Интегрированный урок "Внутренние воды России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Интегрированный урок по географии и химии «Водные ресурсы России. Охрана вод»
Цель урока:
1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического материала, картосхем, карт, статистического материала по теме.
3. Воспитывать чувство прекрасного и удивительного в природе, чувство рачительного хозяина своей страны.
Оборудование: - атлас, учебник
- Таблица
- настенные карты
- ЭУИ №8 , объекты по теме «Внутренние воды России»
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Изучение нового материала.
- Ребята, с какими внутренними водами России мы познакомились на уроках географии.
Обобщение учителем: Показ слайдов (приложение №1)
Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода! Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - это вода. Прекрасно невоспроизводимое бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов, торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Эта обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана водяным парам в атмосфере. Этот великий художник природы - вода! Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, большинство из которых создано величайшим строителем природы - водой. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь - вода! Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.
- Скажите, какое значение имеет вода в природе, для человека?
Обобщение учителем:
Выстраивается схема значения воды на доске.
Значение воды, как необходимое условие существования всего живого, трудно переоценить.
Поэтому наряду с минеральными ресурсами люди оценивают и используют водные ресурсы.
А кто из вас знает, что такое водные ресурсы?
И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с темой водные ресурсы России.
Как вы думаете, что нового мы должны узнать на уроке?
1. Знать термины и понятия; получить представление о водных ресурсах России – их величине, значении, особенностях, распределении по территории страны.
2. Ознакомиться с проблемами, связанными с водными ресурсами России и возможными путями их решения.
3. Рассмотреть влияние, которое оказывает деятельность человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению.
Запишем тему урока в тетрадь.
Откройте учебник параграф 25. Прочитайте определение, что такое водные ресурсы.
/Водные ресурсы – это та часть поверхностных и подземных вод, которая может быть использована для снабжения водой населения и для различных видов человеческой деятельности./
- Почему этот вид ресурсов считается наиболее важным?
- Какие внутренние воды Вы отнесёте к поверхностным?
/Реки, озёра, болота, моря, океаны, искусственные водоёмы – каналы, водохранилища/.
- Как вы думаете, где находится основной источник водных ресурсов России?
/Реки, озёра, подземные воды/
· Мы, горожане, относимся к запасам чистой воды, как некоему дару – стоит только повернуть кран, - и она течёт. А ведь за использование воды мы платим деньги. Давайте высчитаем, сколько за месяц платит за воду семья из 4х человек, если по тарифам 1 человек в Тамбове за использование
Горячей воды = 123 руб. 03 коп
Холодной воды = 71 руб. 21 коп
492,12 + 284,84 = 776,96 руб.
Каждый из нас, в среднем, тратит в день от 100 до 400 литров воды, и нам трудно представить условия жизни людей, где вода составляет 2-5 литров воды на человека в день.
Вода занимает по своему значению для организма человека второе место после кислорода. Наш организм состоит из воды на 65-70%. В водной среде осуществляются многие процессы в человеческом организме.
Давайте посчитаем, сколько нужно воды на одни сутки всем людям, живущим на Земле. Примем, что нас 6 млрд, только для приема внутрь нам нужно 12 млрд л. воды в сутки, т.е 12 млн тонн. а ведь вода нужна ещё и для того, чтобы поливать огород, умыться, постирать бельё…, т.е мы используем воду в быту.
Воды на Земле много, водная оболочка (гидросфера) составляет около 70 % от всей её поверхности.
А сейчас обратимся к статистическим данным по расходу воды в быту, промышленности и проанализируем водопотребление.
Огромное количество воды расходует промышленность. Так, при получении 1т стали требуется 150 л воды, 1т бумаги – 250 литров воды, 1т химических волокон – до 4000 т воды, при выращивании 1 т пшеницы расходуется 1500т воды, 1т хлопчатника – 10000 т воды.
Из анализа статистических данных и на основе выше сказанного, скажите, нужно ли охранять воду, ведь её так много?
- Почему, докажите?
