Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Нурсалиев Амангельды Тлекович

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_-_nauka_o_planete_zemlya.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Тема «ГЕОГРАФИЯ – одна из наук о планете Земля»

7 класс

Нурсалиев Амангельды Тлекович

Учитель читает стихотворение:

«Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте!»

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты: формулирование темы и цели урока.

Изучение нового материала

Постановка познавательного вопроса. Предлагается работа в парах по инструктивным карточкам.

Работают в парах согласно инструктивных карточек.

Предметные результаты: учащиеся получат ответы на вопросы:

  1. Что такое география?
  2. Что изучает география?
  3. Кто были первыми географами?

Познавательные результаты: учащиеся научатся вычитывать с текста актуальную информацию. Регулятивные результаты: учащиеся научатся работать по плану с текстом, выделять главные мысли. Коммуникативные результаты: учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом. Личностные результаты: учащиеся проявят учебно-познавательный интерес к географической науке.

Применение изученного. Рефлексия.

Предлагает учащимся объединиться в группы для выполнения практической работы. Проводит инструктаж работы в группе.

Выполняют практическую работу на с.8-9 учебника «Школа географа-следопыта». Представляют полученные результаты.

Предметные результаты: учащиеся получат доказательства шарообразности Земли. Познавательные результаты: научатся сравнивать объекты (модели) и устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные результаты: научатся определять проблему и выдвигать версии. Коммуникативные результаты: научатся работать в группе. Личностные результаты: научатся осваивать новые социальные роли.

Итог. Самооценка.

Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия. Объясняет д/з параграфа 1, с.5-9. Разноуровневые д/з. Даётся проектное задание.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Записывают д/з в дневник по уровням сложности.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, положительные установки (пожелания) на предстоящую работу.

Организация рабочего места к уроку, приветствие учителя.

Учитель:

-«Здравствуйте!»

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте!»

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель произносит определения понятий, изученных на предыдущих уроках.

Учащиеся устно называют понятие, после чего название высвечивается на слайде.

Назовите понятие по его определению:

1)Уменьшенное мелкомасштабное изображение поверхности Земли с помощью условных знаков (Географическая карта).

2)Список всех условных знаков, которые использованы на карте (Легенда карты).

3)Модель земного шара (Глобус).

4)Точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью (Полюс).

5)Воображаемая окружность на поверхности Земли, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов (Экватор).

6)На какие части экватор делит Земной шар? (Северное и Южное полушарие).

III. Мотивация, формирование исходного противоречия, формулирование темы урока.

Учитель предлагает учащимся сравнить физическую карту полушарий (далее по тексту просто «карта») и глобус, назвать признаки сходства условных знаков на них.

Учащиеся высказывают различные суждения, замечают сходство в виде вертикальных и горизонтальных линий на глобусе и карте.

Учитель:

-Ребята, откройте атласы на странице18-19, рассмотрите карту, назовите признаки сходства между глобусом и физической картой полушарий? (Предполагаемый ответ учащихся: вертикальные и горизонтальные линии, образующие сеть).

-Эти пересекающиеся линии получили название градусной сети? Почему этот условный знак получил такое название? Для чего предназначена градусная сеть?

На эти вопросы мы найдём ответы вместе в ходе сегодняшнего урока. Тема сегодняшнего урока – «Градусная сеть на глобусе и карте».

Личностные результаты: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Предметные результаты: формулирование темы и цели урока.

IV. Организация учебной деятельности.

1. Формирование представлений учащихся о меридианах.

Учитель предлагает учащимся объединиться в пары с рядом сидящим. Учитель выступает в роли ведущего, организует мыслительную деятельность учащихся, не даёт готовых ответов, только уточняет задания-вопросы.

Учащиеся объединяются в пары, организуют своё рабочее место, рассуждают вместе с учителем, анализируя карту и глобус.

Учитель обращает внимание учащихся на демонстрационные пособия.

-Найдите вертикальные линии на глобусе и карте, какие точки они соединяют? (Северный и Южный полюс). Эти линии получили название «меридианы», так как были проведены по направлению полуденной тени, указывающей на север, меридиан значит «полуденный».

-Какое направление показывают меридианы? (север-юг).

-Как отличить один меридиан от другого (по числовому значению). Где на глобусе и карте обозначены эти числа? (на экваторе). Назовите их.

