Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)

Михин Александр Алексеевич

Программа курса «География» для учащихся 10 класса ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года № 1089);

- Примерной программой среднего (полного) общего образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень / В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. - М.: Просвещение, 2008.

-авторской программой среднего (полного) общего образования по географии для 10-11 классов - В.П. Максаковский «Программы общеобразовательныхучреждений» География 10-11 классы, Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012 к предметной линии учебника «Экономическая и социальная география мир» 10 класс. Автор. Максаковский В. П..: М.: Просвещение , 2010 г. Базовый уровень. Рассчитана на 69 часов (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах, 35 часов в 10 классе, 34 часа – в 11-м).

- основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Козловская СОШ;

- учебным планом МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год;

- положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;

- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год;

- с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Изучение географии в 10   классе направлено на достижение следующих целей:

Целями изучения географии в 10 классе являются:

•сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам;
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения
охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи раздела «География 10 – 11кл.».

·  освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

·  овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

·  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

·  воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

·  использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 – 11 классов:

        В результате изучения географии на базовом уровне обучающиеся  должны

знать/понимать:

  1. Основные географические понятия  и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве  жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

     Содержание курса

10 класс

Часть1. Общая Экономико-географическая характеристика мира (35 часов)

Тема 1. Современные политическая карта мира (4 часа).

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные «большой семерки»; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития нефтеэкспортирующие; новые индустриальные страны и др. группы).

Тема 2. Природные ресурсы мира. (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Тема 3. Население мира (6часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Тема 4. НТР и мировое хозяйство (8 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства. (11 часов)

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Горнодобывающая промышленность. Основные чертыгеографии черной и цветной металлургии.

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы.

География сельского хозяйства.

География транспорта. Мировая транспортная система.

            Всемирные  экономические отношения.

География мировых валютно-финансовых отношений.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

Учебно-методический комплект:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.
  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2014 г.
  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической  социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2014 г.

Литература для учителя:

  1. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2003.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа, 2004.
  3. Холина В.Н. Общественная география современного мира. - М.: Дрофа, 2009.
  4. Ануфриева О.И. Поурочные планы. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. К учебнику Максаковского В.П. - Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира: 10 класс: К учебному комплекту В.П. Максаковского. - М.: ВАКО, 2008.
  6. Перлов Л.E. Дидактические карточки-задания по географии: 10 класс: К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»: Учебно-методический комплект. - М.: Экзамен, 2008.

Литература для учащихся:

  1. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Максаковский В.П. Новое в мире: Цифры и факты: Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2006.
  3. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2007
  4. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение», 2007.
  5. Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира.

Календарно-тематическое планирование (приложение).

10 класс

№ урока

Тема урока

Кол- во часов

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Часть I. Общая характеристика мира  (35 часов).

Тема 1. Современная политическая карта мира. (4 часа)

1.

Многообразие стран современного мира.

1

П.р. Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

§1, стр.9-14

2.

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

1

§2, стр.14-17

3.

Государственный строй стран мира.

1

П.р. Характеристика политико-географического положения страны, его изменение во времени.

§3, стр.17-19

4.

Политическая география. Зачёт по теме «Современная политическая карта мира».

1

§4, стр.19-20

Тема 2. Природные ресурсы мира. (6 часов).

5.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем

1

§1, стр.25-28

6.

Природные ресурсы Земли, их виды

1

§2, стр.28-41

7.

Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли

1

П.р. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

§2, стр.28-41

8.

Основные типы природопользования. Источники загрязнения

1

§3, стр.41-46

9.

Решение задач по теме.

1

Задания 1, 2, стр.50

10.

Зачёт по теме «Природные ресурсы мира».

1

Повт. тему 2

Тема 3. Население мира.  (6 часов).

11.

Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения

1

§1, стр.57-66

12.

Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира

1

П.р. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

§2, стр.66-71

13.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

1

П.р. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

§2, стр.66-71

14.

Размещение населения.

     1

§3, стр.71-74

15.

Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира

     1

П.р. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

§4, стр.71-81

16.

Зачёт по теме «Население мира».

1

Повт. тему 3

Тема 4. НТР и мировое хозяйство.  (8 часов).

17.

НТР и мировое хозяйство. Научно- техническая революция

1

§1, стр.91-98

18.

Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция

1

П.р. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны

§2, стр.98-100

19.

Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК)

1

П.р. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

§2, стр.102

20.

Отрасли международной специализации стран  и регионов мира.

1

§2, стр.100-101

21.

Воздействие НТР на мировое хозяйство

1

§3, стр.102-107

22.

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование.

1

§3, стр.107-110

23.

Факторы размещения. Решение задач.

1

§4, стр.110-115

24.

Зачёт по теме НТР и  мировое хозяйство».

1

Повторить тему 4

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства.  (11 часов).

25.

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика

1

§1, стр.123-131

26.

Горнодобывающая промышленность. Основные чертыгеографии черной и цветной металлургии

1

§1, стр.131-134

27.

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы

1

П.р. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

§1,стр.134-140

28.

География сельского хозяйства.

1

§2,стр.140-150

29.

География транспорта. Мировая транспортная система

1

§3,стр.150-159

30.

Всемирные  экономические отношения.

1

§4,стр.159-160

31.

География мировых валютно-финансовых отношений

1

§4,стр.162-165

32.

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли

1

П.р. Определение стран-экспортеров, основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

§4,стр.160-162

33.

Практическая работа.

1

П.р. «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

§4 , повт.

34.

Решение задач.

1

Задание 17

35.

Зачёт  по теме «Отрасли мирового хозяйства».

 Обобщающий урок.

1

Повторить тему 5

Итого:

35 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...