Рабочая программ по географии 7 класс.
рабочая программа по географии (7 класс)
Календарно-тематическое планирование.География 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_7.docx | 156.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
Рассмотрено и принято На педагогическом совете Протокол от 30.08.2016г. № 1 | Утверждено Приказ от 30.08.2016г. № 32 -ОД Директор ________/Г.М.Петракова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
7 класса
уровень образования-базовый
срок реализации 2016-2017 учебный год
Составитель программы:
Москалева Елена Сергеевна
учитель географии
первой категории
Оглавление
I. Пояснительная записка.
II. Общая характеристика учебного предмета.
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
V. Содержание учебного предмета.
VI. Тематическое планирование.
VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
VIII. Приложения к программе.
I Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу» География материков и океанов» составлена на основе Закона «Об Образовании в РФ», требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2009 г., учебного плана школы на 2016-2017 учебный год и требований к оснащению образовательного процесса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов», издательства «Дрофа», 2014 г.
Согласно действующему в МБОУ Иозефовская ОШ» учебному плану на 2016-2017учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
II.Общая характеристика учебного предмета.
Курс «География материков и океанов» -это третий по счёту школьный курс географии. В содержании курса увеличен объём страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Цели курса географии:
-раскрытие закономерностей землеведческогохарактера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений;
-создание у учащихся целостного представления о Земле, как планете людей;
-формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи курса географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;
- формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
-освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
-овладение умениямиориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
-воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
IVЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Материки, океаны, народы и страны» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;
- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате изучения географии ученик 7 класса должен
знать/ понимать:
- основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
- определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
- понимания географической специфики регионов и стран мира.
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
V. Содержание учебного предмета.
68 ч (2 часа в неделю)
Раздел I Введение (2 ч)
Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч)
Знания материков, океанов, их расположения на карте.
Как люди открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.
Географическая карта — источник географических знаний(1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа.1.Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.
Раздел II Главные особенности природы Земли(12 ч )
Тема ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа №2 Чтение карт, космических и аэрофотосъемках материков. Описание по карте рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору).
Тема АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2ч)
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области..
Практическая работа № 3. Характеристика климата по климатическим картам.
Практическая работа № 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения.
Тема.ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (2 ч)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Разнообразие морских животных. Распространение жизни в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа №5 Анализ карт антропогенных ландшафтов.
Тема.НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ - (3 ч)
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа№6 Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира.
Практическая работа № 7 Моделирование на к/к размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.
Раздел IIIМатерики и океаны (50 ч +6 ч Обобщение)
Тема.ОКЕАНЫ (2 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический,Северный Ледовитый океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Практическая работа №8 Выявление и отражение на к/к транспортной, промысловой, сырьевой и других функций одного из океанов (по выбору)
Практическая работа №9 Описание по картам и другим источникам информации особенностей ГП,природы и населения одного из крупных островов (по выбору)
ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (1ч)
Тема 1.АФРИКА (10 ч)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники Африки.
Народы и страны. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа № 10 определение по картам природных богатств Стран Центральной Африки.
Практическая работа № 11 Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.
Практическая работа №12 Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран Южной Африки
Тема 2.АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (5 ч)
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Практическая работа № 13. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)
Тема 3.ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7ч)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности и населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа № 14 Составление описания природы,населения,географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины.
Практическая работа №15. Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран.
Тема 4. АНТАРКТИДА (1 ч)
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Практическая работа №16.определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использование природных богатств материка в будущем.
СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ(1ч)
Общие особенности природы северных материков. Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.
Тема 5СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа № 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики.
Практическаяработа№18. Выявление особенностей размещения населения, географического положения. планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США,Мексики.
Тема 7. ЕВРАЗИЯ (16 ч)
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия
Практическая работа №19 Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.
Практическая работа № 20 Описание видов хозяйственной деятельности населения стран, связанных с океаном.
Практичексая работа №21 Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии
Практическая работа №22 Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам
Практическая работа №23 Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте
Практическая работа 24 Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии
Раздел IV.Географическаяоболочка— наш дом (2 часа)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа № 25 Моделирование на к/к размещения основных видов природных богатств материков и океанов.
