Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. 7-й класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Данный урок географии разработан для 7-го класса образовательных учреждений VIII вида. Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавателной деятельности: учит анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые объекты и явления. При работе с географической картой  развивается пространственный анализ.  В процессе использования ИКТ активизируется познавательная деятельность и повышается мотивация к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 

Задачи урока:

  • познакомить с географическим положением лесной зоны, особенностями поверхности и полезными ископаемыми, добываемыми в данной природной зоне;
  • развивать пространственный анализ при работе с картой; развивать диалогическую речь учащихся;
  • формировать бережное отношение к природе; формировать основы экологического сознания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, приложение к учебнику, рабочая тетрадь по географии, настенные карты: «Природные зоны России», «Физическая карта России», МУП, таблички с условными обозначениями полезных ископаемых, карточки с заданиями.  

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Работа учащихся

Организационный этап

Приветствует учащихся.

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока и помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать. Не забудьте в течение урока встать за  конторку Базарного.

Приветствуют учителя. Дети встают за конторки Базарного.

Знакомство с темой урока

Знакомство с темой урока.

-Как называется наш округ?

-Какое событие отмечает наш округ сегодня?

-Как называется столица нашего округа?

-Перед вами карта «Наш край на карте Родины».

-Где расположен Ханты-Мансийский автономный округ?

-Какие реки протекают в нашем округе?

-А в какой природной зоне расположен наш округ? Чтобы ответить на вопрос, откройте карту «Природные зоны России» на с. 6-7 приложения к учебнику. Приложите контур нашего округа к карте. Ориентироваться мы будем на такие географические объекты, как река Обь и наш город Сургут.

В случае затруднения учитель подсказывает учащимся, что эта зона на карте обозначена зелёным цветом, и обращает внимание учащихся на легенду карты, где дети находят зелёный прямоугольник и читают название природной зоны.

Итак, сегодня начнётся наше длительное и очень интересное путешествие по лесной зоне. Прочитайте на слайде тему сегодняшнего урока.

Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые 

Откройте рабочие тетради на странице 52 и напишите сегодняшнюю дату.

-Что мы должны узнать на уроке?

  1. Положение лесной зоны на карте.
  2. Рельеф (поверхность) лесной зоны.
  3. Полезные ископаемые, которые добывают в лесной зоне

Отвечают на вопросы учителя.

Прикладывают контуры нашего округа к карте. Определяют, что наш округ расположен в лесной зоне.

Формулируют с помощью учителя цели урока.

Актуализация опорных знаний

Итак, наступило время отправляться в путь. С нами хочет путешествовать ещё один ученик, Это Дима Любознайкин. Для начала он приготовил вам вопросы:

-Какое дерево изображено на слайде? Как называется лес, в котором больше хвойных деревьев?

-Какое дерево изображено? Как называется лес, в котором преобладают лиственные деревья?

-Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья вместе?

Отвечают на вопросы.

Основная часть

1.Положение на карте.

Работа с картой

Мы продолжаем работать с картой «Природные зоны России»

– В каком направлении от тундры находится лесная зона?

-Сравните её по размерам с зоной тундры.

Объяснение нового материала.

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась широкой полосой с запада на восток – от Балтийского моря до берегов Охотского и Японских морей, а с севера на юг – от зоны тундры до зоны степей. Она занимает почти половину территории нашей страны. Эта самая большая природная зона России.  Возьмите в руки карандаш и его незаточенным концом обведите лесную зону по контуру на своих картах.

А сейчас по карте совершим путешествие по лесной зоне с севера на юг. Расскажите, как меняется растительность.

Первичное закрепление знаний.

I и II группа – выполняют задание №1 на стр. 52;

III – задание №2 на стр. 53 в «Рабочей тетради по географии России»

Лесная зона расположена южнее тундры.

Лесная зона самая большая.

На севере – хвойные леса, затем – смешанные, на самом юге – лиственные.

Граница между Европой и Азией проходит через Уральские горы

Находят  изучаемые географические объекты на физической карте России (на стр. 2-3 в приложении к учебнику).

Восточнее Уральских гор расположена Западно-Сибирская равнина.

Выполняют задание по карточке.

Учащиеся отгадывают загадки и находят месторождения полезных ископаемых лесной зоны на физической карте России.

