урок "Ноосфера- оболочка безопасности"
методическая разработка по географии (7 класс)
Интегрированный урок в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_uroka.doc | 516 КБ |
prezentatsiya.ppt | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий уроков 1-2. в 7 классе
Тема урока: «НООСФЕРА – ОБОЛОЧКА БЕЗОПАСНОСТИ»
учитель географии Михайлова Е.В.
Интегрированный урок по географии, основам безопасности жизнедеятельности и информатике.
Цель:
- обобщить умения, знания, полученные учащимися при изучении географии, ОБЖ, информатики;
- развивать умение применять полученные знания при решении новых задач;
- развивать способности коллективного поиска ответов на вопросы.
Задачи:
- Найти соответствие природных оболочек Земли стихийным бедствиям, а также взаимосвязь стихийных бедствий друг с другом.
- Отметить на контуре каждого материка места, где стихийные бедствия происходят наиболее часто, и указать причины этих опасных природных явлений (ОПЯ).
- Разъяснить действия населения при угрозе и во время опасных природных явлений.
Оборудование: атласы, раздаточный материал (карточки с заданиями, контуры, фломастеры, магниты), ТСО (ПК, проектор, экран, колонки), подготовленное учащимися домашнее задание «Самое-самое на материке», выполненное в PowerPoint.
План урока
- Вступление.
1. Определение задач урока
- Решение поставленных задач.
1.Активизация знаний по теме
2. Работа в группах по разноуровневым карточкам.
3. Презентация домашнего задания и работы в группах на уроке.
- Подведение итогов.
Методы и формы учебной деятельности: решение учебных задач путем индивидуальной, коллективной, парной, групповой работы.
Роль учителя при этом заключается в управлении процессом обучения, консультировании и коррекции.
- Начинает урок учитель географии. Учитель информатики демонстрирует подготовленный материал учителями и учащимися с помощью ПК и проектора. Учитель ОБЖ фиксирует результаты ответов учащихся.
Сегодняшний урок является интегрированным и обобщающим изучение тем по географии, основам безопасности жизнедеятельности и информатике. Мы работаем в пяти группах (Африка, Австралия, Северная и Южная Америки, Евразия), а также – индивидуально.
Постарайтесь собрать как можно больше жетонов за ответы. В конце урока подведем итоги.
С 1863 по 1945 годы жил и творил удивительный человек, геолог, химик, биолог. Основоположник биохимии, создатель учения о ноосфере Владимир Иванович Вернадский.
Нам предстоит ответить на один из вопросов, поставленным Вернадским перед XX веком «Существует ли связь между природными катастрофами и деятельностью человека?». (слайд 1)
- Как вы считаете, какие вопросы нам необходимо осветить, чтобы решить данную проблему?
Вопросы (выписать на доску):
1. Что такое природная катастрофа?
- Районы проявления природных катастроф.
- Причины возникновения опасных природных явлений.
- Что делать в случае их возникновения?
- Есть ли связь между опасными природными явлениями и человеком?
- Ноосфера – оболочка разумного влияния человека на природу.
1. Учитель географии: - Что такое природа? (связь оболочек) (слайд 2)
- Каких? (на доску вывешиваются карточки с названиями оболочек) - Природа – естество – это то, что нас окружает. За время существования Земли – геологическое время – природа изменялась не только постепенно, но и резко из-за катастроф, вызванных внешними и внутренними силами.
Учитель ОБЖ: - Что такое катастрофа или опасное природное явление?
- Найдите соответствие ОПЯ природным оболочкам. Для этого внимательно прочитайте список ОПЯ
Список ОПЯ (к списку прилагаются карточки с названиями ОПЯ)
Землетрясения
Засуха
Снегопады
Айсберги
Вулканизм
Град
Сокращение видового разнообразия
Оледенение
Тайфуны, бури, смерчи, ураганы
Наводнения
Цунами
Оползни, сели, обвалы, лавины
Ливни
- Соотнесите их с оболочками Земли, прикрепите карточки напротив названий оболочек.
- Есть ли среди ОПЯ те, проявления которых зависят от нескольких оболочек? (Да, есть)
Учитель ОБЖ: - Самыми страшными по последствиям для человека и природы являются наводнения, цунами, землетрясения, оползни, обвалы, сели, ураганы, торнадо. При просмотре видеосюжетов обратите внимание на причины, влияющие на образование этих ОПЯ (презентация, выполненная в оболочке Кирилл и Мефодий).
2. Работа в группах по карточкам. (слайд 2)
Инструктаж работы в группах:
I задание
- Рассмотрите картосхемы с выделенными районами наиболее часто встречающихся опасных природных явлений.