Практическая работа № 26. Составление описания местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды: наличие памятников природы и культуры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Материально-техническое оснащение | Планируемые результаты | Домашнее за-дание | Дата пров | коррекция | |||||||||||||||||||||||
метапредметные | предметные | личностные | ||||||||||||||||||||||||||||
Введение 2 часа | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Что изучают в курсе географии материков и океанов. Как люди открывали Землю | Графический конспект, составление таблицы с использованием карты и текста дополнительной литературы. | Карта | Углубление учебно-информационных умений, работа с тематическими картами | Называют предмет изучения курса, его структуру, называют признаки различия между материками и частями света, сравнивают размеры материков, показывают геогр. объекты. Объясняют: соотношение площади суши и океанов | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания | Д/з §1 номенклатура, §2 таблица | |||||||||||||||||||||||
2. | Источники географической информации. Пр.работа № 1 «Группировка карт учебника и атласа по разным признакам» | Характеристика источников географической информации.Группировка карт учебника и атласа по содержанию и масштабу. | карты | |||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.
| Происхождение материков и океанов
| .
| Карта строения земной коры, таблицы движения литосферных плит. | Углубление учебно-информационных умений, работа с различными источниками информации
| Называют отличия материковой коры от океанической. Показывают на карте «Строения земной коры» ее подвижные, устойчивые и активизированные участки, плиты литосферы, платформы, складчатости, сейсмические пояса. Используютзнания для определения территорий, сейсмически опасных и для объяснения катастроф современности (землетрясения, цунами). | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
| Д/з §4, работа с атласом, §5 К/к стр.2 | |||||||||||||||||||||||
4. | Рельеф Земли П/р №2. Чтение карт, космических и аэрофотосъемках материков. Описание по карте рельефа двух мате-риков, выявление причин сходства и различий(по выбору). | Сопоставление физической карты с картой строения земной коры. Описание по карте рельефа одного из материков. | Карта строения земной коры, тектоническая карта, атласы. | |||||||||||||||||||||||||||
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Распределение температуры воздуха и осадков на земле. Воздушные массы | Установление по картам зависимости между клима-тическими показателями и климато-образующими факторами. | Климатическая карта. | Углубление учебно-информационных умений: работа с источниками информации, картами | Называют: типы климатов, разницу между погодой и климатом. Определяют по климатической карте средние, максимальные, минимальные температуры Характеризуютзакономерности в распределении показателей климата. | Формировать основу экологической культуры | Д/з §6 читать, схему стр.33, Д/з §7 вопрСтр.40 | |||||||||||||||||||||||
6. | Климатические пояса Земли П/р№3. Характеристика климата по клима-тическим картам. П/р № 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения. | Объяснение размещения на Земле климат. Поясов. Хар-ка одного из климатических поясов. Оценка роли климата в жизни людей. | ||||||||||||||||||||||||||||
ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН-ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ (2ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли | Схема круговорота | Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | Приводят примеры взаимодействия с атмосферой и сушей. Объясняют влияние океана на климат суши в зависимости от широты места, сезона, переноса ВМ., типа океанических течений (на конкретных примерах). Называют и показывают океаны, моря, заливы, проливы, течения. Объясняютразличие температуры и солености воды в зависимости от широты и глубины. | Формировать основу экологической культуры | Д/з §8 пересказ, §10 вопросы | |||||||||||||||||||||||
8. | Жизнь в океане. Взаимодействие океа-на, с атмосферой и сушей | |||||||||||||||||||||||||||||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Строение и свойства географической оболочки | Характеристика строения географической оболочки. | ||||||||||||||||||||||||||||
10. | Природные комплек-сы суши и океана | Сравнение террирториальных и аквальныхкомплексов.Характеристика различных комплексов. | ||||||||||||||||||||||||||||
11. | Природная зональность.Пр./р №5Анализ карт антропогенных ландшафтов. | Анализ карты природных зон | ||||||||||||||||||||||||||||
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
12.. | Численность население Земли. Размещение населения. Пр/р№6Сравнительное описание числен-ности,плотности и динамики населения материков и стран мира. | Анализ изменения численности населения мира. Работа с тематическими картами. | Географические картины: трудовые традиции населения различных регионов | Умение работать с источниками информации, картами | Называют расы, крупнейшие народы и места их компактного проживания. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре | Д/з п. 14 пересказ | |||||||||||||||||||||||
13. | Народы и религии мираПр/р № 7 Моделирование на к/кразмещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. | Анализ карт народов мира, религий мира | ||||||||||||||||||||||||||||
14. | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. | основные виды хозяйственной деятельности населения различных территорий. | ||||||||||||||||||||||||||||
ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ (50 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
ОКЕАНЫ (2ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Тихий Индийский океаны.Пр/р №8 Выявление и отражение на к/к транспортной,промысловой, сырьевой функций одного из океанов (по выбору) | Определение по картам ГП океанов, их глубин, течений. | Физическая карта мира | Работать с текстом, составлять схемы и таблицы | Знают: географические особенности; Называют: ресурсы океана, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений; Объясняют связь между географическим положением, природными условиями, освоением океана | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания | ||||||||||||||||||||||||
16. | Атлантический иСеверный Ледовитый океаны Пр/р№9 Описание по картам и другим источникам информации особенностей ГП,природы и населения одного из крупных островов ( по выбору) | Определение по картам ГП океанов, их глубин, течений | Работать с текстом, составлять схемы и таблицы | Знают: географические особенности; Называют: ресурсы океана, виды хозяйственной деятельности человека, примеры антропогенных изменений; Объясняют связь между географическим положением, природными условиями, освоением океана | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания | |||||||||||||||||||||||||
ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ (1ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
17. | Общие особенности природы южных материков. | Физическая карта мира | ||||||||||||||||||||||||||||
АФРИКА (10ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Африка: географическое положение. Исследования Африки | Определение ГП материка,оценка результатов исследования Африки зарубежными и русскими путешественниками и иследователями. | Физическая карта Африки | Умение работать с источниками информации, картами | Называют исследователей Африки и результаты их работы, показывать элементы береговой линии. Составляют характеристику ФГП материка по плану, определять координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Прогнозируют влияние ФГП на природу материка. Называют и показывают крупные географические объекты. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками |
Д/з §16, работа с атласом, §17 вопросы | |||||||||||||||||||||||
19. | Рельеф и полезные ископаемые | Физическая,тектоническая карты Африки | Умение работать с источниками информации, картами | Находить в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. | Формировать коммуникативную компетен-тность в обще-нии и сотруд-ничестве со сверстниками | |||||||||||||||||||||||||
20. | Климат Африки. Внутренние воды. | Работы с климатограммами. | Климатические карты Африки. Схема распределения температур, осадков, атм. давления, ветров | Умение работать с источниками информации, картами | Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка. Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата. Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте. Называют и показывают крупные реки и озера. Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника. | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания | Д/з §18 вопросы, §19 вопросы | |||||||||||||||||||||||
21. | Природные зоны | Работа с картографическим материалом. | Карта природных зон. Географические картины. Таблицы, видеофрагменты | Умение работать с текстом, составлять таблицы | Называют и показывают природные зоны Африки и представителей животного и растительного мира. Составляют краткую географическую характеристикуприродной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Африки. Характеризуют широтную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. | Формировать основу экологической культуры | Д/з §20,21 | |||||||||||||||||||||||
22. | Влияние человека на природу.Заповедники и национальные парки | |||||||||||||||||||||||||||||
23.
| Население Африки. | Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.
| Политическая карта, карта плотности населения, карта народов.
| Умение работать с источниками информации, картами
| Называют основные народы Африки и расы, к которым они принадлежат. Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны. Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Африки. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
| Д/з §22 Контурная карта, §23-26 на выбор пересказ | |||||||||||||||||||||||
24. | Страны Северной Африки.Алжир | |||||||||||||||||||||||||||||
25. | Страны Западной и Центральной Африки.Нигерия.Пр/р № 10 определение по картам природных богатств Стран Центральной Африки. | |||||||||||||||||||||||||||||
26. | Страны Восточной Африки.Эфиопия.ПР/р № 11 Оценка географического положения ,планиров-ки и внешнего облика крупнейших городов Африки. | |||||||||||||||||||||||||||||
27. | Страны Южной Африки. ЮАР. Пр/р №12 Определение по кар-там основных видов хозяйственной деят-ельности населения стран Южной Африки. | |||||||||||||||||||||||||||||
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (5ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
28.
| Австралия: географическое положение, история открытия.Рельеф и полезные ископаемые
| Составление ЛОК с использованием карты атласа и плана.
