урок по географии 8 класс по теме "Леса России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryty_urok.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  географии  в 8 классе по теме:   

 «ЛЕСА  РОССИИ».

Цели: 

Формирование умений составлять комплексную характеристику природным зонам;

Выявить закономерности размещения природных зон;

Расширить знания о лесах, как природной зоне России;

Развивать чувство патриотизма и уважения к природным богатствам России.

Тип урока:

 урок изучения нового материала.

Оборудование:

1.карта природных зон мира, 2.атласы,3.электронная  презентация « Леса России».

Ход урока

  1. Орг.  момент.

2. Актуализация опорных знаний.

– Покажите на карте, где расположены зона  арктической пустыни и зона тундры.

Географический диктант

Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

  1. Природа зоны легко ранима.
  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
  3. Значительные площади покрыты ледниками.
  4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.
  5. Сильные ветры.
  6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
  7. Расположена на островах Арктики.
  8. Увлажнение избыточное много озер и болот.
  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
  10. На южной границе средняя температура июля +10оС.
  11. На скалах «птичьи базары».
  12. Лето короткое и холодное.
  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
  14. В реках и озерах много рыбы.
  15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
  17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

- Лес всегда привлекал свой необыкновенной красотой, своей торжественностью и таинственностью художников, композиторов. О лесе написано много художественных произведений. Это рассказы Пришвина, Бианки, Паустовского, стихи Тютчева, Фета, Есенина и многих других известных авторов.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Пушкин

Лес изображали художники на своих картинах И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов и многие другие.

   Можно ли назвать Россию страной лесов.

Какие карты атласа мы будем использовать?

Таблица.

Задания ОГЭ.

Здоровьесберегающий тренинг. (Голоса птиц)

Сядьте удобно, глубоко вздохните всей грудью, закройте глаза.

Представьте, что мы находимся в смешанном лесу. Вот мы с вами на опушке леса. Сколько здесь солнца, пахнет цветами, разными травами. Рядом тихо покачивает ветвями белоствольная берёза, трепещет осина. Чуть подальше наблюдаем, как раскинул огромные ветви красавец клён. Ах, что это за чудный запах! Так благоухает липа, наполняя воздух медовым ароматом. Давайте вздохнём полной грудью, всем нам хорошо и спокойно.

Теперь приглашаю вас в глубь леса. Здесь темно и прохладно. Огромные деревья образовали зелёный шатёр. Под высокими деревьями мы видим густые заросли орешника, черёмухи, жимолости, бузины, других кустарников и мелких деревьев.

Оглядываемся назад и видим, что за нашей спиной надвинулся мрачный тёмный ельник. Проходим туда и замечаем, что лес точно отступает, и перед нашими глазами раскидывается поляна – такая свежая, яркая, что трудно удержаться, чтобы не лечь и покувыркаться. Представим, что мы кувыркаемся по траве, всей грудью вдыхая ароматный запах леса, свежести…

Посреди поляны растёт огромный дуб. Мы замечаем, что его огромная зелень даёт густую тень, даже в самый жаркий день. На окраине поляны видим большую сосну, которая раскинула ветви, под тенью которой приютилась маленькая ёлочка.
Дальше лес всё становится гуще и темнее… Туда мы не пойдём, а вернёмся обратно в класс. Глубоко вздохнули и открыли глаза.

Чувствуете ли вы себя отдохнувшими? Молодцы!

Как распределяются леса по территории нашей необъятной  Родины?

         Класс делится на 3группы (на усмотрение учителя)

Задание.

1 группа: Приготовить» Визитную карточку» тайги.

2 группа: Приготовить» Визитную карточку» смешанных лесов.

3 группа: Приготовить» Визитную карточку»  широколиственных лесов.

(Используя учебник, карты  атласа, картины делать записи в тетрадях и готовиться к отчёту.)

Группа учащихся представляет «визитную карточку таёжной зоны». Рассказ сопровождается презентацией.

Зона тайги – самая большая природная зона России по площади: тайга Русской равнины, тайга Западной Сибири, тайга Восточной Сибири, Уссурийская тайга.

Во время выступления класс заполняет таблицу:

Группа учащихся представляет зону смешанных и широколиственных лесов.

Во время выступления класс заполняет таблицу:

Притча о кустах и деревьях

В Германии лесничий решил навести порядок в лесу. Он рассуждал так, лес - это деревья. Значит, лишнее в лесу всё, кроме деревьев. Кусты и трава – лишнее: ведь их корни сосут из земли воду, отнимают её  у деревьев. Опавшие листья, бурелом, валежник – лишние: ведь они засоряют лес и мешают ему расти. По приказу лесничего лес стали чистить, убирать. Они сожгли все листья, и вырубили кустарники, Чисто и просторно стало в лесу. На земле нет ни соринки. Главный лесничий ходит и любуется. Вот теперь, думает в лесу порядок.

Прошел год, второй, третий, стал лесничий замечать, что в лесу что-то неладно.  У сосен верхушки поредели. На дубах, липах листва редкая. Куда ни посмотришь везде высокие, голые деревья. До осени далеко,  а земля вся покрыта желтыми листьями, главный лесничий задумался: ”Что же случилось? Отчего в лесу деревья стали сохнуть?  Как вы думаете, что случилось. (Кусты - это дом для птиц, не стало кустов, не стало птиц, много стало вредителей, которые уничтожают  лес).   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Твое имя - Россия"

Урок-диспут с использованием презентативного материала и выступлениями обучающихся....

Интегрированный урок во 2 классе УМК Школа России

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира....

План -конспект урока в 10 классе "Самоуправление в России"

Урок был проведен накануне выборов в Государственную Думу РФ, которые совпали с выборами в органы местного самоуправления.Цели урока:Ознакомление обучающихся с системой местного самоуправления в...

Конспект урока по географии "Экономико-географическое положение России

Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения....

Открытый урок по географии по теме "Климат России"

Урок - обобщение с применением таких технологий как: технология критического мышления, технология сотрудничества, смысловое чтение. Урок учитывает разную степень подготовки учащихся и дает возможность...

Разработка к уроку по географии "Особенности рельефа территории России" 8 класс.

Презентационная работа к уроку по географии в 8 классе "Особенности рельефа территории России"Тип урока: изучение нового материала с элементами практикума.Цель урока: выявить основные особен...