Рабочая программ по географии 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс)
Календарно-тематическое планирование.География 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_klass.docx | 708.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол от _ 31.08 2018 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ директор________Г.М.Петракова Приказ от 31.08.2018г. № 38-ОД |
Рабочая программа
по географии
6 класса
уровень образования - базовый
срок реализации 2018-2019 учебный год
Составитель РП
Москалева Е.С. учитель
1 квалификационной категории
Оглавление
I.Пояснительная записка.
II.Общая характеристика учебного предмета.
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
V. Содержание учебного предмета.
VI.Календарно- тематическое планирование.
VII.Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
VIII.Приложения к программе.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии (6 класс) составлена на основе:
- Закона «Об Образовании в РФ»;
- требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по географии;
- авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений 5-9классы, автор, В.П. Дронов, И.В.Душина, В.И. Сиротин М., Дрофа 2013 г.,
- учебного плана школы на 2018-2019учебный год;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Иозефовская ОШ», а также в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса.
Образовательная область «Общественно-научные предметы» представлена предметом география, который ориентирован на использование учебника И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География.Начальный курс»,-М.: Дрофа,2013, учебно-методическое пособие под редакцией И.И.Бариновой. М.: Дрофа,2013
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение географии отводится в 6 классах по 34 ч ,1 ч в неделю согласно учебного плана школы.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Задачи курса: формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей; формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России; развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
III.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Введение (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как
человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь: называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; приводить примеры географических следствий движения Земли.
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус— модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Географические координаты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; называть меры по охране природы.
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Население Земли. Человечество— единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
VI. Календарно-тематическое планирование учебного материала
(34ч., 1час в неделю)
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Виды деятельности ученика | Дата | коррекция |
Введение (1ч) | |||||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля планета Солнечной системы. | Изучение Земли человеком. Современная география. Земля— планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. | Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца». | ||
Виды изображений поверхности Земли (9 ч) План местности (4 ч) | |||||
2 | Понятие о плане местности. Масштаб. | Что такое план местности? Условные знаки. Зачем нужен масштаб? Численный и имено-ванный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Практикумы.1. Изображение здания школы в масштабе | Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. | ||
3 | Входная контрольная работа | Выполнение контрольной работы (тестирование) | |||
4 | Стороны горизонта. Ориентирование. | Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. Практикумы. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. Определение сторон горизонта по компасу. | Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности. | ||
5 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. | Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины. | ||
6 | Составление простейших планов местности. | Глазомерная съемка. Полярная съемка. Мар-шрутная съемка. Практикум.3 Составление плана местности методом маршрутной съемки. | Составление плана местности методом маршрутной съемки. | ||
Географическая карта (5 ч) | |||||
7 | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | Форма Земли. Размеры Земли. Глобус-модель земного шара. Географическая карта изобра-жение Земли на плоскости. Виды географи-ческих карт. Значение географических карт. Современные географические карты. | Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний. | ||
8 | Градусная сеть на глобусе и картах. | Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах. | Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов. | ||
9 | Географическая Широта и долгота. Географические координаты. | Географическая широта. Определение геогра-фической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты. Практикум 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | Определение географических координат объектов. | ||
10 | Изображение на физических картах высот и глубин. | Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. | Определение по картам высот и глубин объектов. | ||
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч) Литосфера (5 ч) | |||||
11 | Земля и ее внутреннее строение. | Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. | Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению. | ||
12 | Движения земной коры. Вулканизм. | Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. | Подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. | ||
13 | Рельеф суши. Горы. | Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. | Определение по карте расположения на мате-риках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. | ||
14 | Равнины суши. | Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах. Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа. | Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов. | ||
15 | Рельеф дна Мирового океана | Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна океана. | Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов. | ||
Гидросфера (6 ч) | |||||
16 | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океани-ческой воды. Соленость. Температура. | Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей. | ||