| Физическая карта Австралии
| Ставить учебную задачу под руководством учителя | Называют исследователей Африки и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа. Сравнивают ФГП Австралии с Африкой. Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. | Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем
| Д/з §27 | |||||||||||||||||||||||
29. | Климат, внутренние воды. | Работы с климатограммами. | Климатическая карта Австралии, | Оценивать работу одноклассников | Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка, крупные реки и озера, Объясняют особенности питания, режима, характера течения рек. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Д/з §28 вопросы | |||||||||||||||||||||||
30. | Природные зоны Авст-ралии. Своеобразие органического мира. | Карта природные зоны Австралии, картины | Называют и показывают природные зоны Австралии и представителей животного и растительного мира. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Австралии (эндемичность). | |||||||||||||||||||||||||||
31. | Австралийский Союз. Пр/Р № 13. Сравнительная характеристика природы,населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору) | Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. | Геогр. Картины. Австралийский Союз | Определять критерии для сравнения фактов | Показывают по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения. Устанавливают связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов страны. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Австралии. | Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре | ||||||||||||||||||||||||
32. | Океания. Природа население и страны. | |||||||||||||||||||||||||||||
ЮЖНАЯ АМЕРИКА 7 (ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
33.
| Южная Америка: геогр. положение, история исследования
| Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана.
| Физическая карта Южной Америки
| Ставить учебную задачу под руководством учителя
| Называют исследователей Южной Америки и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа. Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Австралии, Африки и Южной Америки. Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка. | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
| Д/з §31 | |||||||||||||||||||||||
34. | Рельеф и полезные ископаемые. | Использование методов электронной обработки при поиске и систематизации информации для составле-ния схемы соответствия рельефа и залегания п/и. | Физическая карта Южной Америки. Географические картины | Выявлять причинно-следственные связи | Называют и показываюткрупные географические объекты, месторождения цветных металлов, области вулканизма и землетрясений. Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых, сейсмических явлений. | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания | Д/з §32, 33 вопросы | |||||||||||||||||||||||
35. | Климат и внутренние воды. | Называют и показываюткрупные реки и озера, особенности питания, режима, характера течения рек Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки климатических поясов и типов климата, влияние климатообразующих факторов на климат материка. | ||||||||||||||||||||||||||||
36.
| Природные зоны
| Работа с картографическим материалом.
| Карта природных зон. Схема: высотная поясность в Андах
| Выявлять причинно-следственные связи
| Называют и показывают природные зоны Южной Америки и представителей животного и растительного мира. Составляют краткую географическую характеристикуприродной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Южной Америки. Характеризуютширотную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. | Формировать основу экологической культуры | Д/з §34 вопросы | |||||||||||||||||||||||
37.. | Население.
| Работа с картографическим материалом. Проектная деятельность. | Политическая карта, карта народов | Выслушивать и объективно оценивать одноклассников, умение вести диалог | Называют и показывают крупнейшие народы, языки и религии, густонаселенные районы, страны и столицы, крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения. Объясняют этнический состав и происхождение населения, особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, своеобразие культуры населения отдельных стран. | Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре. Формировать навыки общения со сверстниками | Д/з §35,36,37 Подготовка презентации о Бразилии | |||||||||||||||||||||||
38. | Страны Востока. Бразилия. ПР/Р №14 Составление описания природы,населения,географическогоположе-ния крупных городов Бразилии или Аргентины. | Описывают ГП страны. | ||||||||||||||||||||||||||||
39. | Страны Анд. Перу. ПР/Р №15. Характеристика осно-вных видов хозяйст-венной деятельности населения Андских стран. | |||||||||||||||||||||||||||||
АНТАРКТИДА (2 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
40. | Антарктида геогр. положение, история исследования. | Составление фрейма (каркаса) «Общая характеристика материка». | Карты Антарктиды (ледовый и подледный рельеф). Геогр. картины. | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Называют имена путешественников и ученых, внесших вклад открытие и изучение Антарктики. Объясняют гипотезу образование Антарктиды. Теорию дрейфа материка. | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания | Д/з §38 Подготовка презентации о материке | |||||||||||||||||||||||
41 | Природа материка | Называют и показывают существенные признаки природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.), влияние ФГП материка на его природу (образование ледового покрова, стоковых ветров). | ||||||||||||||||||||||||||||
СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||
42. | Общие особенности природы северных материков | |||||||||||||||||||||||||||||
Северная Америка (8 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
43.