- Какую воду по физическим свойствам человек использует в пищу, в быту, в промышленности?
Беда в том, что основная масса воды на Земле – это солёная вода морей и океанов, непригодная ни для питья, ни для промышленности, ни для с/х. Нужна не солёная вода, а пресная, доля которой составляет около 2% от всех водных ресурсов. Тем более что вода ледников Арктики, ледников в горах является недоступной для использования. И более того водные ресурсы неравномерно размещены.
- Давайте поработаем с физической картой России.
- По карте определите, какие районы нашей страны богаты водными ресурсами, а какие – бедны?
- Проанализируйте как по- вашему распределены реки по бассейнам океанов?
- Сравните эти показатели с числом жителей и развитием промышленности, и с\х по территории России?
/Большая часть водных ресурсов России сосредоточена в БСЛО и БТО, где проживает 1/5 населения страны. Но основная часть жителей России, её промышленного и с/х потенциала размещены в БВС, но на них приходится всего лишь 8% водных ресурсов/
Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить с вами об охране воды. А лозунгом нашим будут замечательные слова французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты - сама жизнь!»
Давайте, сейчас посмотрим отдельные кадры фильма «Охрана Мирового океана» и ответим на вопросы:
а) Что, значит, охранять воду?
- Это значит: охранять планету, жизнь людей, животных, растений.
б) Как охранять воду?
- Правильно /рационально/ использовать, экономно.
- Охранять от загрязнений.
А сейчас, как подведение итогов сказанному давайте посмотрим презентацию о водных ресурсах.
Презентация. Схема (вывод о решении проблем по загрязнению воды) №1 (запись в тетрадь)
Уже сейчас во многих местах нашей страны воды катастрофически не хватает. Для того чтобы сэкономить пресную воду, учёные разрабатывают способы сокращения её расхода в промышленности, в сельском хозяйстве. Создаются замкнутые циклы: например, отработанную воду на металлургическом производстве, охлаждают, очищают и вновь используют (так называемая оборотная вода). Нам всем нужно постоянно следить за чистотой водоёмов, не допускать попадания в них бензина, мазута и других, вредных для живой природы веществ.
- Почему в настоящее время происходит рост загрязнения водных ресурсов?
Работа с учебником
Как обобщение тому, что вы сказали, прочитаем текст учебника, где указываются две главные причины роста загрязнения воды.
Читаем текст.
В реальной жизни каждый день человечество встречается с двумя важнейшими проблемами: можем ли мы получать достаточно воды для наших нужд, и можем ли получать достаточно чистой воды?
Большие проблемы решаются легче, если их разбить на более мелкие проблемы. Ваша проблема на сегодня – очистить порцию грязной воды от различных примесей. И сейчас мы с Вами попробуем это проделать. Наш класс представляет на данный этап химическую лабораторию по очистке воды, а работать с Вами будет научный сотрудник данной лаборатории учитель химии Е.М. Юдакова.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОЧИСТКЕ ВОДЫ (ХИМИЯ)
А сейчас я хотела бы остановиться на вопросе водные ресурсы Тамбовской области. Для этого я предоставляю слово ученику Черкасову Герману, который расскажет о водной среде нашей области и её загрязнении.
