Из опыта работы. Исследовательская работа «Рыжие муравьи»
творческая работа учащихся по географии (9 класс)

Знакомство с жизнью близкого с детства леса, луга, поля, реки  способствует развитию любви и привязанности к родным местам, воспитывает заботливое отношение к богатствам своего края, побуждает к активной деятельности, направленной на их охрану. Особую ценность имеют наблюдения за природой родного края. Нужно проводить не просто интересные наблюдения, а наблюдения, в основу которых положено активное начало, заставляющее  задуматься над ролью наблюдаемого растения или животного в окружающей природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_zhiznyu_blizkogo_s_detstva_lesa.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

Место проведения МБОУ «Каратузская СОШ»

Название доклада: «Рыжие муравьи»

                                                                                  Сведения об авторе:  

                                                                                  учащиеся 9 класса        

                                                                                  МБОУ«Каратузская СОШ»

                                                                                  филиал Лебедевская ООШ

                                                                                   Ф.И.О.школьного учителя:

                                                                                   Вальнёва Р.Г.

Лебедевка

2015г.

Введение

Знакомство с жизнью близкого с детства леса, луга, поля, реки  способствует развитию любви и привязанности к родным местам, воспитывает заботливое отношение к богатствам своего края, побуждает к активной деятельности, направленной на их охрану. Особую ценность имеют наблюдения за природой родного края. Нужно проводить не просто интересные наблюдения, а наблюдения, в основу которых положено активное начало, заставляющее  задуматься над ролью наблюдаемого растения или животного в окружающей природе.  

 Однако необходимо не только наблюдать, но и описывать явления и устанавливать сущность природных взаимосвязей.

Объектом для наблюдений являлись рыжие лесные муравьи. Они доступны для постоянного наблюдения в продолжительный период года и в любое время суток. На занятиях по биологии обобщая те житейские знания о жизни рыжих лесных муравьев, которые мы получили в детском саду, дома в школе, из книг привили нас к мысли о недостаточности этих знаний. Поэтому мы решили поближе познакомиться с муравьиной семьей.  Опыт показывает, что рыжие муравьи являются надежными защитниками леса и могут иногда успешно заменять химические средства борьбы с насекомыми вредителями. Полезная деятельность муравьев зависит от их численности на единицу площади леса.

Цель

Изучение жизни рыжих лесных муравьев и их пользы в природном сообществе.

Основное содержание

  Деревня Лебедевка распложена на юге Красноярского края в Каратузском районе.

  Имеет координаты 53°34'60'' северной широты, 92°46'00'' восточной долготы

Высота над уровнем моря: 372 м

Наша школа расположена не далеко от леса, буквально в 50 метрах.

Лес – это охранная, природная  территория расположенная на юге д.Лебедевка. Он вытянут с запада на восток вдоль деревни и немного за ее пределами, в направлении к д. Ключи, полосой чуть более 3-х километров. В поперечнике от 40 до 320 метров. Он занимает северный склон холма.

Нами выбран участок размером в 1 га на юг от водонапорной баши.

  Лесное сообщество на данной территории представлено тремя ярусами: первый ярус – березы; второй ярус черемуха; третий ярус кустарники малины и красной смородины. Почвы серая лесная, хорошо увлажненная.

  На исследуемой территории мы обнаружили 1 муравейник.

  Объем гнезд средний (это мы определили по таблице для определения объемов гнезд рыжих лесных муравьев) в нашем случае муравейник имел приблизительно 120 см диаметр основания и 75 см высоту купола.

Рассматривая строительный материал, из которого сложен муравейник. В нашем лесу муравейник построен из мелких березовых веточек и сухих травинок.

  Муравьи всегда заняты строительными работами. Они постоянно перебирают и перекладывают веточки на куполе муравейника, чтобы те не покрылись плесенью, добавляют туда новых, только что принесенных «фуражирами».

  Мы обратили внимание как искусно уложены веточки на куполе муравейника. Какой бы сильный дождь ни шел, вода быстро стекает на землю и никогда не попадает во внутренний корпус.

  На охоту за строительным материалом муравьи отправляются по специальным тропам, которые расходятся от гнезда в разные стороны.

  В течение суток муравьи ведут себя не одинаково. Ранним летним утром муравьи отправляются за кормом и строительным материалом. чем теплее становится воздух, тем большее количество муравьев покидает муравейник. Но если температура воздуха становится выше + 30 градусов по Цельсию, то активность муравьев снижается.