| Северная Америка: географическое положение, история исследования,
| Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана.
| Физическая карта Северной Америки. Геогр. картины
| Планировать свою деятельность под руководством учителя
| Называют исследователей Северной Америки и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа. Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Северной и Южной Америки. Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка. | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания
| Д/з §43,44 | |||||||||||||||||||||||
44. | Рельеф и полезные ископаемые. | Находят в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. | ||||||||||||||||||||||||||||
45. | Климат Северной Америки. Внутренние воды. | Работа с климатограммами. | Климатические карты | Работать с текстом, создавать схемы и таблицы | Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка. Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата. Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте. Называют и показывают крупные реки и озера. Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Д/з §45 | |||||||||||||||||||||||
46.
| Природные зоны
| Работа с картографическим материалом. Поиск и анализ информации для выполнения схемы «Природные зоны С. Америки».
| Карта природных зон. Географические картины.
| Выявлять причинно-следственные связи
| Называют и показывают природные зоны Северной Америки и представителей животного и растительного мира. Составляют краткую географическую характеристикуприродной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Северной Америки. Характеризуютширотную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Д/з §46 таблица . | |||||||||||||||||||||||
47. | Население. | Анализ таблиц, статистических данных, исторических данных по освоению материка. | Политическая карта Северной Америки | Выявлять причинно-следственные связи | Называют основные народы Северной Америки и расы, к которым они принадлежат. Исторические причины их формирования. Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны. | Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре. Формировать навыки общения со сверстниками | Д/з §47 пересказ | |||||||||||||||||||||||
48. | Канада. | Анализ исторических данных по освоению материка. творческие задания защита компьютерных проектов | творческие задания, | Выслушивать и объективно оценивать одноклассников | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Северной Америки. | Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре. Формировать навыки общения со сверстниками | Д/з §47,48 презентации о США | |||||||||||||||||||||||
49. | США.ПР/Р № 17.Характеристика по картам основных ви-дов природных ресур-сов Канады, США, Мексики. | |||||||||||||||||||||||||||||
50 | Средняя Америка. Мексика. ПР/Р № 18. Выявление особенно-стей размещения насе-ления,географическогоположения,планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады,США,Мексик. | Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||
Евразия (16ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
51 | Евразия: географическое положение, исследования Центральной Азии
| Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана | Физическая карта мира, Евразии. | Планировать свою деятельность под руководством учителя | Называют исследователей Евразии и результаты их работы, показывают элементы береговой линии, формы рельефа. Составляют характеристику ФГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах. Сравнивают ФГП Северной Америки и Евразии. Прогнозируют (оценивают) влияние ФГП на природу материка. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Д/з §49, работа с атласом |
52 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии | Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации для составления схемы «Рельеф – полезные ископаемые».
| Физическая карта Евразии | Выявлять причинно-следственные связи | Называют и показывают по карте крупные географические объекты. Находить в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Д/з §50, вопросы | |||
53 | Климат. Внутренние воды | Работа с климатограммами. | Карта климатических поясов Физическая карта Евразии | Выявлять причинно-следственные связи | Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка. крупные реки и озера. Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата. Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте. Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника. | Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Д/з §51 вопросы Контурная карта Д/з §52 вопросы | |||
54. | Природные зоны Евразии
| Работа с картографическим материалом. | Карта природных зон мира, географические картины, схема ПК | Выявлять причинно-следственные связи | Называют и показывают природные зоны Евразии и представителей животного и растительного мира. Составляют краткую географическую характеристикуприродной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Евразии. Характеризуютширотную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их. | Формировать основу экологической культуры | Д/з §53 таблица | |||
55 | Народы и страны Пр/р №19 Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. | Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка. | ПКМ, карта плотности населения. | Углубить умение составлять объяснительные тексты | Называют основные народы Евразии и расы, к которым они принадлежат. Исторические причины их формирования. Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны. | Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре. Формировать навыки общения со сверстниками | Д/з §54-55 вопросы | |||