-Назовите город на территории России, между 30-м и 40-м меридианом. (Санкт-Петербург). Для чего нужны меридианы? (Для определения места объекта на глобусе и карте).

-Какую форму имеет меридиан на глобусе, на карте? (Окружность, дуга).

-Сравните меридианы по длине? (Их длина одинакова).

-Почему меридианы измерены в градусах? (Потому что мера окружности составляет 360 градусов).

-Найдите нулевой меридиан.

Предметные результаты: учащиеся получат ответы на вопросы:

  1. Что такое параллель?
  2. Что такое меридиан?
  3. Как определить географические координаты объекта?

Познавательные результаты: учащиеся научатся определять параллели и меридианы Регулятивные результаты: учащиеся научатся работать с градусной сеткой Коммуникативные результаты: учащиеся научатся взаимодействовать друг с другом. Личностные результаты: учащиеся проявят учебно-познавательный интерес к географической науке.

2. Сообщение учащегося о Гринвичском меридиане.

Учитель организует коллектив учащихся на восприятие новой информации, демонстрирует изображение Гринвичского (нулевого меридиана) на слайде.

Заранее подготовленный учащийся сообщает сведения о Гринвичском (нулевом) меридиане.

Гринвичский меридиан (нулевой меридиан)

Гри́нвичский меридиа́н (нулевой меридиан), проходит через гринвичскую обсерваторию.

Обсерватория это учреждение, где ученые наблюдают, изучают и анализируют природные явления.

До конца XIX века в различных странах использовали свои нулевые меридианы: в Англии и США Гринвичский, во Франции Парижский, в России Пулковский. Из-за неудобства, международным астрономическим сообществом в 1884 году было принято, что пунктом отсчёта на всём земном шаре станет Гринвичский меридиан.

Этот меридиан пересекает такие географические объекты как: Северный Ледовитый океан, северные моря, Великобританию, Францию, Испанию, Средиземное море, страны Африки.

3. Практическая работа с картой и глобусом.

Учитель предлагает учащимся практические задания.

Учащиеся выполняют задание с помощью глобуса и карты.

Практические задания:

-Рассчитайте протяжённость одного градуса меридиана в километрах.

Ход рассуждений учащихся:

1.Мера окружности составляет 360 градусов.

2.Длина окружности Земли равна 40000 км.

3. 40000:360=111,3 км в одном градусе меридиана.

Предметные результаты: научатся применять на практике полученные знания Коммуникативные результаты: научатся работать в группе. Личностные результаты: научатся осваивать новые социальные роли.

4. Работа учащихся в тетрадях.

Учитель предлагает учащимся закрепить полученные знания при выполнении заданий в рабочей тетради на печатной основе.

Учащиеся выполняют задания в тетради на печатной основе.

-Откройте тетради на странице 37, задание 1.

Меридианы – это линии, соединяющие Северный и Южный полюсы. Меридианы задают направление север-юг.

5. Пауза для отдыха (релаксация).

Учитель организует паузу для отдыха учащихся, произносит текст под музыку.

Учащиеся слушают звучащую музыку, представляют образы под звучащий текст.

Звучит музыка леса (голоса птиц, шум воды), на слайде появляется изображение лесной полянки осенью, в центре которой стоит маленький ребёнок.

Текст: «Представьте, что этот маленький человек это вы! Посмотрите вокруг его глазами! Вы стоите на красивой, осенней лесной полянке! Тишина! Вы отдыхаете! Воздух наполнен тонким ароматом осенней листвы, грибов, ягод. Свежо! Где-то вдалеке шумит родник. Дятел искусно выстукивает свою дробь! Солнечный луч, пробившись сквозь увядающую листву, нежно скользит по вашей щеке. Лес дарит вам свою силу, здоровье и радость!».

6. Формирование представлений учащихся о параллелях.

Учитель предлагает учащимся объединиться в пары с рядом сидящим. Учитель выступает в роли ведущего, организует мыслительную деятельность учащихся, не даёт готовых ответов, только уточняет задания-вопросы.

Учащиеся объединяются в пары, организуют своё рабочее место, рассуждают вместе с учителем, анализируя карту и глобус.

-Найдите экватор на глобусе и карте. Найдите линии, проходящие параллельно экватору. Как они называются? (Параллели).

-Сравните параллели по длине? (Они различны по длине).

