Урок 1-2. Рельеф. Полезные ископаемые Ставропольского края.
методическая разработка по географии (8 класс)
Урок в теме "Ставропольский край"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef_i_poleznye_iskopaemye_stavropolskogo_kraya.docx | 85.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий уроков 1-2. в 8 классе
Тема: Ставропольский край. Рельеф. Полезные ископаемые.
учитель географии Михайлова Е.В.
Цели и задачи урока:
- На примере края рассмотреть особенности рельефа и полезных ископаемых, их образование, развитие (во времени и пространстве), взаимосвязь с человеком.
- Продолжать формирование умения работы с контурными картами, учебником, давать характеристику компонента природы по типовому плану.
- Создание условий для усвоения учащимися, программы на разных уровнях сложности содержания обучения.
Оборудование: карты 1) России (административная);
2) Ставропольского края (физическая);
3) Проектор, экран;
- Шаблоны;
- Учебник «Физическая география Ставропольского края - 8 класс» В.В. Савельева, В.А. Шальнев, А.К. Серебряков и др., Ставрополь СКИПКРО
ПЛАН УРОКА
Активизация знаний.
- Постановка учебных задач.
- Решение учебных задач. Рассмотреть особенности:
- Рельеф:
а) размещение;
б) высоты;
в) происхождение;
- Полезные ископаемые:
а) размещение;
б) условия образования;
- Взаимосвязь с человеком.
- Основные направления охраны и рационального использования полезных ископаемых.
ХОД УРОКА
- Активизация знаний
- Почему изучение Ставропольского края мы начали с изучения его географического положения (ГП)?
- По какому плану дается характеристика географического положения?
- На доске представить картосхему, характеризующую географическую географическое положение Ставропольского края (придерживаясь плана).
- Проверка выполнения задания на доске.
- Работа в группах по вопросам стр. 11 указанного учебника
- Постановка учебных задач
- Что необходимо изучить после ГП? Почему? В какой последовательности? Что такое рельеф?
- Почему история исследования Ставропольского края нами не изучается? (дополнительный вопрос).
- Решение задач.
1. Объясните схему:
2. Вспомните особенности рельефа и силы, влияющие на его формирование. Заполните схему.
- Ответьте на вопрос: «Чем представлен рельеф края?»
- Работа с контурами края, стр. 13, рис.4 указанного учебника
Работа в группах.
Дайте характеристику Ставропольского края по плану:
а) расположение, название форм рельефа;
б) преобладающие минимальные, максимальные высоты.
1 и 5 группы - низменности;
- - возвышенности;
- - предгорья;
4 группа - средневысотные горы;
в) (* - задание повышенной сложности)
* Сравнив карты-схемы рельефа (стр.13, рис.4) с тектонической (стр.17 учебника, рис.5), объясните особенности рельефа в крае?
По указанному учебнику стр. 17 - Скифская плита. Кавказская складчатая область, Предкавказская зона краевых прогибов.
Современный рельеф - результат взаимодействия внешних и внутренних сил. (Об особенностях развития рельефа Ставропольского края прочитайте самостоятельно дома).
Что влияет на формирование рельефа Ставропольского края?
Предполагаемый ответ:
Внешние и внутренние силы. Состав горных пород и полезных ископаемых.
Работа в группах: - Что такое полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые есть на территории края? Где они встречаются? С чем связано их размещение?
1, 5 группы - низменности;
2, 6 группы - возвышенности;
3, 7 группы - предгорья;
4 группа - средневысокие горы. Стр.31, рис.9 указанного учебника (текст стр.30)
- Какие полезные ископаемые преобладают?
- * Выделите закономерности распространения горных пород, полезных ископаемых и связь их с рельефом, строением территории.
Результаты этого небольшого исследования внесем в схему.
В контурные карты внесите полезные ископаемые. Правила оформления контурной карты:
- Обобщаем обозначение значков 1+1+1=1 (вместо нескольких - один крупнее);
- Четко, аккуратно внести значки;
- Внести обозначение в условные знаки картосхемы.
Заслушиваем подготовительные сообщения учащихся об основных группах полезных ископаемых:
- нефть, газ;
- стройматериалы;
- минеральные воды;
Схему перенесите в тетрадь:
3) Взаимосвязь рельефа и полезных ископаемых с человеком
Основные этапы исследования геологов по поискам и разведке полезных ископаемых
Ставропольского края
Заполнение проговариваем вслух.
2)* Что же необходимо предпринять для охраны и рационального использования полезных ископаемых Ставропольского края (запишите в тетрадь).
- Полная разработка месторождений.
- Полная переработка добытого сырья.