56- | Страны Северной ЕвропыПРР№ 20 описание видов хозяйственной деятельности населения стран,связанных с океаном. | Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка. | Тематические карты | Углубить умение составлять объяснительные тексты | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. | Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре. Формировать навыки общения со сверстниками | Д/з §56-60 проекты | |||
57. | Страны Западной Европы.Великобритания | Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка. | Тематические карты | Углубить умение составлять объяснительные тексты | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. | Формировать уважительное отношение к иной истории и культуре. Формировать навыки общения со сверстниками | Д/з §61-66 проекты | |||
58. | Франция.Германия ПР/Р№21 Сравнительная характеристикаВеликобри-тании,Франции и Германии |
| Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий. |
|
| |||||
59- | Страны Восточной Европы | Выявление пробелов в знаниях и умениях, коррекция, отбор заданий. | ||||||||
60 | Страны Южной Европы.Италия. | |||||||||
61. | Страны Юго-западной АзииПР/Р№22 Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам | Углубить умение составлять объяснительные тексты | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. | |||||||
62. | Страны Центральной Азии | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. | ||||||||
63. | Страны Восточной Азии.Китай ПР/Р№23Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. | ||||||||
64. | Япония | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. | ||||||||
65. | Страны Южной и Юго-Восточной АзииПР/Р 24 Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии | Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Евразии. | ||||||||
66. | Итоговая контрольная работа | |||||||||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА-НАШ ДОМ (2ч) | ||||||||||
67 | Закономерности географической оболочки | |||||||||
68. | Взаимодействие природы и общества П/р № 25 Моделирование на к/к размещения основных видов природных богатств материков и океанов. П/р № 26. Составление описания местности: выявление ее экологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды: наличие памятников природы и культуры. | Индивидуальные задания | презентации | Ставить учебную задачу под руководством учителя | Умение объяснять особенности взаимодействия человека и природы | Сформировать основу экологического мышления | Д/з §67 пересказ |
VII.Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
1.Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.
2. Базовый учебник Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.
География материков и океанов, 7 класс. Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
3.Дополнительная литература:
Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля. – М.: Дрофа, 2009.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2009.
Интернет – ресурсы.
Мультимедийные обучающие программы:
География 7 класс. «Наш дом Земля».
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
VIII.Приложения к программе.
Практическая работа №1 «Группировка карт учебника и атласа по разным признакам
Виды географических карт | Что изображено |
Физическая карта мира | |
Физическая карта России | |
Политическая карта | |
Эконмическая карта | |
Контурная карта |
Вывод: по каким признакам группируются карты
Практическая работа №2 «Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)».
1.Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков
признаки | План местности | аэрофотоснимок |
Объекты более похожи на их реальный вид на местности | ||
Можно узнать название села, реки | ||
Можно определить породы деревьев в лесу | ||
Изображены все объекты, видимые сверху | ||
Изображены только важные объекты | ||
Объекты изображены условными знаками |
Вывод
2. Описание по карте рельефа одного из материков. (Африка)
План описания рельефа материка
1.Определить горы или равнины занимают большую часть материка.
2.Назвать горы и равнины материка. Определить их высоты средние и максимальные.
3.Определить географические координаты самой высокой точки материка.
4.Сделать вывод о рельефе материка (какая часть материка наиболее высокая, что занимает больше места равнины или горы).
3. Сравнение двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)
Сравниваемые признаки | Австралия | Африка | Причины сходства или различия |
1.Какая тектоническая структура лежит в основании материка. | |||
2.Какие формы рельефа преобладают | |||
3.наличие гор на материке (указать название, возраст в какой части материка расположены) | |||
4.Высочайшие вершины материка | |||
5.Наличие действующих вулканов, зон землетрясений |
Практическая работа №3 «Характеристика климата по картам»
Населённый пункт | Средняя t января | Средняя t июля | Годовое кол-во осадков | ВМ летом | ВМ зимой | Климатический пояс | Климатическая область |
Москва |
Практическая работа №4 «Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения»
Населённый пункт | Средняя t января | Средняя t июля | Годовое кол-во осадков | ВМ летом | ВМ зимой | Климатический пояс | Климатическая область | Влияние климата на жизнь человека |
Мехико | ||||||||
Мадрид | ||||||||
Пекин | ||||||||
Сидней |
Практическая работа №5 «Анализ антропогенных ландшафтов: выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов» Ответьте на вопросы:
1.Что такое ландшафт?
2.На какие группы делятся антропогенные ландшафты?