17 | Движение воды в океане. | Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения. | Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны. Обозначение на контурной карте теплых и холодных течений. | ||
18 | Подземные воды. | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. | Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды». | ||
19 | Реки. | Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек. | Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов. | ||
20 | Озера. | Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод | Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ. Сравнение озер текто-нического и ледникового происхождения. Описание озера или водохранилища. | ||
21 | Ледники. | Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. | Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашейстраны.. | ||
Атмосфера (7 ч) | |||||
22 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | Атмосфера— воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы. | Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. | ||
23 | Температура воздуха. | Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход темпера-туры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние темпера-туры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. | Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | ||
24 | Атмосферное давление. Ветер. | Понятие об атмосферном давлении. Измере-ние атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. Практикумы. 8. Построение розы ветров. | Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью. | ||
25 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. | Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков. Практикумы. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным | Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. | ||
26 | Погода. | Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. | Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облач-ности, характерных для своей местности. | ||
27 | Климат. | Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. | Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование. | ||
28 | Причины, влияющие на климат. | Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость клима-та от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа. | Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь. | ||
Биосфера. Географическая оболочка (4 ч) | |||||
29 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | Широтная зональность. Высотная поясность. | Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сооб-щений по теме «Охрана биосферы». Харак-теристика наиболее известных заповедников и национальных парков. Рассказы о представи-телях растительного и животного мира. | ||
30 | Распространение организмов в Мировом океане. | Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу. | Работа по группам: изучение жизни и деятель-ности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка сообщений. | ||
31 | Природный комплекс. | Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса | Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану. | ||
32 | Итоговая контрольная работа | . Обобщение знаний по теме года | Выполнение тестовых заданий. | ||
Население Земли (3 ч) | |||||
33 | Население Земли Человечество— единый биологический вид. | Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. | Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек. | ||
34 | Население Земли Человечество— единый биологический вид. | Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. | Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.). |
VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
География 6 класс
1. .Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие /составитель Курчина С.В..-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2013.-409 с.
2.Герасимова Т.П. География. Начальный курс.6 кл.: учебник. 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2014.-159
3. Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебникуТ.П.Герасимовой,Н.П.Неклюковой-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2014.-141с.
4.Жижина Е.А. Контрольно - измерительные материалы.География.6 класс.-2-е изд., перераб.- М.: ВАКО,2014.-112 с.
5. Карташева Т.А..География. Начальный курс.6кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс.6 класс» -М.: Дрофа,2014.-109с.
6. «Уроки географии Кирилла и Мефодия.6 класс», мультимедийное приложение
http: //www.weather.com
- http: //www.gao.spb.ru/russian
- http: //www.fmm.ru
- http: //www.mchs.gov.ru
- http: //www.national-geographic.ru
- http: //www.nature.com
- http: //www.ocean.ru
- http: //www.pogoda.ru
- http: //www.sgm.ru/rus
- http: //www.unknowplanet.ru
VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ:
Практикумы.1.
Изображение здания школы в масштабе
Цель: изобразить здание школы в масштабе.
Оборудование: планшет (лист фанеры или картона с приколотым на него листом бумаги А4), карандаш, линейка, рулетка.
Ход работы:
- Выберите масштаб, в котором вы будете изображать школу (рекомендуемый масштаб 1: 1000 или 12500).
- С помощью рулетки определите длину своего шага в сантиметрах. Приведите сантиметры в метры.
- Измерьте шагами длину каждой стены школы в метрах.
- Переведите метры в сантиметры и изобразите здание школы на планшете.
- Подпишите численный и именованный масштабы, в которых изображена школа.
- Оформите работу и сдайте её учителю.
Практикумы. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. Определение сторон горизонта по компасу.
Оборудование: план местности в атласе, транспортир, рабочая тетрадь, карандаш.
Ход работы:
Используя компас, определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.
- Определите, какой край местности является северным.
- Карандашом поставьте точку в центре плана местности. Это будет ваше местонахождение. В рабочую тетрадь выпишите все объекты, которые находятся от вас к западу, востоку, северу, югу.
- Выберите три пары изображенных на плане объектов и определите их взаиморасположение (Пример: родник находится к северо-востоку от карьера). Свои примеры запишите в тетрадь.
- Из точки в центре плана определите азимут на два любых объекта.
- Оформите работу и сдайте учителю.
Практикумы. 3.Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Цель: познакомиться с глазомерной, полярной и маршрутной съёмкой местности
Оборудование: компас, планшет, рулетка, карандаш.
