Разработка урока географии в 9 классе "Цветная металлургия"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Формирование знаний о металлургическом комплексе, его значение в экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetnaya_metall.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Цветная металлургия России» 9 класс.

Цели: продолжить формирование знаний о металлургическом комплексе, его значение в экономике. Задачи: закрепление умений работать в группе, с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами,  влияющими на размещение предприятий цветной металлургии, совершенствовать навыки самоконтроля, профилактика нарушений зрения, осанки,         предупреждение утомляемости. Развитие общеучебных умений и навыков

Ресурсы урока: Карты атласа «Цветная металлургия», настенная карта «Металлургия России», задания для работы в группе, контурные карты, слайды «Цветная металлургия России», компьютер.

Ход урока.

1.Орг.момент.

Мотивация: Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе, пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе.

2. Дом. Задание – проверка.

Карточки – задания : ( размещены на доске, учащиеся выходят к доске, выбирают карточку, читают вопрос и дают ответ)

1.Каково значение металлургического комплекса?

Ответ: металлургический комплекс производит выплавку металла, производит сталь, которая необходима в народном хозяйстве.

2.Какие типы предприятий входят  в состав черной металлургии?

Выделяют следующие типы предприятий: металлургические заводы полного цикла, передельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия (на машиностроительных заводах), бездоменная металлургия.

3.Какое сырье необходимо для производства черных металлов?

Железная руда, для выплавки стали марганцевая руда, уголь.

4.Объясните принцип размещения предприятий черной металлургии.

Предприятия черной металлургии размещаются вблизи железорудных бассейнов, в крупных промышленных центрах.

5.Показать на карте основные центры черной металлургии.

Новокузнецк ,Златоуст, Челябинск, Магнитогорск, Липецк,СтарыйОскол (электрометаллургический завод)

3.Изучение нового материала.

1)Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Металлургический комплекс», вы  узнаете состав значение цветной металлургии в хозяйстве страны, закрепите умения работать в группе, с контурными картами, совершенствуете навык  составления  опорного конспекта.

Слайд №1 Тема урока : «Цветная металлургия» , Дом. задание.

Учитель: Как вы думаете, в каких современных отраслях используются цветные металлы?

Ответ: различные отрасли машиностроительного комплекса.

Учитель : Какие металлы производит цветная металлургия?

Слайд №2 «Группы цветных металлов». Уч-ся заполняют схему – конспект.

Учитель: попробуем дать определение цветной металлургии.

Ответ: Цветная металлургия- это комплекс отраслей, специализирующихся на добыче, обогащении, металлургическом переделе руд цветных, благородных и редких металлов, а также добыче алмазов. Уч-ся заполняют схему-конспект.

Учитель: Рассмотрим, какое место занимает цветная металлургия в составе комплекса конструкционных материалов.

Слайд №3 « Состав комплекса конструкционных материалов»

Цветная металлургия производит важнейшие конструкционные материалы, необходимые в электротехнике, электронике, приборостроении, производстве медицинских инструментов и т.д.

Рассмотрим видеоряд таблиц, которые демонстрируют, где используются  цветные металлы.

Учитель: Какие факторы влияют на размещение предприятий цветной металлургии?

Слайд №4. « Факторы размещения предприятий цв.металлургии»

  1. В рудах цветных металлов очень низкое содержание металла: меди 1-5%, олова 0,01-0,7%, молибдена 0,04%. Это значит , что руду необходимо обогащать непосредственно у мест добычи. ( сырьевой фактор)
  2. Для выплавки металлов требуется много топлива электроэнергии. Производство цветных металлов – очень энергоемко. Доля энергетических затрат составляет от 10 до 65% стоимости произведенного металла.(электроэнергетический фактор) Кроме большого количества топлива и электроэнергии, производство цветных металлов требует большого количества воды, особенно при обогащении руд ( водный фактор)
  3. Цветная металлургия лидер загрязнения окружающей среды. Газовые выбросы, кислотные дожди, загрязнение почв, практически уничтожает природу, вызывает болезни у людей ( экологический фактор).
  4. Руды цветных металлов содержат, как правило, не один, а несколько металлов, иногда более 10, возникает проблема их извлечения. ( научный фактор) Факторы записывают в конспект. Рассмотрим факторы размещения Ц.М в приложении стр.372.

2)Работа в группах. Учитель делит учащихся в группы соответственно порядковому номеру: 1,2,3. уч-ся объединяются в 3 группы. Каждая группа получает картосхему с заданием, которую необходимо заполнить, изучая текст учебника. Группа делится на подгруппы: 2ученика готовят ответ, по вопросам задания, 2 ученика составляют вопросы по тексту, 2 ученика оформляют картосхему, вывешивается на доску во время ответа группы.

1 группа  стр. 141 Уральская металлургическая база.

2 группа стр141 Центральная металлургическая база

3 группа стр.141 Сибирская металлургическая база.

Задания для заполнения картосхем:

  1. обозначьте на карте месторождения цветных металлов.
  2. Подпишите металлургические центры.
  3. Приведите примеры источников электроэнергии.

3)Оглашение результатов работы.

4)Подготовка сообщений, опережающие задания: «Золото», «Платина. Алмазы» 2 ученика.

 4)Путешествие по городам России.

Учитель предлагает ряд городов России, уч-ся должны определить выплавка какого металла здесь производится, один ученик размещает название города, на доске, другой выплавка металла, которого там производится.

На доске выстраивают  схему:

Мончегорск----Кандалакша---

5. Подведение итогов.

Психологическая настройка детей, тренинг общения.   Положительная мотивация урока.

Создание «ситуации успеха».

Закрепление знаний

Смена вида деятельности, развитие познавательного интереса

Направление деятельности учащихся

Использование коммуникационных технологий,

Смена вида деятельности предупреждение утомляемости

Смена вида деятельности

смена видов деятельности

перевод глаз в режим поиска

 зрительное восприятие,  предупреждение утомляемости глаз  

формирование общеучебных навыков,

Смена видов деятельности

Предупреждение утомляемости

интерактивные формы работы на уроке

смена динамической позы

Развитие творческих способностей учащихся., работа с одаренными детьми

Формирование общеучебных навыков, смена вида деятельности, развитие логического мышления, внимания, наблюдательности

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока . Из предложенных жетонов ученики выбираю жетон того цвета в зависимости от того как они оценили свой вклад в достижении цели урока

Критерии оценки

оценка

Понял, но не могу применить

Понял, могу применить, но объяснить другому не могу

Понял, могу применить и объяснить

На доске

Учащимся предлагается оценить самостоятельно свою работу на уроке, прикрепив соответствующий знак на экран.

6. Релаксация. упражнение «Свеча»      Использование музыки, возможность

                                                                     отдохнуть, снять напряжение.

                                                                      релаксация

.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.

Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»...

Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота

Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...