конспект урока в 5 классе
методическая разработка по географии (5 класс)
Путешествие к центру Земли - увлекательно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_geografii_5_kl_puteshestvie_k_tsentru_zemli.docx | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Путешествие к центру земли.
Тип урока: урок изучения нового.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами, слагающими земную кору.
Задачи:
Образовательные:
- изучить внутреннее строение Земли.
- сформировать понятия : литосфера, ядро, мантия, земная кора,горные породы и минералы.
Развивающие:
- продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», иллюстрированный материал).
- способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию коммуникативности, любознательности.
- развитие эстетической и природоохранной культуры.
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы работы: интерактивные (АМО «Улыбнёмся друг другу» Немой фрагмент, Закончи предложение, ), проблемно-эвристический, наглядно – иллюстративный, объяснительно -иллюстративный, частично – поисковый.
Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы, минералы.
Результаты урока: формирование представлений о земной коре, горных породах и минералах.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- мультимедийная презентация,
- коллекция «Горные породы и минералы»,
- учебник И.И.Баринова, А.А.Плешаков «География. Начальный курс»5 класс,
- иллюстрированный материал,
- раздаточный материал,
- видеофрагмент “ Путешествие в центр Земли”,
- маршрутная карта.
Использование ЦОР: Презентация учителя.
Планируемый результат: Учащиеся знают внутреннее строение Земли, называют что такое горные породы и минералы.
Планируемые образовательные результаты
В результате сотрудничества обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, мантия, земная кора, литосфера, горная порода, минерал, полезные ископаемые, объяснят отличие горной породы от минерала.
Личностные
- формирование познавательного интереса к предмету изучения;
- формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;
Метапредметные:
Познавательные –
- находить в учебнике достоверную информацию;
- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;
- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные-
- Выполнять учебное задание в соответствии с планом;
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные-
- Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
- Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные:
- Объяснять своими словами суть основных понятий;
- Описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения её недр;
- Называть отличие горной породы от минерала,
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Учебник География. Начальный курс.5 класс. Авторы: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Издательство Москва, Дрофа», 2014г.
2. Материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Н.И.Сонин, С.В.Курчина)
3. Мультимедийная презентация
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствует учащихся.
-Здравствуйте, ребята.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
Улыбнитесь друг другу ,пожелайте хорошего настроения .Спасибо.
Учитель Ребята отгадайте загадку
Атмосфера и вода, Слайд №1
Солнце, тёплые ветра,
Круглая, вращается,
Как называется?
Ученики :(Земля)
Учитель -Что вы знаете о нашей планете Земля?
Ученики : круглая , имеет форму шара………..
Учитель : Правильно , молодцы
Учитель Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о строении планете - Земли?
Ученики (Да /нет).
Учитель :Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Вы любите путешествовать?
Ученики Да !
Учитель Давайте сегодня мы отправимся в увлекательное виртуальное путешествие.
Учитель :А поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого на парте .
Учитель : Обратите внимание на слайд Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация? Слайд 2
Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель Кто догадался, какую тему урока нам сегодня предстоит изучить? Ученики (Внутреннее строение Земли) Слайд 3
Учитель - Запишите тему урока в карту-маршрут.
Учитель- Путешествие в центр Земли реальность или фантастика? Слайд 4
Ответить на вопрос мы постараемся в конце нашего путешествия.
Учитель -А сейчас давайте представим на минутку, что мы погружаемся в недра Земли.Что мы там увидим? Видео 1 Слайд 5
Ученики Все это подземные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности.
Учитель Какую цель вы перед собой поставите сегодня на уроке? Чему вы должны научиться? Что мы должны узнать о строении Земли? Слайд 6
Ученики : изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами
Какие средства нам помогут достичь этих целей
Ученики Учебник , ручка , ………….
Учитель: Совешенно верно :цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами
А поможет нам в изучении внутреннего строения земли , следующий план работы :
План : слайд 7
- Внутреннее строение земли.
- Строение ядра.
- Строение мантии.
- Земная кора и ее строение. Метод бурения.
- Рельеф.
Учитель -Предлагаю отправиться в путь.
Но мы должны определить маршрут движения.
Вам предстоит просмотреть немой видеофрагмент. В нем наш маршрут.
Внимание на экран. Видео 2 Слайд 8
-Озвучьте маршрут вначале друг другу в паре, а потом всему классу.
Запишите его в карту-маршрут.
Учитель Сегодня вы работаете в карте-маршрута. . В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших картах (пустые таблицы выданы всем учащимся).
Остановка Ядерная .
Учитель– Наш корабль находится в самом центре Земли. Что же у Земли внутри? (Показать модель «Внутреннее строение Земли»)
Ученики Ядро , мантия, земная кора
Учитель Давайте более подробно , познакомимся с каждым из составляющих частей земли
Учитель Начнем наше путешествие из самого центра Земли, которое называется ЯДРО. Ядро Земли - пока загадка для науки.
Учитель Из каких источников мы узнаем о ядре
Ученики . В учебнике
Учитель На стр 94 найдите , кто быстрее найдет о ядре
Ученики Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)
Учитель Запишем это в таблицу.( проверяем) Слайд 9
Остановка Мантия
– Учитель Наш корабль исследует далее недра Земли.