Наблюдения мы вели 2 недели

 В первый день мы начали наблюдения с 10.30 и продолжали следить за муравьями до 12 часов дня. Ничего особенного не происходило – несколько муравьев копошились, подтаскивали к муравейнику различный материал: щепочки, мертвых насекомых.                                                    
Во второй  день мы наблюдали в тоже время.                                                            
В этот раз мы заметили, что большинство муравьев движутся не просто так, а друг за другом на определенном расстоянии (около пяти сантиметров), и передвигаются они по тем же дорожкам, что и вчера. На расстоянии 1,5 метра от муравейника мы положили палочку поперек тропы толщиной как карандаш. Оказалось, что за 3 минуты из   муравейника вышли 4 муравья, а вернулись в муравейник только 2 муравья. Возможно некоторые муравьи далеко ушли от муравейника.

На третий день, начав наблюдения с десяти часов, закончили их в двенадцать.  Мы, взяли муравья с тропы, ведущей к муравейнику, и посадили его на расстоянии 2 метров от этой тропы на землю. Муравей долго и хаотично блуждал в течение 5 минут, пока не наткнулся на другую тропу. По ней он сразу же направился к муравейнику.

  На четвертый день наблюдения происходили с двенадцати до тринадцать часов тридцать минут. Палочкой провели поперёк муравьиной тропы, стёрли верхний слой земли. Муравьи беспомощно стали метаться взад и вперёд, не зная куда идти. Движение на этом участке муравьиной тропы нарушилось.
На пятый день с утра было пасмурно, поэтому мы увидели всего несколько муравьев, которые копошились возле самих норок.   Мы покрасили красной краской некоторую часть поверхностного слоя муравейника.  Пошел дождь, мокрые муравьи медленно потянулись к муравейнику и скрылись в его темных ходах. Мы подумали, неужели дождик смыл краску? Но через какое-то время краска вновь появилась.

Вывод. Муравьи постоянно переворачивают весь строительный материал своего дома для защиты от плесени.

  На шестой день мы начали наблюдения в 11часов до 12 часов.

С собой мы принесли немного сахара. Несколько крошек положили на середину муравейника. Муравьи сразу принялись за дело.  Они  быстро стали переносить его в домик.   Через несколько минут весь сахар был в муравейнике. 
На седьмой день мы наблюдали на протяжении 1 часа ( с 12 до 13 часов).
На этот раз мы решили провести еще один опыт. Предварительно срезав кусок коры с тлями, поместили его около муравейника. Цель этого опыта состояла в том, чтобы узнать, что будут делать муравьи с тлями. Муравьи поступили очень странно. Они не набросились на насекомых, а даже выставили охрану: по краям кусочка коры расположились несколько муравьев. Когда же мы бросили дохлую гусеницу, то реакция была совершенно противоположной – муравьи набросились на неё и быстро уволокли в муравейник. В этом опыте реакция муравьев тоже оказалась разной.                                        
  На восьмой день наших наблюдений  (с 10 до 11 часов) мы решили провести небольшой опыт. На одну из муравьиных тропинок положили маленькую (около 5 см) палочку и стали следить за реакцией муравьев. Два муравья перелезли через неё и попытались сдвинуть палочку с места, но у них ничего не получилось. Тогда к ним подошли ещё два муравья, и они вчетвером потащили палочку к муравейнику, но так как она не пролезала внутрь, то её пришлось оставить снаружи. Это была половина опыта. Вторая половина заключалась в том, чтобы положить такую же палочку перед одиночным муравьем. Сделав все это, мы стали следить, что будет делать муравей. Он дополз до палочки, остановился и тотчас двинулся дальше. Реакция муравьев оказалась разной. 

  На девятый день наблюдения произвели с 7.00 до 7.30 утра.
Утро было пасмурным, поэтому муравьев было не много, да и те вяло передвигались по муравейнику. Через несколько часов пошел небольшой дождик. Поэтому сделаем вывод, что по поведению муравьев можно судить о погоде. 

  На десятый день наблюдали с 11.30 до 12.30 дня.                                     .
По дороге к муравейнику мы нашли большого и еле живого дождевого червя. Поместив его на середину муравейника, мы стали наблюдать. Муравьев становилось все больше и больше. Они закрыли собой всего червя и пытались его переместить. Через несколько минут червяк из розового стал черным и распух (возможно, муравьи его покусали). На протяжении часа ничего нового не происходило, поэтому мы прекратили свои наблюдения, а продолжили их только на следующий день.                                
  На одиннадцатый день мы наблюдали с 15 до 16 часов.                                      
На муравейнике не оказалось нашего червяка. Видимо, его затащили в муравейник.   В муравьиной тропе верхний слой земли мы нарушили сразу в двух местах. Муравьи находились как бы в заключении, никак не могли находить дорогу к муравейнику.

