РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ "Пищевая и легкая промышленность"
план-конспект урока по географии (9 класс)
формирование знаний о значении и особенностях развития пищевой и легкой промышленности, познавательного интереса к изучаемой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geog.9.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 9 классе. Тема: Пищевая и легкая промышленность России
Цели и задачи:
Образовательная: сформировать знания о значении и особенностях развития пищевой и легкой промышленности, факторах размещения предприятий, проблемах и перспективах развития пищевой и легкой промышленности в России.
Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме; создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы
Воспитательная: воспитывать географическую культуру школьников и интерес к изучаемой теме, через профориентацию старших школьников.
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники, тетради, атлас, презентация.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
- Приветствие и эмоциональный настрой учащихся на работу
- Учебная организация учащихся: наличие учебников, тетрадей, атласов и контурных карт.
Актуализация знаний
I Повторение
- Анализ практической работы по теме «Машиностроение России»
Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить об отраслях, чья продукция является жизненно необходимой для каждого человека. Пища и одежда нужна всем и соответственно тема урока «Пищевая и легкая промышленность России»
II. Изучение нового материала
Учебная мотивация
- Какую проблему решают пищевая и легкая промышленность?
- Какие отрасли пищевой и легкой промышленности вам известны?
- Какую продукцию легкой и пищевой промышленности производят в вашем районе?
Учитель: и пищевая и легкая промышленность тесно связаны с сельским хозяйством, поскольку именно в с/х выращивают сырье для отраслей.
АПК
пищевая легкая
Примеры: - рыбная - текстильная
Пищевая промышленность:
Основное назначение пищевой промышленности – производство продуктов питания
Факторы размещение предприятий пищевой промышленности: используя тематические карты атласа, и текст учебника параграф 12, заполните таблицу или составьте конспект.
Два варианта рассмотрения вопроса:
I вариант
- Сырьевой фактор
- Рыбная
- Консервная
- Чайная
- Сахарная
- Маслодельная
- Крупяная
Пример: что бы получить 1 тонну сахара необходимо переработать 7 тонн сахарной свеклы. Рыба скоропортящийся продукт и поэтому перерабатывать необходимо в районах добычи (лова)
II вариант построение таблицы
Факторы размещения предприятий пищевой промышленности | Отрасли пищевой промышленности | Центры |
Сырьевой фактор |
| Мурманск, Владивосток, Астрахань Мурманск, Архангельск, Калининград Краснодарский и Приморский край Воронеж, Курск, Тамбов Волгоград, Ростов-на-Дону Крупные города юго-западных территорий России |
Потребительский фактор |
| Во всех городах |
Легкая промышленность:
Основное значение легкой промышленности – это обеспечение населения одеждой и обувью.
Особенности размещения легкой промышленности:
- Продукция легкой промышленности влияет на уровень жизни людей
- Легкая промышленность – трудоемкая отрасль, где занято в основном женское население.
- Размеры предприятий легкой промышленности не большие, не требуют много энергии и воды
Учитель: Что служит сырьем для лёгкой промышленности? (лен, хлопок, искусственное волокно, шерсть, шкура животных и т.д.)
Отрасли легкой промышленности:
- Текстильная промышленность – изготовление ткани (Иваново). Почему, после распада СССР резко сократилось производство тканей, и увеличился импорт из Китая, Индии и других стран. (традиционные районы выращивания хлопка Узбекистан и др. азиатских республики отделились и Россия потеряла ресурсные базы.)
Проблема: Почему Иваново называют городом «невест»?
- Швейная промышленность
- Обувная
- Кожевенная
- Другие
III. Закрепление
- В состав какого межотраслевого комплекса входит пищевая и легкая промышленность?
- Какие предприятия легкой и пищевой промышленности представлены в нашей области?
- Обеспечивает ли производство население нашей страны собственными продуктами питания, Если нет, то почему?
- Целесообразно, ли в нашей стране развивать легкую промышленность, или выгоднее импортировать готовую одежду, ткани, обувь?
- Какие направления (отрасли) легкой промышленности очень перспективны для нашей страны. Почему? (меховая, кожевенная – Россия великая лесная держава)
Домашнее задание: § 12.
Задания:
Подготовиться к проверочной работе по теме: «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье» (§ 1- 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 9 классе "Нефтяная промышленность России"
Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым наш пери...
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
Конспект интегрированного урока (география + биология) 9 класс "Легко ли живется биоиндикаторам?"
Знакомство с понятием "Биоиндикаторы", обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами...
Методическая разработка урока географии в 10 классе по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»
Методическая разработка урока географии в 10 классе, проведенного в форме семинара по теме: «Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности»...
Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме "Лесная промышленность"
Методическая разработка урока содержит:1. Пояснительная записка2.Сценарий урока3.Приложения4. Буклет...
Урок географии в 9 классе "Лесная промышленность"
Обучение Обучение вне стен классной комнаты – это не экскурсия в театр или музей. Это форма обучения через деятельность. При этом происходит «погружение» учащихся в соответствующую с...