3.Используя карту. назовите материки с самыми большими ареалами таких ландшафтов.
4.Сравните карту природных зон с данной картой и делайте вывод: На территории каких природных зон существуют самые большие ареалы антропогенных ландшафтов? С чем это связано?
Практическая работа № 6 «Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков стран мира»,
континент | Плотность (чел./км²) | Численность населения | Самая населённая страна | Самый населённый город |
Азия | 86,7 | 4 140 336 501 | Китай 1 341 403 687 | Токио 35 676 000 |
Африка | 32,7 | 994 527 534 | Нигерия 152 217 341 | Каир 19 439 541 |
Европа | 70 | 738 523 843 | Россия 143 300 000 (около 110 млн в Европе) | Москва 14 837510 |
Северная Америка | 22,9 | 528 720 588 | США 313 485 438 | Мехико/Метрополия 8 851 080/ 21 163 226 |
Южная Америка | 21,4 | 385 742 554 | Бразилия 190 732 094 | Сан-Паулу 19 672 582 |
Океания | 4,25 | 36 102 071 | Австралия 22612355 | Сидней 4575 532 |
Антарктида | 0,0003 (меняется) | 4 490 (меняется) | Нет данных | Нет данных |
Вывод: выявить лидеров по численности и плотности населения.
Практическая работа №7 «Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов».
Крупные языковые семьи | Крупные народы | ареал проживания языковых семей (на каких материках и в каких частях) |
Индоевропейская | Американцы Хиндустанцы Бенгальцы Русские Бразильцы | |
Сино-Тибетская | Китайцы | |
Афразийская | Амхара Персы Туареги | |
Нигеро-Кордофанская | Мосси Гур Акан Банту Йоруба | |
Австронезийская | Малагасийцы Индонезийцы филиппинцы | |
Алтайская | Японцы |
Практическая работа №8 «Выявление и отражение на контурной карте транспортной,промысловой,сырьевой,рекреационной и других функций одного из океанов».
океаны | функции | |||
Транспортная( какие материки связывают морским транспортом) | Промысловые( какие виды морепродуктов добываются) | Сырьевая ( какие виды полезных ископаемых добываются на шельфа) | Рекреационные ( места туризма и отдыха) | |
Атлантический | ||||
Индийский |
Вывод: какое значение данный океан имеет для людей
Практическая работа №9 «Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов»
Острова | В каких полушариях расположен | На каком материке и в какой его части | В каком климатическом поясе | Природная зона | Люди каких национальностей здесь проживают | Хозяйственная деятельность населения |
Гренландия | ||||||
Шри-Ланка |
Вывод: от каких факторов зависит хозяйственная деятельность населения.
Практическая работа №10 «Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки»
страна | Климат (пояс и область) | Природные ресурсы | ||||
Минеральные (условные знаки) | Лесные (много мало) | водные | Культурные растения | Рекреационные ( курорты, парки,туризм) | ||
Демократическая республика Конго | ||||||
Центральная Африканская республика |
Вывод: какие страны обладают существенными природными ресурсами, н относятся к бедным странам. Почему?
Практическая работа №12 «Определение по картам основных видов деятельности стран Южной Африки».
страна | Какие народы проживают | Хозяйственная деятельность |
ЮАР | ||
Лесото | ||
Намибия | ||
Свазиленд |
Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность.
Практическая работа №11 «Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки».
Крупнейшие города Африки | Страна, в которой находится город | Географическое положение города | планировка | достопримечательности |
Александрия | ||||
Касабланка | ||||
Тунис | ||||
Аддис-Абеба |
Вывод: почему эти городя являются самыми крупными в Африке? От чего это зависит?
Практическая работа №13 «Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии»
Климатический пояс | Природная зона | Люди каких национальностей проживают | Хозяйственная деятельность | |
ЮВ Австралия | ||||
Ц. Австралия | ||||
ЮЗ Австралия | ||||
Ц. Австралия |
Практическая работа № 14 «Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины».
Крупнейшие города | Страна, в которой находится город | Географическое положение города | Климатический пояс | Природная зона | Народыпроживющие здесь |
Рио-де-Жанейро | |||||
Росарио | |||||
Сан-Паулу | |||||
Буэнос-Айрес |
Вывод: почему эти города являются самыми крупными Южной Америке? От чего это зависит?
