Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии.
статья по географии
В статье рассказывается о роли практической направленности обучения для формирования ключевых компетенций школьников на уроках географии. Выбор темы для меня закономерен; так как считаю, что концепция современного образования признаёт уникальную сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательного поля, побуждает учителя искать реальные пути, обеспечивающие успешность овладения системой знаний, умений и навыков, развития и воспитания учащихся.
Ключевые слова: модернизация, стандарты, технологии, активные формы работы, практическая и здоровьесозидающая направленность обучения, компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии.
Яцуренко Е.А. , учитель географии ГБСОУ №49
Петродворцового района г. Санкт- Петербурга
В статье рассказывается о роли практической направленности обучения для формирования ключевых компетенций школьников на уроках географии. Выбор темы для меня закономерен; так как считаю, что концепция современного образования признаёт уникальную сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательного поля, побуждает учителя искать реальные пути, обеспечивающие успешность овладения системой знаний, умений и навыков, развития и воспитания учащихся.
Ключевые слова: модернизация, стандарты, технологии, активные формы работы, практическая и здоровьесозидающая направленность обучения, компетенции.
В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией, потом познавательный интерес снижается. Почему же любознательность не вырастает в глубокую любовь к предмету? Причин много, но я убеждена, что формирование ключевых компетенций, активизация деятельности учащихся на уроках, творческий подход к обучению смогут развить стойкий интерес к географии.
Современная география обладает огромным диапазоном форм и средств обучения. В условиях модернизации образования, учитывая требования нового стандарта, перед учителями встала задача разработки и внедрения новых технологий урока и проверки знаний, которые позволят добиться функциональной грамотности учащихся, развивать их общекультурную компетентность.[5]
Образовательные компетенции – это требования к образовательной подготовке, выраженные совокупностью знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучающегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.[1]
Школьная география, как особая конструкция научного знания, выступает одной из основ будущей практической жизни подрастающего поколения, что позволяет отразить конструктивный характер современного географического образования.[4]
Здоровьесозидающая направленность всей деятельности нашей школы здоровья требует строгого отбора средств и методов преподавания географии, среди которых я отдаю предпочтение активным формам обучения для мотивации учащихся к практической деятельности для формирования компетенций.
Активные формы работы, новые технологии должны повысить эффективность урока, развивать творческий потенциал и учителя и ученика. Разнообразие форм при использовании инновационных методов обучения позволяет ученикам осваивать новые для них роли: учителя, консультанта, ассистента, эксперта, координатора, технического секретаря, участника экспедиционного отряда и др. Расширение репертуара ролей, освоенных учащимися, является условием демократизации учебного процесса. [5]
Сегодня меняется стиль взаимоотношений и общения в системах учитель-ученик, ученик-учитель. В центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика.[2]
Современное образование все более целенаправленно использует деятельностный подход. С точки зрения этого подхода одной из основных задач образования является формирование ключевых компетенций, то есть готовности обучаемых использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для решения практических и теоретических задач. [1]
Поэтому, работая над темой, разрабатываю и совершенствую уже известные технологические подходы. Изучаю и апробирую инновации. В результате у учащихся повышается мотивация к обучению, формируются универсальные учебные действия: самостоятельный поиск информации, обобщение, классификация и систематизация полученных знаний..
Я убеждена, что ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. То есть создание условий для эффективной работы самих учащихся.[1]Ведь знания остаются мёртвым грузом, если они не находят практического применения. Поэтому в учебном процессе постоянно применяю способы практического обучения учащихся анализу различных источников географической информации, что и составляет специфику методики обучения географии в школе.
Литература:
1.Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии Москва «Вентана-Граф»
2.Зимняя И.А. Педагогическая психология М. «Логос»-2001г.
3.Загуменных Н. А., Постоева Е С. «Словарь ключевых терминов образовательных стандартов второго поколения». КИНПО (ПК и ПП ) СОО, 2009 г
4. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен СПб «КАРО» 2005
5.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М. 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии
В статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
Статья " Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии."
Статья основана на личном опыте многолетней работы....
Статья "Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и участия в международных проектах."
В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами. Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию меж...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «СМТ-ТЕСТ»
Доклад подотовлен к НПК преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского образования и практического здр...
«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»
laquo;Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»...