2.Рельеф 

Лесная зона расположена в европейской и азиатской  частях России. Вспомните, где проходит граница между Европой и Азией? 

Демонстрация Уральских гор на слайде. Показ на карте.

-Как называется часть России, расположенной от Западной границы до Уральских гор?

Почти всю  европейскую часть лесной зоны занимает Восточно-Европейская (Русская) равнина. Демонстрация на слайде. Показ на карте.

На севере равнины расположена Валдайская возвышенность. Найдите на карте.

Продолжаем наше путешествие  по азиатской части лесной зоны.

-Какая равнина расположена восточнее Уральских гор?

На Западно-Сибирской равнине редкие возвышенности и пологие склоны чередуются с обширными низменностями. Большая территория ХМАО расположена на Западно-Сибирской равнине.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Среднесибирское плоскогорье отличается разнообразным рельефом. 

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Лесами покрыты горы Алтай и Саяны.

Демонстрация на слайде. Показ на карте.

Первичное закрепление знаний.

I и II группа

Рассмотри карту России. Впиши в таблицу названия равнин, обозначенных цифрами на карте.

Номер на карте

Название равнины

1

Валдайская возвышенность

2

3

4

Впиши в таблицу названия гор, обозначенных буквами на карте.

Номер на карте

Название гор

А

Алтай

Б

В

III группа:

Рассмотри карту России. Заполни перфокарту.

Номер на карте

Уральские горы

Среднесибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина

Западно-Сибирская равнина

1

2

3

4

3.Полезные ископаемые.

Чтобы узнать, какие полезные ископаемые добывают в лесной зоне, отгадаем загадки.

1)Это горючее полезное ископаемое стало применяться гораздо позднее, чем торф и каменный уголь. Его используют главным образом для получения топлива для автомобилей, самолётов, ракет.

2)Это горючее полезное ископаемое летучее вещество без цвета и запаха, легче воздуха. Его запасы находятся глубоко под землёй, чтобы его добыть бурят скважины.

3)Горючее полезное ископаемое темно бурого цвета, рыхлое. Образовалось из остатков растений произрастающих на болотах.

4)Это горючее полезное ископаемое долго возгорается, но затем хорошо горит и выделяет много тепла. Оно образовалось миллионы лет назад из древних растений.

Бережное отношение к полезным ископаемым и к лесу!

Полезные ископаемые являются естественными ресурсами, поэтому люди должны к ним относиться бережно. Добывать ископаемые надо разумно, чтобы полностью не исчерпать все запасы.

Лесные растения обогащают воздух кислородом. Лес – зелёный друг человека, и его нужно беречь!

IV.Закрепление знаний

Где расположена лесная зона в нашей стране?

-Почему нужно бережно относиться к природным богатствам?

Отвечают на вопросы

Итог

- Что изучили на уроке?

Д/з– прочитать рассказ о географическом положении лесной зоны, поверхности, полезных ископаемых на с. 67-69 учебника;

I группа- подготовить пересказ об охране природных богатств;

II группа – выполнить задание № 5 (С.53);  III группа - №10 (с.54) в рабочей тетради.

Литература:

1.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. С приложением.  М: «Просвещение», 2013

2.Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс. М: «Просвещение», 2011

3.Т.М. Лифанова, .Е.В.. Подвальная. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. М: «Просвещение», 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лесная зона. Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые

Слайд 2

Хотим узнать: Что такое лес? Положение лесной зоны на карте. Рельеф (поверхность) лесной зоны. Полезные ископаемые, которые добывают в лесной зоне

Слайд 4

Лиственный лес

Слайд 5

Хвойный лес

Слайд 6

Смешанный лес

Слайд 7

В каком направлении от тундры находится лесная зона.

Слайд 8

6,3 млн. км2

Слайд 9

Расскажите и покажите на карте зону лесов? Зона лесов расположена к югу от тундры. От Балтийского моря и берегов Охотского и Японского морей.

Слайд 10

Восточно-Европейская равнина

Слайд 11

Западно-Сибирская равнина

Слайд 12

Среднесибирское плоскогорье



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по географии

Тема урока:  «Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые»

Класс:  7

Учитель: Туйгунова Н.Р.