Практическая работа №15» Характеристика основных видов деятельности населения Андских стран».
страны | Проживающие народы | Хозяйственная деятельность | |||
Полезные ископаемые | Что выращивают | Кого разводят | Чем занимаются | ||
Венесуэла | |||||
Колумбия | |||||
Эквадор | |||||
Перу | |||||
Чили |
Вывод: от чего зависит хозяйственная деятельность населения?
Практическая работа №16«Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем».
-возможность использования минеральных богатств:
-Антарктида-материк науки;
-проектирование в Антарктиде городов будущего;
- экстремальный туризм;
-огромные запасы пресной вод;
-уникальные подземные озёра;
-органический мир.
Практическая работа №17 «Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики.
страны | Природные ресурсы | |||||
минеральные | Водные | лесные | рыбные | земельные | климатические | |
Канада | ||||||
США | ||||||
Мексика |
Вывод: Какая страна наиболее богата природными ресурсами.
Практическая работа № 18 «Выявление особенностей размещения населения ,а также ГП, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики»
Крупнейшие города Северной Америки | Страна,в которой находится этот город | Географическое положение города | планировка | достопримечательности |
Торонто | ||||
Нью-Йорк | ||||
Мехико |
Вывод:
Практическая работа №19 «Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам (с наибольшей численностью)».
Европа | Азия | ||
Языковые группы | народы | Языковые группы | народы |
Славянская | Китайская | ||
Романская | Тибето-Бирманская | ||
Германская | Тюркская | ||
Кельтская | Монгольская | ||
Греческая | Индийская | ||
Балтийская | Фино-Угорская |
Практическая работа № 20 «Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы».
Поставьте в таблице знак «+», если есть соответствие
страны | Виды хозяйственной деятельности | |||||
рыболовство | Лесозаготовка и переработка | Добыча минеральных ресурсов (какие) | Скотоводство (указать-КРС,овцеводство, свиноводство…) | Рекреация (туризм, альпинизм) | Другие виды деятельности | |
Дания | ||||||
Исландия | ||||||
Норвегия | ||||||
Финляндия | ||||||
Швеция |
Практическая работа №21 «Сравнительная характеристика Великобритании, Франции, Германии»,
Страны | Географическое положение (приморское,транзитное, выгодное или нет) | Природно-ресурсный потенциал (какими природными ресурсами богата) | Численность, языковая семья и группа | Хозяйство | Достопри-мечательности | |
Промышлен ность | Сельское хозяйство | |||||
Великобритания | ||||||
Франция | ||||||
Германия |
Практическая работа №22 «Группировка стран по различным признакам»
По каким признакам сгруппированы страны Юго-Западной Азии в таблице?
Юго-Западная Азия (17 стран) | Восточное Средиземноморье | 8 | Турция, Ливан, Сирия, Ирак, Израиль, Палестинская автономия, Иордания, Кипр |
Аравия | 7 | Саудовская Аравия, КувейтБахрейн,Катар,ОАЭ,Оман,Йемен, | |
Средний Восток | 2 | Иран,Афганистан |
Составьте схему группировки стран по признакам
Страны Юго-Западной Азии
Практическая работа №23 «Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте».
город | провинция | Географическое положение города на карте страны |
Шанхай | Шанхай | |
Пекин | Пекин | |
Гонконг | Гонконг | |
Гуанчжоу | Гуандум | |
Дунгуань | Гундаум |
Вывод: в какой части страны находятся крупнейшие города
Практическая работа №24 «Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии».
Заполните таблицу и отметьте на к. карте природные богатства Индии (условные знаки, кроме минеральных, придумайте сами)
Природные богатства | Минеральные ресурсы (укажите условными знаками) | климат | почвы | Водные ресурсы | Лесные ресурсы | Рекреационные ресурсы |
Вывод.
Практическая работа 25 «Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов»
Учащимся предлагается на выбор нанесение на контурную кару размещения природных богатств материков и океанов: минеральные ресурсы; лесные ресурсы; водные ресурсы, рекреационные ресурсы и т.д.
Практическая работа №26 «Составление описания местности: выявление её геологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды: наличие памятников природы и культуры»
территория | Геоэкологические проблемы | Пути сохранения и улучшения качеств окружающей среды | Наличие памятников природы и культуры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...