-Какова закономерность изменения их длины? (Длина убывает от экватора к полюсам).

-Как называется самая длинная параллель? (Экватор).

-Где находится самая короткая параллель (у полюсов).

-Какое направление показывают параллели? (запад-восток).

Признаки градусной сетки

Параллели

Направление

З-В

Длина в километрах

разная

Длина в градусах

360

Количество км в одном градусе

Форма на глобусе

Окружность

Форма на карте полушарий

Дуга

7. Работа с картой и глобусом.

Учитель предлагает учащимся практические задания.

Учащиеся выполняют задания с помощью глобуса и карты.

1)Найдите 50-ю параллель в Северном полушарии. Запишите в тетради названия 3-х географических объектов, которые пересекает эта параллель на континенте Евразия.

2)Вычислите расстояние в километрах от города Москва до города Аддис-Абеба (Африка, столица Эфиопии, 40-й меридиан).

Ход рассуждений учащихся:

1.Москва расположена на 55 параллели, Аддис-Абеба на 9-й параллели Северного полушария.

2.(55-9)х111км=46х111=5106 км.

8. Работа учащихся в тетрадях.

Учитель предлагает учащимся закрепить полученные знания при выполнении заданий в рабочей тетради на печатной основе.

Учащиеся выполняют задания в тетради на печатной основе.

-Откройте тетради на странице 37, выполнение задания 1.

Параллели -это линии, проведённые параллельно экватору. Параллели показывают направление запад-восток.

V. Закрепление изученного материала.

Учитель проводит обобщение изученного материала, формулирует вопросы-задания.

Учащиеся обобщают полученные знания, делают выводы.

-Ребята, для чего необходима градусная сеть? (для ориентирования на карте, определения положения географических объектов, расчёта расстояний).

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, выстраивание логической цепочки рассуждения, рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

1.Работа с демонстрационной физической картой полушарий у доски и интерактивным пособием

Учитель называет элементы градусной сети.

Учащиеся показывают элементы градусной сети на демонстрационной карте, проверяют себя с помощью интерактивного пособия.

Линии градусной сети: северный полюс, южный полюс, параллели, меридианы, экватор, гринвичский меридиан, 180 меридиан.

2. Самостоятельная работа в парах, взаимопроверка и самоконтроль.

Учитель предлагает учащимся в парах заполнить обобщающую таблицу по признакам градусной сети.

Учащиеся заполняют таблицу, проверяют себя по слайду самоконтроля.

Таблица свойств градусной сетки:

Параллели

Направление

Длина в километрах

Длина в градусах

Количество км в одном градусе

Форма на глобусе

Форма на карте полушарий

3.Вопросы для размышления.

Учитель формулирует вопросы-задания.

Учащиеся рассуждают.

1.Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь, всё время на север? (Нет, так как после северного полюса движение продолжится уже на юг)

2.Какой океан и какой материк пересекают все меридианы? (Северный Ледовитый океан, Антарктида).

VI. Подведение итога.

Учитель беседует с учащимися о содержании урока, формах, приёмах работы.

Учащиеся высказывают мнение о содержании, формах работы на уроке.

Учитель:

-Ребята, что на уроке для вас оказалось интересным?

-Что было трудно?

-Что нового для себя вы открыли на уроке?

-Какой материал из урока вам бы хотелось изучить глубже?

VII. Домашнее задание.

Комментирование домашнего задания.

Уточняющие вопросы по содержанию домашнего задания.

Домашнее задание: тетрадь стр.38 №4,5,6, параграф 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии 11 класс "Глобальные проблемы человечества"

Урок географии 11 класс Глобальные проблемы человечества", использование технологии критического мышления...

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Разработка урока географии 7 класс

План-Конспект урока на тему : "Атлантический океан" и  Презентация к уроку....

География - одна из наук о планете Земля. (А.А. Летягин)

Презентация в помощь к работе учителя.  УМК А.А. Летягин, издательство Вентана - граф 2015....

Презентация к уроку по географии "География- одна из наук о планете Земля" 5 класс, ФГОС

Базовый учебник – Летягин А.А. География. Начальный курс: 5    класс.- М.: Вентана- Граф.Цель урока: создание условий для формирования  представления о географии ка...

Презентация по географии на тему "География - одна из наук о планете Земля" (5 класс)

Презентация выполнена к учебнику географии А. А. Летягина (вентана-граф) 2015 г....