Урок 8 класс "Внутренние воды России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Внутренние воды
Цели: расширить знания о внутренних водах на примере рек России.
Задачи УУД:
Предметные: формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- находить достоверные сведения в источниках географической информации;
- обобщать и формулировать выводы, определять термины и понятия;
- устанавливать причинно- следственные связи, сопоставлять источники информации;
- составлять характеристику одного из рек.
Регулятивные:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели индивидуально;
- самостоятельно исправлять ошибки;
- оценивать способ достижения цели.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
- понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты;
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;
- создавать устные и письменные речи.
Личностные:
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки различных ситуаций, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- понимать эмоциональное состояние других людей:
- осознавать и проявлять себя гражданином России.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурная карта, проектор.
УМК: учебник географии 8 класс, автор Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас, контурная карта.
Ход урока
- Оргмомент:Учитель : Здравствуйте, всем хорошего дня. Давайте посмотрим на высказывание Антуана де Сент Экзепюри.:
Вода) – у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.
- Мотивация: Звучит музыка воды (слайд № 2) изображение рисунков: озера, реки, болота, родники
Учитель: какую оболочку земли образуют данные рисунки? (Гидросфера)
Учитель: Из каких частей состоит гидросфера? ( воды мирового океана, воды суши, воды атмосферы)
Учитель: чтобы определить тему урока я вам задам загадку. (слайд 3)
С ручейка берет начало
Чтобы это означало
Глубока и широка,
Средь полей течет…
Учитель: Итак тема урока Внутренние воды .Реки России
Учитель: Что мы знаем о реках?
(Что такое река? Из как их частей состоит река? Как питаются реки?
Т.е расширить знания о внутренних водах на примере рек России.
III. Актуализация (слайд 4) работа с к\к
- На контурной карте обозначьте реку Обь
- Обозначьте исток, устье, левый приток, правый приток
- Обведите красным карандашом бассейн реки
- Как определить левый и правый приток реки?
- Изучение новой темы.
Прием «термин- понятие»
Учитель: работа в парах , 1 группа получает определения , а сосед находит ответы.( проанализировать ошибки)
1. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
2. Место, где начинается река.
3. Площадь, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
4. Река со всеми ее притоками.
5. Границы между бассейнами рек.
6. Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называемым руслом.
7. Это расстояние от истока до устья.
8. Это поступление воды в реку из различных источников.
9. Быстрое и нерегулированное повышение уровня и увеличение количества воды в русле реки.
10.Часть речной долины, затопляемая во время разлива рек.
Ответы: а- исток( елга башы)
П- устье (елга тамагы)
е- речная система (елга бессейны)
д- бассейн
и- река (елга)
е- длина реки( елга озынлыгы)
н- водораздел (Субүләр)
- питание реки ( еганың туенуы)
- паводок ( су басуы).
- пойма( тугай)
- Индивидуальная работа.
Учитель: мы знаем что природные компоненты между собой взаимосвязаны .
Проблемный вопрос: Какие природные компоненты больше всего влияют на реки. Россия - страна величайших речных систем. Из 34 крупнейших рек мира 6 полностью протекают по её территории Каждая река несет свои воды в какое- либо море, озеро или океан, т.е. принадлежит определенному водному бассейну. Используя атлас на контурной карте обозначьте реки:
1 пара- реки СЛ океана. Назовите реку бассейна С-Л океана, чья площадь бассейна самая большая. ОБЬ.
2 пара – реки Тихого океана Назовите реку бассейна Тихого Океана, чья площадь бассейна самая большая. АМУР.
3 пара – реки Атлантического океана. Назовите реку Атлантического океана, с самой большой площадью бассейна. ДОН ( учащиеся показывают реки на стенной карте)
Сильные учащиеся , используя учебники составляют интеллект- карты .
Вопросы:
- К каким бассейнам океана относятся?
- Режим рек.
- Питание рек
- Виды рек.
- Крупнейшие реки России
Остальные учащиеся используют прием «кластер» используя учебники п.22,23
Учитель : Именно рельеф предопределяет направление течения реки, сказывается на скорости.
Скорость же реки зависит от двух показателей: падения реки и её уклона.
Что такое уклон реки, падение реки? ( используя статью дайте определение падению и уклону реки)
Падение – это превышение истока реки над устьем (в метрах)
Уклон реки – это отношение падения реки (в см) к её длине (км)
VI.первичное закрепление
Учитель: - А сейчас хочу предложить вам выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки.
Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод о падении и уклоне горных или равнинных рек
1 вариант определяют уклон реки
2 вариант определяют падение реки.
Реки | Высота истока, м | Высота устья, м | Длина реки, км |
Обь | 200 | 0 | 5140 |
Терек | 3000 | 0 | 600 |
Учитель: Сделайте вывод: падение и уклон, горных рек больше, чем равнинных.
Первичное закрепление.
1 Дайте определения:
- Паводок…..
- Половодье……
- Наводнение…..
2. Тест
1. Большинство рек России имеет питание:
а) дождевое б) ледниковое в) снеговое г) смешанное
2. Самая полноводная река России: а) Енисей б) Лена в) Амур г) Волга
3. Пограничной рекой является: а) Волга б) Амур в) Енисей г) Обь
4. Реки бассейна Тихого океана: а) Уссури б) Колыма в) Анадырь г) Амур
5. Реки бассейна внутреннего стока: а) Урал б) Дон в) Кама г) Северная Двина
1.Дайте определение:
1.Уклон реки..
2..Падение реки…
3.Межень….
1. Ответим на вопрос, на который я вам сказала, что вы ответите в конце урока, изучив тему. Как вы думаете, почему Россию называют «страной больших рек».
3. К бассейну, какого океана относятся большинство рек Росси? Почему?
4. Как человек использует равнинные и горные реки?
Y.Рефлексия.
1. Достигли ли вы заданных целей?
2. Оцените свою работу на уроке. Все ли у вас получилось.
3. Что было трудным. Что мешало достижению целей?
YI. Домашнее задание.
1.Изучить п.22,23. Отметить на к\к реки
2.Сообщение Озера России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Внутренние воды России"
Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод» Цель урока:1. Обобщение знаний учащихся по теме.2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фа...
Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс
Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....
конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.
урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс....
Разработка урока "Внутренние воды России" 8 класс
Данная разработка урока поможет в лучшем усвоении учебного материала по данной теме. А презентация поможет нагляднее все представить....
Презентация к уроку "Внутренние воды России"
Презентация к уроку Внутренние воды России 8 класс...
Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"
В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны. Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...
Карточка к итоговому уроку "Внутренние воды России" 8 класс
Карточка к итоговому уроку "Внутренние воды России" 8 класс...