Затем не нарушая поверхностный слой земли, слегка прикоснулись пальцами к муравьиной тропе на несколько секунд.

Даже от такого прикосновения наблюдалось замешательство муравьев и нарушение движения, видимо от запаха пальцев рук, которое передалось почве при соприкосновении.

Выводы. Муравьи ориентируются в лесу с помощью обоняния, используя специальные вещества - феромоны, запах которых не дает им заблудиться и сбиться с пути, помогая находить дорогу к родному дому - муравейнику. Если муравей находится на своей территории, он рано или поздно найдёт дорогу к дому. А вот если он уйдёт далеко от дома и придёт к другому муравейнику, скорее всего в свою семью его уже не примут, так как у него «чужой запах». Он может погибнуть.  

   На двенадцатый день мы наблюдали вечером с 18.30 до 19.30                            
В это время все муравьи стремились возвратиться домой. Они заползали в муравейник и больше не возвращались. К концу нашего наблюдения все муравьи залезли в муравейник и закрыли вход.                      

  На тринадцатый день    наблюдали с 11.00 до 12.00 дня.                                            
День был теплый и солнечный. Наши подопечные разбрелись далеко от домика. Каждый занимался своим делом. На наше присутствие особенно не реагируют. 
  На четырнадцатый день наблюдений (с 10 до 11 утра).

Мы взяли рыжего лесного муравья и посадим в другой муравейник.

А) Чужой муравей тотчас подвергнется нападению со стороны хозяев.

Б) Если муравьи не нападают, то этот муравей из их семьи.

Вывод. Муравьи отличают обитателей своего муравейника от пришельцев того же вида. Так же заметили, что наш муравейник увеличился в размерах. Муравьи то и дело приносили палочки, листочки, соломинки и все время строили.


                                                      Вывод
Муравьи живут семьями в гнёздах. Каждый муравей четко знает и выполняет свою определенную функцию. И

   Интенсивность охоты выше утром и днем (10—12 час), во всех случаях фуражировку муравьи начинают при температуре не ниже 7—10°.
Движутся муравьи по одним и тем же дорожкам.
Питаются преимущественно   падью тлей, насекомыми.
Муравьи к различным насекомым относятся по-разному.
Муравьи – вечные строители

 


Заключение

  Оказалось, что из наблюдаемого нами муравейника в течение дня выходит на розыски пищи и строительного материала около 65 тыс. рабочих муравьев. Их общая масса составляет около 650 г. За 14 часов работы они приносят в гнездо 800 г. пищи, 40% которой составляет падь. Вот и получается, что каждый муравей за день приносит добычу, превышающую его собственную массу.

Литература

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, Академия К°, 1998.

Балбышев И.Н. Из жизни леса. – Л.: Лениздат, 1987.

Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия К°, 1998.

Волина В.В. Мир животных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

Длусский Г.М.Букин А.П. Знакомьтесь: муравьи! – М.: Агропромиздат, 1986.

Жизнь животных. В 7-ми томах. – Т. 3. М.: Просвещение, 1984.

Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия К°. Академия Холдинг. 2000.

Тарабарина Т.И.Соколова Е.И. И учеба, и игра. Природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Халифман И.А. Операция «Лесные муравьи». – М.: Лесная промышленность, 1974.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Социальная работа с детьми инвалидами"

защищалась работа на российской конференции г.Ярославль 2012 г I место...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Из опыта организации исследовательской работы обучающихся по химии

Проблемы методов повышения интереса к учебе сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - веду...

Великая Отечественная война в судьбах учителей и выпускников Тетюшской средней школы № 1 (Из опыта поисково-исследовательской работы учащихся МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»)

Изучение истории Великой Отечественной войны имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся, формирования у них гражданственности. Самостоятельный поиск информации, исследовательская р...

Исследовательская работа. В царстве «Рыжего пирата»

Уважаемый читатель, мы хотим пригласить тебя в необычное путешествие по царству «Рыжего пирата». «Рыжий пират» - это давний и опасный враг большинства применяемых в технике и б...

Из опыта работы. Исследовательская работа в школе.

Внеурочная работа. Вот уже более 20 лет занимаюсь исследовательской работой в Луковецкой школе. Ценность этой работы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные п...