- На контуре своего материка таким же условным знаком, как и на картосхеме, отметьте те районы, в которых опасные природные явления проявляются наиболее часто.
II задание
Решение ситуационных задач (каждая группа выбирает по жребию)
- Внимательно прочитайте текст задачи.
- Выберите правильные ответы, расставьте их в необходимой последовательности.
- Результат озвучьте после прочтения задания.
- Трое друзей выехали на рыбалку. Взяли удочки, надувную лодку, запас продуктов питания. Река находится в 15 км от города. На берегу реки на небольшой возвышенности они расположились на ночлег. Развели костер и легли отдохнуть. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: "Подъем! Вода прибывает!" Вокруг места ночлега много воды, река вышла из берегов. Невдалеке, метрах в 150 холм, на котором видны какие-то постройки. Каковы ваши дальнейшие действия людей и их очередность:
а) сесть в лодку и поплыть по течению реки до ближайшего поселка;
б) сесть в лодку, сделать самодельный якорь, чтобы лодку не сносило, и оставаться на месте, ожидая помощь;
в) сесть в лодку, доплыть до холма, где видны постройки;
г) около холма сориентироваться, в какой стороне расположен ближайший поселок, и плыть до него;
д) залезть на постройку и оставаться там до схода воды;
е) развести костер для привлечения внимания;
ж) вывесить на шесте свои рубашки или другое цветное полотнище для привлечения внимания спасателей.
- Представьте, что вы житель Дальневосточного побережья России, находитесь около дома и помогаете родителям по хозяйству. Неожиданно раздались гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается приход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жителям поселки предлагается покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном пункте для эвакуации. Каковы ваши дальнейшие действия и их очередность:
а) закроете двери в поспешите на сборный пункт;
б) зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами;
в) возьмете необходимые вещи, документы и направитесь на сборный пункт;
г) укрепите двери и окна нижних этажей; сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре;
д) спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами;
е) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак;
ж) откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через помещение, причинив минимум ущерба дому;
з) отключите воду, газ, электричество;
и) воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько километров в море, где переждете цунами.
- Предположите, что во время землетрясения вы не успели эвакуироваться из квартиры, которая расположена на втором этаже пятиэтажного дома. Здание получило серьезные повреждения, частично разрушено. Вы попали под завал, нога придавлена упавшей конструкцией. Ногу вы освободили, шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;
б) будете разгребать завал в сторону выхода из помещения;
в) окажете себе посильную помощь, растирая придавленную ногу;
г) попробуете подойти к оконному проему;
д) постараетесь установить подпорки под конструкции над вами;
е) если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг;
ж) постараетесь найти теплые вещи или одеяло и укрыться.
- Вы проживаете в селеопасном районе. Находясь дома, услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;
б) выйдете из здания и направитесь в безопасное место;
в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия;
г) закроете все двери, окна;
д) предупредите соседей об угрозе селя;
е) будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении;
ж) будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;
з) укроетесь в погребе.
- Находясь на улице, вы увидели, что приближается буря. До ближайшего дома примерно 100 м. Времени укрыться в доме или других постройках у вас фактически нет. Неподалеку от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:
а) внимательно, но быстро определите расстояние до границы бури;
б) быстро рассчитаете время, когда буря приблизится к вам;
в) прыгнете в канаву, ляжете на дно и прижметесь к земле;
г) забежите и спрячетесь за угол первого попавшегося на пути здания;
д) будете ждать, когда утихнут порывы ветра;
е) перебежите и спрячетесь под деревом;
ж) перебежите в дом и укроетесь в нем.
III задание
- Среди выданных карточек, найдите те, в которых указаны причины возникновения опасного природного явления, описанного в вашей ситуационной задаче. Обратите внимание на проявление причинно-следственных связей, вызывающих опасное природное явление.
Причины возникновения ОПЯ: (на карточках)
Взрывные работы
Обвалы, оползни, сели
Ураганы, бури, штормы
Обрушение подземных карстовых пород или подземных выработок
Строительство сооружений и коммуникаций на склонах
Уничтожение растительности на склонах
Переувлажнение склонов осадками
Обильные осадки или быстрое таяние снегов
Разрушение дамб, плотин (в том числе умышленное)
Колебание почвы (землетрясение, взрывы, вулканизм)
Разный нагрев земной поверхности
Тектонические процессы
Разность атмосферного давления
Падение космических тел
Трещины, разломы горных пород
Один из учащихся прикрепляет магнитами к доске карточки с причинами, учитывая последовательность их влияния. Другой отвечает на следующие вопросы:
- Влияет ли человек и его деятельность на образование опасного природного явления?