Критерии оценивания

Результат

1. Тема: « Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые »

Задачи:

Образовательные:  формировать  представление о географическом положении, рельефе, полезных ископаемых лесной зоны;

Коррекционно–развивающие: 

развивать пространственный анализ при работе с картой; развивать диалогическую речь учащихся;

Воспитательные: формировать бережное отношение к природе; формировать основы экологического сознания.

В результате изучения темы урока учащиеся должны знать: 

- положение лесной зоны на карте России;

- особенности рельефа лесной зоны;

- полезные ископаемые, добываемые в лесной зоне.

В результате изучения темы учащиеся должны уметь: 

--показывать на карте Восточно-Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину,  Среднесибирское плоскогорье;

- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России».

Данный урок является первым уроком  в разделе: « Лесная зона ».  

Цели и содержание соответствуют теме урока, тематическому планированию. В ходе урока прослеживается единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

На данном уроке происходит формирование представлений обучающихся о  географическом положении, рельефе, полезных ископаемых лесной зоны.    

2. Содержание образования

Содержание урока соответствует требованиям  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, теме урока, его целям, современным дидактическим требованиям.  Материал доступен для обучающихся, соответствует умственным возможностям данных школьников, опирается на ранее изученные темы. Содержания образования  излагается логично.

Все содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.

3.Организация и структура урока

Каждый этап урока был интересным и продуктивным. В начале урока целенаправленно была создана атмосфера  благоприятного психологического микроклимата урока, доброжелательные отношения между учителем и учащимися, которые способствовали успешному  изучению нового материала.

Использование  дидактического правила “от известного к неизвестному”, “от близкого к далекому» подготовило школьников к восприятия нового материала. Использование краеведческого материала на данном этапе урока помогло в раскрытии личностного смысла изучаемого материала, повысило учебную мотивацию  обучающихся.

Актуализация знаний об отличиях хвойных, лиственных и смешанных лесов   подготовило школьников к восприятия нового материала. Учащиеся привлекались к дополнению, уточнению, обобщению ответов одноклассников.

Новая тема  изучались  по плану,  которую составили учащиеся с помощью учителя. План корригировал  у них излишнюю акцентированность на второстепенных моментах, несистематизированность их знаний, помогал им охватить всю тему в целом, понять логическую последовательность в изучаемом.  При изучении темы учитель опирался на ранее изученный материал: ребята с помощью пространственного анализа при работе с картой определили  географическое положение лесной зоны.  Для закрепления знаний  использовалась «Рабочая тетрадь по географии России», которая позволила проводить урок более эффективно, осуществить дифференцированный подход.

При изучении  поверхности лесной зоны ученики сначала рассматривали слайды с изображением  географического объекта, а затем находили их  на карте. Такая предварительная работа позволила создать конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта и запоминание названия и местонахождения его было более осознанное.

Активизации мыслительной деятельности  способствовало  отгадывание загадок о полезных ископаемых.

 На каждом этапе урока применялась мультимедийная презентация для учащихся. содержания отдельных слайдов и всей презентации в целом соответствовала теме, целям и задачам урока. Каждый этап урока имел коррекционную направленность:  развивались  пространственный анализ, внимание, речь.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение  проветрено, освещенность соответствовала нормам. В процессе деятельности были использованы здоровьесберегающие технологии: конторки Базарного, офтальмотренажёр для снятия зрительного напряжения. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.  Все этапы урока были выдержаны.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы  подобраны в соответствии  с образовательными, коррекционно-развивающими и воспитательными задачами.

На уроке удачно сочетались словесные, наглядные и практические методы.

5. Результативность занятия.

 Считаю, что. заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые.

Материал содержит презентацию к уроку "Австралия.Географическое положение.Рельеф, полезные ископаемые", для обучающихся 7 класса....

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНО...

План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Аннотация. В данном конспекте  урока описаны особенности применения учителем географии  здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример  приведена методика проведения...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ЗОНА СТЕПЕЙ.ПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ.РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ .РЕКИ.

формировать знания о  степной зоне;знакомить с особенностями внешнего вида растений иживотных их приспособленностью к  условиям степи;-развивать и корригировать познавательную деятельно...

Презентация к уроку "Рельеф и полезные ископаемые Африки", 7 класс

Презентация к уроку "Рельеф и полезные ископаемые Африки", 7 класс может быть использована при проведении урока по данной теме...