников.         

          Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый

         Тип урока: комбинированный.

          Оборудование: учебники, тетради, атлас, презентация.

        

ХОД УРОКА.

Организационный момент  

  1. Приветствие и эмоциональный настрой учащихся на работу
  2. Учебная организация учащихся: наличие учебников, тетрадей, атласов и контурных карт.

     Актуализация знаний  

        I Повторение

  1. Анализ практической работы по теме «Машиностроение России»

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить об отраслях, чья продукция является жизненно необходимой для каждого человека. Пища и одежда нужна всем и соответственно тема урока «Пищевая и легкая промышленность России»

II. Изучение нового материала

Учебная мотивация

  • Какую проблему решают пищевая и легкая промышленность?
  • Какие отрасли пищевой и легкой промышленности вам известны?
  • Какую продукцию легкой и пищевой промышленности производят в вашем районе?

Учитель: и пищевая и легкая промышленность тесно связаны с сельским хозяйством, поскольку именно в с/х выращивают сырье для отраслей.

АПК

        пищевая                          легкая

Примеры:        - рыбная                      - текстильная

Пищевая промышленность:

Основное назначение пищевой промышленности – производство продуктов питания

Факторы размещение предприятий пищевой промышленности: используя тематические карты атласа, и текст учебника параграф 12, заполните таблицу или составьте конспект.

Два варианта рассмотрения вопроса:

I вариант

  1. Сырьевой фактор
  • Рыбная
  • Консервная
  • Чайная
  • Сахарная
  • Маслодельная
  • Крупяная

Пример: что бы получить 1 тонну сахара необходимо переработать 7 тонн сахарной свеклы. Рыба скоропортящийся продукт и поэтому перерабатывать необходимо в районах добычи (лова)

II вариант построение таблицы

Факторы размещения предприятий пищевой промышленности

Отрасли пищевой промышленности

Центры

Сырьевой фактор

  • Рыбная
  • Консервная
  • Чайная
  • Сахарная
  • Маслодельная
  • Крупяная

Мурманск, Владивосток, Астрахань

Мурманск, Архангельск, Калининград

Краснодарский и Приморский край

Воронеж, Курск, Тамбов

Волгоград, Ростов-на-Дону

Крупные города юго-западных территорий России

Потребительский фактор

  • Чаеразвесочная
  • Хлебопекарная
  • Кондитерская
  • Макаронная

Во всех городах

Легкая промышленность:

Основное значение легкой промышленности – это обеспечение населения одеждой и обувью.

Особенности размещения легкой промышленности:

  • Продукция легкой промышленности влияет на уровень жизни людей
  • Легкая промышленность – трудоемкая отрасль, где занято в основном женское население.
  • Размеры предприятий легкой промышленности не большие, не требуют много энергии и воды

Учитель: Что служит сырьем для лёгкой промышленности? (лен, хлопок, искусственное волокно, шерсть, шкура животных и т.д.)

Отрасли легкой промышленности:

  1. Текстильная промышленность – изготовление ткани (Иваново). Почему, после распада СССР резко сократилось производство тканей,  и увеличился импорт из Китая, Индии и других стран. (традиционные районы выращивания хлопка Узбекистан и др. азиатских  республики отделились и Россия потеряла ресурсные базы.)

Проблема: Почему Иваново называют городом «невест»?

  1. Швейная промышленность
  2. Обувная
  3. Кожевенная
  4. Другие

III. Закрепление

  • В состав какого межотраслевого комплекса входит пищевая и легкая промышленность?
  • Какие предприятия легкой и пищевой промышленности представлены в нашей области?
  • Обеспечивает ли производство население нашей страны  собственными продуктами питания, Если нет, то почему?
  • Целесообразно, ли в нашей стране развивать легкую промышленность, или выгоднее импортировать готовую одежду, ткани, обувь?
  • Какие направления (отрасли) легкой промышленности очень перспективны для нашей страны. Почему? (меховая, кожевенная – Россия великая лесная держава)

Домашнее задание: § 12.

Задания:

Подготовиться к проверочной работе по теме: «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье» (§ 1- 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе "Нефтяная промышленность России"

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш пери...

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"

Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...

Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»

Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»...

Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность"

Методическая разработка урока содержит:1. Пояснительная записка2.Сценарий урока3.Приложения4. Буклет...

Урок географии в 9 классе "Лесная промышленность"

Обучение Обучение вне стен классной комнаты – это не экскурсия в театр или музей. Это форма обучения через деятельность. При этом происходит «погружение» учащихся в соответствующую с...