- Может ли человек остановить, предотвратить это опасное природное явление?
- На каком из материков данное опасное природное явление проявляется наиболее часто? Чем вы это объясните.
Пока идет работа в группах учителя консультируют учащихся. Звучит музыка. (DJ Trix – I like you)
3. Презентация домашнего задания и работы в группах на уроке.
Учащиеся представляют материки и демонстрируют презентацию домашних заданий «Самое-самое на материке». Результат выполнения задания №1 «Инструктивной карточки» и № 3/1 крепится магнитами к доске.
Результаты выполнения заданий №2 и №3 озвучиваются учащимися с места. Одновременно демонстрируется презентация Кирилл и Мефодий (без звука).
Учитель географии: - Внимательно посмотрите на контуры материков с выполненным заданием размещения основных районов проявления ОПЯ. На каком из материков ОПЯ проявляются чаще? Почему? (Евразия. Большие размеры, численность населения)
- При выполнении заданий, вы, наверное, обратили внимание на то, что не рассматривались ОПЯ, связанные с биосферой. Хотя именно живые организмы изменяют облик Земли, влияют на жизнедеятельность людей. Почему? (т.к. биосфера и ее ОПЯ сильнее других оболочек зависят от взаимосвязей с другими оболочками и деятельностью людей. Эти связи очень сложны).
- В.И. Вернадский в своей работе «Несколько слов о ноосфере» писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». Ученый убежден, что ноосфера – «сфера разума» - захватит и космическое пространство. Человечество освоит Вселенную так же, как освоило и свою разумную планету. Вернадский верил, что «Сфера разума» направит силы человечества на добро, а не на самоуничтожение.
(слайд 3)
Учитель географии: - Кто-то из вас знаком с содержанием книг Эрнста Мулдашева «Город богов» и др. В них автор связывает расположение известных всему миру древнейших построек Стоунхенджа, Египетских пирамид, пирамид Северной Америки, изваяний острова Пасхи и др. с четкими треугольниками, защищающими биополе Земли не только от результатов деятельности людей, но и от их негативной энергетики (злости, ненависти, ужасов, страхов, зависти). Вызывающее поведение, как снежный ком обрастает негативной энергетикой, которая, по мнению Эр. Мулдашева и древних, может сместить даже полярность Земли и привести к самоуничтожению цивилизации.
Графический результат работы современных исследователей - «Дуга нестабильности». И кто знает, не мстит ли нам природа в этих районах.
- Возвращаясь к началу урока, сможете ли вы ответить на вопрос, поставленный В.И. Вернадским, существует ли связь между катастрофами и деятельностью людей? (да, существует)
(слайд 4)
Учитель географии: - Какие из прикрепленных напротив каждого ОПЯ причин являются антропогенными? Назовите ОПЯ, проявления которых не зависит от деятельности людей. (Тайфуны, бури, смерчи, ураганы).
Итак, связь между ОПЯ и деятельностью людей существует. Она как прямая, так и обратная.
Стихотворение «ЗАКЛИНАНИЕ С ПОЛЮСА» (М. Дудин)
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку над стеблем повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Ноосфера – это оболочка без катастроф и экологических проблем, это сфера безопасности. Затронутые темы очень глубоки, к ним мы неоднократно будем возвращаться, но помните: всё, что происходит на Земле и с Землей, зависит и от людей.
- Подведение итогов.
(слайд 5)
- Справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока.
- Кто считает, что на уроке сделал все, что мог? Кто работал не в полную силу?
Учитель ОБЖ: - Выйдите к доске ребята, которые считают свою работу недостаточной на уроке. Я предлагаю собрать из отдельных букв ключевое слово, обозначающее то, о чем человечество должно помнить постоянно. (Ребята собирают из букв слово «БЕЗОПАСНОСТЬ»)
- Безопасность – самое главное условие существования современной цивилизации.
- По количеству заработанных жетонов учащимся выставляются оценки за урок.
МЫ СЕГОДНЯ ХОРОШО ПОРАБОТАЛИ. СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Существует ли связь между природными катастрофами и деятельностью человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географическая оболочка
Урок географии в 6 классе....
Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar
Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...
Дистанционный урок по алгебре 7 класс в дистанционной оболочке Moodle
Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учеб...
Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"
Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...
Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"
Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...
Конспект урока по географии для 6класса "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки"
Конспект урока по географии для 6 класса на тему: "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки", дополнттельный материал....
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...