Глазомерная - съёмка местности, проводящаяся простыми приборами, расстояния оцениваются на глаз.
Полярная – съёмка из одной точки
Маршрутная - съёмка при движении по маршруту.
Азимут- угол между направлением на север и на заданный предмет.
Ход работы
- Установить треногу, на которой прикреплён прибор угломер.
- При помощи компаса установить ноль на шкале в направлении на север, после чего угломер не вращают.
- Измерить азимуты и расстояния до заданных объектов и записать в карточку.
Основные пункты | Направление движения | Дополнительное задание | Азимут | Расстояние | |
В метрах | В масштабе | ||||
Пункт1 Пункт 2 Пункт 3 Пункт 4 Пункт5 | Определить азимут и расстояние до объектов дорога, дерево, школа, стадион, магазин т.п. |
Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Задачи:
• Отработать навыки работы с картой по определению географических координат
• Скорректировать методику определения координат
Работа с картой полушарий атласа. Определение географической широты следующих объектов:
Москва,Киев,Влк Котопахи,Влк Килиманджаро
Москва –550 с.ш., Киев - 510 с.ш.
Влк Котопахи -10 ю.ш., Влк Килиманджаро - 30 ю.ш.
Работа с картой полушарий атласа. Определение географической долготы следующих объектов:
Москва,Киев,Влк Котопахи,Влк Килиманджаро
Москва –370 в.д., Киев - 310 в.д., Влк Котопахи - 780з.д., Влк Килиманджаро - 370 в.д.
Географические координаты заданных точек
Москва –550с.ш., 370 в.д., Киев - 510с.ш., 310 в.д., Влк Котопахи -10ю.ш., 780з.д.
Влк Килиманджаро - 30ю.ш., 370в.д.
Определение географических координат
Работа с картой. Определение географических координат устья реки Нигер.
Алгоритм работы:
Определяем географическую широту:
1.Расположено к северу от экватора, следовательно, северная широта (с.ш.)
2. Расположено между параллелями 00 и 100.
3. Расположено на параллели 40.
4.Следовательно, координата устья реки Нигер – 40 с.ш.
Определяем географическую долготу:
1.Расположено к востоку от нулевого меридиана, следовательно, восточная долгота.
2. Расположено между меридианами 00 и 100.
3. Расположено на меридиане 60.
4. Следовательно, координата устья реки Нигер – 60 в.д.
Географические координаты устья реки Нигер - 40с.ш., 60 в.д.
Нахождение по заданным координатам географического объекта. Обучение.
Определите объект, который имеет географические координаты – 130ю.ш., 340в.д.
Алгоритм работы:
Находим географическую широту:
1.Найти экватор – определить, в каком направлении двигаться: к северу или югу.
2. Найти параллель с заданной величиной – мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной.
Находим географическую долготу:
1.Найти нулевой меридиан (Гринвичский) - определить, в каком направлении двигаться: к западу или востоку.
2. Найти меридиан с заданной величиной – мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной.
Находим географические координаты :
1.Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения.
2. В точке пересечения расположен искомый объект – озеро Танганьика.
Работа с картой полушарий атласа. Определите объекты, которые имеют следующие географические координаты:
40с.ш., 90в.д. – вулкан…
380с.ш., 770з.д. – город…
400с.ш., 440в.д. – вулкан…
220ю.ш., 430з.д. – город
40с.ш., 90в.д. – вулкан Камерун
380с.ш., 770з.д. – город Вашингтон
400с.ш., 440в.д. – вулкан Везувий
220ю.ш., 430з.д. – город Рио-де-Жанейро
Практикумы. 5. Составление описания форм рельефа.
Ход работы:
План описания гор:
1.На каком материке и в какой его части находятся горы;
2.Общее направление горной системы и её протяжённость;
3.Между какими географическим объектами (равнины, моря, океаны) находятся горы (по сторонам горизонта);
4.Вид гор по абсолютной высоте;
5.Крупнейшая вершина и её географические координаты.