Проходит немного времени, и мы вступаем в новый, чрезвычайно толстый слой
– Учитель Какой следующий слой встречается нам на пути?
Ученики (Мантия)
Учитель Из каких источников мы узнаем о мантии
Ученики . В учебнике
Учитель На стр 94 кто быстрее найдет , где говорится о мантии
Ученики – Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.
Учитель Запишем это в таблицу.(проверяем ) Слайд 10
Остановка Земная кора
– Учитель Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Учитель Какой следующий слой встречается нам на пути?
Ученики (Земная кора)
Учитель Из каких источников мы узнаем о земной коре
Ученики . В учебнике
Учитель На стр 94-95 кто быстее найдет , где говорится о земной коре
Ученики– Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это твёрдая оболочка
Учитель Земная кора- верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ
Учитель Запишем это в таблицу.( проверяем )Слайд 11
Учитель проверяем действительно мы правильно исследовали
Просмотр видеофрагмента. Видео Слайд12
Учитель Земная кора- верхняя часть твердой оболочки Земли . Ее называют литосфера На поверхности земной коры встречаются неровности Рельеф –это все неровности земной поверхности. Слайд 13
Учитель: Ребята вы не устали?
Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку. Слайд 4
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим
и для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу.
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки!
Хоть приятно разминаться.
Вновь поря нам заниматься!
Остановка Горная Слайд 15
Учитель На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги. Из ее недр добываем полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена она лучше.
_ Учитель Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более полными?
Ученики Узнать, из чего состоит земная кора?
Учитель - Предположите, из чего же она состоит?
Ученики. Камней . Горных пород .
Учитель Молодцы Действительно , наша земная кора состоит из горных пород
- Учитель Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»? Разве камни есть только в горах?
Учитель Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен, когда руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного) дела. С тех пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной горы и Даниле мастере Бажова Павла Петровича («Малахитовая шкатулка»)
Учитель Горные породы – породы, слагающие земную кору. Слайд 16
И горные породы разделяются на 3 группы
Учитель ( на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические, метаморфические). Слайд17,18,19,20,21
- Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые лежат у Вас на столах.
Учитель- Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие разноцветные?
(предполагают: из разных веществ состоят.)
Ученики- Правильно, но эти вещества называют минералами.
Минералы – тела природы, входящие в состав горных пород. . Слайд 22
Учитель: Горные породы могут состоять из одного минерала и нескольких минералов. Слайд 23
Учитель :Есть породы, состоящие из одного минерала (кварц из кварца)
Породы, состоящие из нескольких минералов (гранит из кварца, слюды, полевого шпата)
-Можно ли отличить горные породы? (По цвету, блеску, прочности, твердости)
-Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными ископаемыми. Слайд24
Учитель -Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно, они есть и в нашей местности
Учитель. Какие вы знаете полезные ископаемые, которые добывают в нашей местности? Ученики ( , речной песок, карьерный песок, глина .)Слайд 25,26
Учитель -Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное отношение к использованию их. Вы со мной согласны? Почему?
Ученики отвечают
Учитель – Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
Слайд 27,28,29
Учитель –Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате
- бурения скважин. (Кольская сверхглубокая скважина, глубина которой более 15 км.Бурили её не ради разведки или добычи полезны ископаемых, а чтобы изучить древнейшие породы нашей планеты и познать тайны идущих в них процессов.)
- Изучить строение земной коры помогают шахты, которые роют для добычи полезных ископаемых.
- полезных ископаемых.
- Познать глубокие недра позволяет наука сейсмология – наука о землетрясениях.
- и космический метод, который основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса.
Земная кора состоит из ПЛИТ, которые постоянно находятся в движении. Слайд 30
Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).
- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)( будем изучать в 7 классе) Слайд 31
Остановка Возвращение домой
Учитель: Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли
Учитель Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
-– Учитель . Как вы думаете, путешествие внутрь земли: реальность или фантастика – Почему? Слайд 32
Ученики (Давление, температура)
Закрепление
Ребята! У каждого из вас карта маршрута , они полностью заполнены
Какие вы молодцы , я надеюсь , что эти знания вам в жизни пригодятся
На слайде есть перечень характеристик внутренего строения земли выбрать то ,что принадлежит строению земли ( ответить да/нет ) Слайд 33,34
1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)
2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)
3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)
4. Слово «рельеф» в переводе с греческого языка означает «покрывало». (нет)
5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)
6. Земная кора и верхняя мантия образуют – литосферу. (да)
7. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)
Рефлексия Подведение итогов
Продолжи предложение… Слайд 35
- Сегодня я понял……
- Теперь я могу…….
- Я приобрёл……
- Меня удивило……
- Я попробую……
- Мне захотелось……
Учитель А кто из вас хотел бы совершить это путешествие еще раз?
Ученики (я..)
Учитель Тогда я предлагаю вам найти и прочитать книгу Жюль Верна. «Путешествие к центру земли» Слайд 36
Д/з п20 стр94-98 Слайд 37
- Оценка работы
- Учитель: Спасибо за работу!
- Урок окончен, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...