- Замена природных ресурсов искусственными материалами
- Домашнее задание: I уровень по учебнику «Физическая география Ставропольского края: 8 класс». В.В. Савельева, В.А. Шальнев, А.К. Серебряков и др. Ставрополь, СКИПКРО 1995г. стр.11-21, 24-34, в контурных картах закончить работу. Обозначить рельеф полезные ископаемые края.
II уровень. На следующем уроке уметь объяснять и приводить примеры к схеме:
- Дополнительно стр. учебника 21 -24
- - Чем вы объясните особенности рельефа района КМВ, наличие пяти вершин у горы Бештау и двух у горы Эльбрус?
Народы слагают легенды об удивительном и одном из красивейших районов
России - районе Кав. Минвод.
Вот одна из легенд (читают).
В незапамятные времена в этих местах была безбрежная плодоносная степь. Тянулась она от Каспийского моря до Черного. Хозяевами степи было могучее племя джигитов - нартов, правил которыми седой красавец Эльбрус, старик с пламенным сердцем юноши. К тому времени, о котором речь дальше, подрос у Эльбруса сын Бештау, храбрый, сильный и внешне приятный. Встретил юноша темноглазую девушку по имени Машук, влюбился. Доброго, тихого нрава была красавица. Она тоже полюбила, потому что не полюбить Бештау было нельзя.
Не подозревали, не предвидели - влюбленные, что счастью их никогда не сбыться. Старик Эльбрус, увидев невесту сына, потерял рассудок от любви. Забурлила, запенилась в нем кровь, как в давние-давние годы его юности. Но как заставить Машук ответить на запоздалое чувство старика? И решил Эльбрус избавиться от сына, послал его на войну, надеясь на гибель Бештау. Однако тот, целый и невредимый, вернулся под отчий кров с победой. К великому своему горю и возмущению, узнал юноша, что старый отец насильно взял себе в жены Машук.
Запылало гневом сердце Бештау. Восстал он против отца, поднял на битву нартов. Раскололось племя надвое. Молодые против старых. Вспыхнула битва. Замахнулся Бештау и рассек голову отца надвое. Собрав последние силы, поднялся Эльбрус и нанес сыну пять смертельных ран. Рухнул сын и окаменел пятиглавой горой. Увидев гибель любимого, бросилась к нему Машук с горькими рыданиями. Злобно захохотав в предсмертный свой миг, Эльбрус сам превратился в высокую раздвоенную гору. Окаменела и упавшая на колени Машук, кинжальная рана, нанесенная ей, поныне зияет Провалом, а в степи, подняв острие к небу, застыл каменной глыбой Кинжал.
Увидев все это, воины ещё ожесточеннее бросились друг на друга. Земля задрожала, забурлили моря от жестокой такой сечи. И не выдержала мать-земля. Застонала, заметалась, вздыбилась. Окаменело войско от ужаса. На том месте, где бились старики, - от Каспийского моря до Черного, - встала горная гряда во главе с Эльбрусом, а где бились молодые - севернее от Эльбруса, легла цепь поменьше, украшенная теперь зелеными кудрями лесов. Тут же Бештау и Машук. Плачет она, плачет с той поры, но не достигают ее слезы изрубленного сердца Бештау. И слезы те такие искренние, такие горячие, что текут они целебными источниками, дающими силу и здоровье людям...
* - Объяснение особенностей геологических процессов территории
Ставропольского края смотрите в главе Летопись Земли стр. 159
«Занимательное краеведение» - Гниловский В.Г. - 1974г.
Опережающие задания к следующему уроку «Внутренние воды края»:
- Характеристика рек.
- Каналы, пруды, водохранилища, болота, озера.
- «Вечная» мерзлота г. Развалка.
V. Итоги урока
Самооценка учащихся по критериям: «отлично», «хорошо», «постараюсь».
Подведение итогов учителем, выставление оценок учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые.
Материал содержит презентацию к уроку "Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые", для обучающихся 7 класса....
Северная Америка.ФГП,рельеф,полезные ископаемые.rar
В данной презентации представлен материал по физической географии материков 7 класс, урок по теме: ФГП Северной Америки, рельеф и полезные ископаемые. Презентация снабжена картами, фотографиями, итого...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые."
Данный план-конспект служит методическим пособием для проведения урока географии в 7 классе, где прописаны цели и задачи урока, рассматриваются формы и методы работы на уроке; в нем указаны источники ...
Рельеф. Полезные ископаемые
Тест, позволяющий быстро проверить уровень усвоенных знаний...
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. 7-й класс
Данный урок географии разработан для 7-го класса образовательных учреждений VIII вида. Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавателной деятельности:...
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)
Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНО...
План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Аннотация. В данном конспекте урока описаны особенности применения учителем географии здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример приведена методика проведения...