План описания равнины:
На каком материке и в какой его части находится равнина;
Протяжённость равнины с севера на юг и с запада на восток;
Площадь равнины;
Между какими географическим объектам (равнины, горы, моря, океаны) находится равнина (по сторонам горизонта)
Вид равнины по абсолютной высоте.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод
Ход работы:
Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.
План описания реки:
Название реки;
Положение реки на материке;
Местоположение и географические координаты истока;
Общее направление течения;
Длина реки;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки;
Куда впадает река;
Вид устья и его географические координаты;
Использование реки человеком.
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Практикумы. 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
Ход урока:
1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта 2014 года в п. Хиславичи:
2.Какая температура была в 11 часов?
3.В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?
4.Определите суточную амплитуду температур.
5.Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2014 года.
6.Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью?
7.Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха
Внимание: не забудьте написать под таблицей все свои расчёты!
Практикумы. 8. Построение розы ветров.
РОЗА ВЕТРОВ, диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям. Длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений». «Роза ветров» дает наглядное представление о преобладании ветров различных направлений в данном пункте за определенный промежуток времени (месяц, сезон, год).
Цель работы: формирование представления о понятии «ветер», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра.
Оборудование: календарь погоды, карандаш, линейка, рабочая тетрадь.
Ход работы:
А. Используя данные календаря погоды за месяц (по усмотрению учителя), постройте розу ветров. Для этого:
1. Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта. Подпишите названия сторон горизонта.
2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в масштабе 1 клеточка (0,5 см) — 1 день количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку*.
3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений.
4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией.
5. В центре графика подпишите количество безветренных дней.
Б. По розе ветров определите преобладающие ветры.
Практикумы. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Месяц | Количество осадков, мм | Месяц | Количество осадков, мм |
январь | 20 | июль | 10 |
февраль | 15 | август | 50 |
март | 30 | сентябрь | 60 |
апрель | 35 | октябрь | 15 |
май | 40 | ноябрь | 10 |
июнь | 45 | декабрь | 15 |
Заполните схему: Виды атмосферных осадков
Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК)
Цель: • научиться проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды;
• описывать меры, направленные на охрану биосферы;
Ход работы
Описание природных комплексов местности.
План описания
Природный комплекс
1.Географическое положение 2. Характер поверхности и тип почвы
3.Воды, их расположение 4.Растительность 5.Животный мир
6.Изменение компонентов комплекса под воздействием человека 7.Мероприятия по охране
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио. Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.
Входная контрольная работа по географии 6 класс
1 вариант
- Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
а) Пифагор; б) Аристотель; в) Пифей; г) Эратосфен. - Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой по площади участок земной поверхности: а) глобус; б) географическая карта; в) план; г) аэрофотоснимок.
- Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю б) ЗВ в) СЗ г) ЮВ.
- Следствием осевого вращения Земли является
а) смена времён года в) смена дня и ночи
б) смена погоды г) смена времени
- Первое путешествие вокруг Африки совершили:
а) викинги; б) финикийцы; в) древние греки; г) индусы. - Река, ручей, озеро, море входят в состав:
а) атмосферы; в) биосферы;
б) гидросферы; г) литосферы. - Нижняя граница географической оболочки проходит:
а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) в литосфере; г) в мантии. - Сколько стран расположено на территории Антарктиды?
а) 1 б) 6 в) 12 г) ни одной
9.Расставьте материки Земли в порядке возрастания их площади:
а) Антарктида; б) Африка; в) Евразия; г) Австралия;
- Установите соответствие между названием материка и характерной его особенностью:
1) Евразия; а) Самый жаркий;
2) Африка; б) Самый холодный;
3) Антарктида; в) Самый большой;
4) Австралия; г) Самый маленький. - Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
а) компьютер; б) хлеб; в) песок; г) море; д) ручка; е) собака. - Кто совершил первое кругосветное путешествие?
- Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?
Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.
Входная контрольная работа по географии 6 класс
2 вариант
- На русский язык слово «география» переводится как:
а) землеочертание; в) земленачертание;
б) землеописание; г) земленаписание. - Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании:
а) рисунка земной поверхности;
б) фотографии, сделанной с поверхности Земли;
в) космического снимка;
г) фотографии, сделанной с высоты десятиэтажного дома. - Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю б) СВ в) СЗ г) ЮС.
- По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за:
а) сутки; б) месяц; в) год; г) день. - Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является
а) Марко Поло; б) Афанасий Никитин; в) Васко да Гама; г) Хр.Колумб. - Какая группа объектов природы входит в состав литосферы?
а) море, горы, равнины;
б) горы, муравей, облака;
в) возвышенность, горы, низменность;
г) облако, родник, овраг. - Верхняя граница географической оболочки проходит:
а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) литосфере; г) мантии. - Европу отделяют от Азии:
а) Уральские горы б) Кавказские горы в) Гималаи г) Тибет
9.Расставьте океаны в порядке увеличения их площади:
а) Тихий; б) индийский; в) Северный Ледовитый; г) Атлантический.
- Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории системой:
1) Евразия а) Гималаи;
2) Южная Америка; б) Аппалачи;
3) Северная Америка; в) Анды;
4) Австралия; г) Большой Водораздельный хребет. - Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
а) почва; б) телевизор; в) родник; г) портфель; д) дерево; е) одежда. - Кто открыл Америку?
- Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:
Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.
В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй — переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.
Ключ:
Вариант 1. 1г, 2в, 3б, 4в, 5б, , 6б, 7в, 8г, 9 габв, 10-1в,2а,3б,4г, 11вге, 12.Магеллан. 13.
Вариант 2. 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, , 6в, 7а, 8а, 9вбга, 1-1а,2в,3б,4г, 11авд, 12.Колумб, 13
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ первой части и второй части (№1-12) ставится 1 балл. За правильно названный метод в 13 вопросе (III часть) – 2 балла.Максимальный балл за работу – 15 балла. «3» получает работа с 5-8, «4» - с 9-12, «5» - с 13-15 баллами
СПЕЦИФИКАЦИЯ
входной контрольной работы по географии 6 класс
1. Назначение КИМ итоговой контрольной работы.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения шестиклассниками Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание итоговой работы определяется на основе документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Отбор содержания, подлежащего проверке в итоговой работе осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования. В каждый вариант включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса Введение в географию и выполнение основных требования к уровню подготовки восьмиклассников.
4. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 14 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса. Работа содержит 9 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 1 задание на определение правильного порядка географического явления, 1 задание на сопоставление, 1 задание с выбором трех правильных ответов из 6, 1 задание с кратким ответом, 1 задания на выявление географического метода по описанию.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы.
Определить правильные порядок географического явления.
Сопоставить.
Выбор 3 правильных ответов из 6.
Дать краткий ответ 3
Часть III
1 сложное
2
Определить географические методы по описанию.
5. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 6 блоков обязательного минимума содержания образования.
Первый блок включает задания №1, 14, по теме «Наука география». Второй – задания №2-4 по теме «Земля и ее изображение». Третий – задания №5, 13 по теме «История географических открытий». Четвертый – задания №6, 9-11 по теме «Путешествие по планете Земля». Пятый – задания №7, 8, 12 по теме «Природа Земли».
Проверочная работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания Iчасти (1-9) позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений. Во II части представлены задания (10-12), в которых необходимо сделать множественный выбор или дать краткий ответ. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях. Сложное задание III части (13) направлено на проверку умения определять географический метод по описанию.
Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности.
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
Работа включает в себя 64% простых заданий, 29% средней сложности и 7% сложных.
8. Время выполнения работы.
На выполнение проверочной работы отводится 45 мину.
9. Число вариантов в работе.
Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.
Ключ:
Вариант 1. 1г, 2в, 3б, 4в, 5б, 6б, 7б, 8в, 9г, 10габв, 11-1в,2а,3б,4г, 12вге, 13.Магеллан. 14.
Вариант 2. 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6в, 7в, 8а, 9а, 10вбга, 11-1а,2в,3б,4г, 12авд, 13.Колумб, 14
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За каждый правильный ответ первой части и второй части (№1-13) ставится 1 балл. За правильно названный метод в 14 вопросе (III часть) – 1 балл, всего 2 балла. Максимальный балл за работу – 15 балла. «3» получает работа с 5-8, «4» - с 9-12, «5» - с 13-15 баллами.
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете от 26.04.2019г. №5 | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Иозефовская ОШ» от 26.04.2019г. № 20- ОД |
Директор___________/Г.М.Петракова/
Итоговая контрольная работа по географии для учащихся
6-х классов
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Итоговой контрольной работы по географии для учащихся
6-х классов
1. Назначение КИМ
Контрольно-измерительный материал позволяет определить уровень подготовки учащихся за курс 5 класса в объёме обязательного минимума содержания образования Государственных образовательных стандартов второго поколения.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования").
Варианты сформированы на основе и с использованием географических пособий (рабочие тетради, экспресс -диагностика), доступные школьникам, родителям.
Тексты заданий соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включённых в Федеральный перечень.
3. Структура КИМ
Контрольная работа состоит из двух частей и включает в себя 16 заданий, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.
Часть первая содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верный только один. В бланке ответов фиксируется только номер правильного варианта ответа.
Часть вторая содержит 4 задания, с ответом в виде числа.
4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
Распределение заданий по частям работы
№ | Часть работы | Число заданий | Максимальный балл | Тип заданий | Процент максимального первичного бала за задания данной части от максимального первичного бала за всю работу, равного 21 |
1 | Часть 1 | 12 | 12 | Задания с выбором ответа | 62 |
2 | Часть 2 | 4 | 10 | С ответом в виде числа | 38 |
Итого: | 16 | 22 | 100 |
Распределение заданий экзаменационной работы по видам умений и способам деятельности показано в таблице 2.
Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы
по видам умений и способам действий
Основные умения и способы действий | Коли- количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания от максимального первичного балла за всю работу, равного 18 |
Требования «Знать/понимать» | 12 | 12 | 52,5 |
Требования «Уметь» | 4 | 10 | 47,5 |
Итого: | 16 | 22 | 100 |
5) в работе используются задания базового, повышенного и высокого
уровней сложности. Задания базового уровня имеют планируемый процент
выполнения 50–90; повышенного уровня 9,5; высокого – менее 40.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице 3.
Таблица 3. Распределение заданий по уровням сложности
№ задания | Проверяемые требования (умения) | Коды проверяемых тре-бований (умений) (по КТ) | Коды проверяемых элемен-тов содер-жания (по КЭС) | Уровень сложнос ти | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выпол нения задания |
Часть 1 | ||||||
1 | Знать и понимать геогра-фические особенности природы материков и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных террито-рий и акваторий; результаты выдающихся географических открытий и путешествий | 1.6, 1.3 | 1.1–5.6 | Б | 1 | 1 |
2 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | 2.4.3 | Б | 1 | 2 |
3 | Литосфера. Состав и строение. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. | 2.2; 2.7; 7.2.6 | 1.8.1; 1.8.2 | Б | 1 | 2 |
4 | Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах | 1.4 | 2.2 | Б | 1 | 2 |
5 | Атмосфера. Гидросфера | 2.4; 2.5 | 1.8.1 | Б | 1 | 2 |
6 | Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. | 2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2; 7.2; 7.4.3–7.4.5 | 2.2; 2.7; 3.2 | П | 2 | 2 |
7 | Географические модели. Географическая карта, план местности | 1.1 | 2.8 | В | 2 | 5 |
8 | Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. | 2.2; 2.4–2.7; 3.3; 3.4; 4.2–4.4; 5.2; 7.2; 7.4.3–7.4.5 | 2.2; 2.7; 3.2 | П | 2 | 2 |
9 | Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений | 2.2 | 2.6, 3.3, 5.3, 5.5 | В | 2 | 5 |
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 18 |
Базовый | 12 | 12 | 53,5 |
Повышенный | 2 | 6 | 9,5 |
Высокий | 2 | 4 | 37,0 |
Итого: | 16 | 22 | 100 |
6) Время выполнения контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
7) Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении данной работы дополнительных материалов и оборудования не требуется. Пользоваться атласом, калькулятором можно.
8) Рекомендации по подготовке к контрольной работе
Повторить теоретический материал по географии за курс 6 класса.
9) Система оценивания отдельных заданий и контрольной работы в целом
Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с кратким ответом(1-12) оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется (13-14) оцениваются в 2 балла, (15-16) в 3 балла каждый.
Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 22
10) Критерии оценивания
20-22б---«5»; 15-19б.— «4»; 11-14б -«3»,менее 10баллов «2»
КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
Вариант 1
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
ответ | А | 1Б; 2А;3Г | А | а | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 400м | 320 | -30 | 58,8% |
оценивание | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Вариант 1
Инструкция для учащихся
В работе все задания распределены на 2 части. Внимательно читай задания! Если ты не знаешь, как выполнить задание, то пропусти его и переходи к следующему. Пропущенные задания можешь ещё раз попробовать выполнить, если останется время. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным. Правильные ответы необходимо занести в бланк ответов. На выполнение работы отводится 40 минут. Желаем успеха!
Часть 1
- В Средневековье мореплавание в Индийском океане первыми начали:
А) арабы Б) испанцы) В) англичане Г) португальцы
- Установите соответствие между исследователем и территориями, которые он исследовал.
исследователь | территория |
1. Х. Колумб | А.Центральная Азия, Китай |
2. М. Поло | Б.Саргассово море, Багамские острова |
3. Б. Диаш | В.Камчатка, Аляска |
Г.Мыс Доброй Надежды |
- Карта какого масштаба самая подробная и точная для данной территории:
А) 1 : 10 000 Б) 1 : 50 000 В) 1 : 70 000 Г) 1 : 200 000
- Каким параллелям соответствуют линии тропиков на карте:
А) 23° широты Б) 66° широты В) 45° широты Г) 90° широты
- Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте Евразии буквой А?
1)60º с.ш. 40º з.д. 2)40º с.ш. 60º в.д. 3)40º с.ш. 60º з.д. 4)60º с.ш. 40º в.д.
- Какая из перечисленных горных пород относится к группе осадочных пород органического происхождения?
1) глина 2) гранит 3) мел 4) базальт
- Для какой из перечисленных природных зон характерны подзолистые почвы?
- Тайга 2) Степь 3) Полупустыня 4)Тундра
- От чего происходит нагревание воздуха?
1) от солнечных лучей; 2)от поверхности Земли; 3)от поверхности океана; 4)от поверхности суши.
- Какова главная причина образования ветра?
1) атмосферное давление; 2) температура воздуха;
3) разница в атмосферном давлении; 4) угол падения солнечных лучей.
- Направления каких ветров показано на схеме?
- Муссоны 2) западные ветры 3) бризы 4) пассаты
- Река Урал относится к бассейну
- Атлантического океана 2) Индийского океана 3) Тихого океана 4) внутреннего стока
- Для какого материка характерно наибольшее разнообразие природных зон?
- Австралии 2) Евразии 3) Антарктиды 4) Южной Америки
Часть 2
Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.
- Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Ответ: __________ м.
- Определите по карте азимут, по которому надо идти от школы до дома лесника. Ответ запишите цифрами.
- Ответ: ______ градусов.
15. Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте 9 км, а у земной поверхности температура составляет + 24°С?
16 1м3 воздуха при температуре + 20° С может вобрать 17 г воды, а фактически в нем содержится 10 г воды. Какова относительная влажность воздуха?
Абсолютная плотность водяного пара ρ — это масса воды (водяного пара) в 1 м3.
Максимальное количество воды (водяного пара), которое может содержатся в 1 м3 воздуха при заданной температуре называется плотностью насыщенного пара ρн..
Относительня влажность ϕ воздуха рассчитывается по формуле:
ϕ = (ρ / ρн) * 100% = (10 г/м3 / 17 г/м3) * 100% = 58,8%.
Ответ: Относительная влажность ϕ = 58,8%.
Известно, что температура воздуха понижается с высотой: на каждый километр высоты на шесть градусов по Цельсию. Если температура воздуха у поверхности земли равна плюс двадцать четыре градуса, то на высоте девять километров она будет равна минус тридцать градусов. Это разница между температурой у поверхности и температурой на высоте девять километров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...