/Водная среда Тамбовской области представлена водами рек, озёр, водохранилищ, прудов и болот. Вода перечисленных водоёмов является средой обитания многих видов растений и животных. Эту среду человек использует с древних времён в гигиенических и рекреационных целях. Без водных ресурсов не могут существовать ни растения, ни животные, ни человек, обитающие на суше. Естественный хим. состав поверхностных вод в основном определяется химическим составом горных пород, которые размываются ручьями во время таяния снега и ливневыми дождями, а также промываются подземными водами. Повышенное содержание железа наблюдается во всех реках Тамбовской области. оно поступает из подземных вод, питающих реки на всём протяжении. Наибольший приток ионов железа наблюдается в условиях повышения температуры воды, воздуха и повышенного испарения. Водные ресурсы используются местным населением для бытовых нужд, для с\х производства и промышленности. Рассмотрим диаграмму «Использование воды отраслями экономики в 2004 году»:
Источниками загрязнения вод являются промышленные предприятия и коммунально-бытовые службы. процесс загрязнения происходит через загрязнённые поверхностные воды. Наиболее распространенными загрязняющими в-ми поверхностных вод Тамбовской области являются нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые органические в-ва, соединения металлов, аммонийный и нитратный азот. Значительный ущерб малым рекам наносится в сельской местности из-за нарушения режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и попадания в водотоки органических, минеральных загрязнителей, а также смыва почвы в результате водной эрозии. Источником загрязнения могут быть и атмосферные осадки, загрязняющиеся в атмосфере путём соединения различных веществ. На территории тамбовского промышленного узла выявлены подземные воды, загрязнённые этилбензолом, ксилолом, фенолом, нефтепродуктами. В большинстве районов Тамбовской области преобладает нитрат-нитритное загрязнение. Наиболее интенсивному антропогенному воздействию подвергаются пресные поверхностные воды суши (реки, озёра, пруды, водохранилища). на берегах рек области расположено большинство городов и посёлков, не оборудованных сооружениями для очистки ливневых вод, сбрасывающих в реки недостаточно очищенные сточные воды, промышленные стоки. Загрязняет поверхностные водотоки не только промышленность, но и население, которое устраивает свалки в долинах малых ручьёв и речек, а в некоторых случаях и непосредственно в руслах рек.
Чистая водная среда – это залог успешного развития всех природных комплексов и существования человека. поэтому нам сегодняшнему поколению необходимо охранять каждый ручеёк, родник, реку, озеро, тогда нам не придётся в жаркие летние дни сомневаться, можно или нельзя искупаться в той или иной речке. мы не будем сомневаться в хорошем качестве родниковой воды, когда захотим утолить жажду во время похода/.
Итак ребята, какой вывод вы должны сделать для себя, прослушав это сообщение? Совершенно верно. а как бы красной чертой этому я хотела бы прочитать слова великого ученого, нашего земляка В.И. Вернадского: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать её с законами биосферы, от которой человек неотделим».
Подведение итогов:
- С чем мы познакомились на уроке?
- Что такое водные ресурсы?
- Какие мероприятия необходимо проводить по охране и рациональному
использованию водных ресурсов?
- С какими методами по очистке воды вы познакомились?
- Какими методами можно очистить воду от примесей песка, от железных опилок?
- На каких свойствах основан метод отстаивания, метод фильтрования?
Домашнее задание:
Параграф 25, итоговые задания по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» - устно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya.ppt | 472.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Вода – необходимое условие для жизни Входит в состав всех живых организмов Охлаждает живые организмы при испарении Растворяет необходимые для жизни и вредные для организма вещества Используется в промышленности, в сельском хозяйстве, для бытовых нужд Транспортные магистрали Рыболовство, рекреация (отдых, туризм) Выработка электроэнергии
воды суши Ледники Подземные воды Озера Реки Болота 49% 47% 1% 1% 1%
гидросфера пресная вода соленая вода вода в атмосфере 4% 95% 1%
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Н 2 О При 0 химические свойства 1 . С активными металлами 2 . С оксидами активных металлов 4 . Фотосинтез 6 СО 2 +6 H 2 О С 6 H 12 О 6 +6О 2 ОСНОВАНИЕ +? КИСЛОТА 3 . С оксидами неметаллов Вода - важнейшее вещество, входящее в состав живых организмов . Какую мы воду пьем? . В лабораториях водопроводных станций микробиологи ведут ежедневный контроль воды. Количество микробов в воде после ее специальной обработки резко уменьшается.Так, например, исследование воды в одной из таких лабораторий показало, что в 1 мл.куб.речной воды было 5639 бактерий; после прохождения воды через отстойник в том же объеме было найдено 138 бактерий, а после фильтрования – только 17 бактерий Дефицит воды на планете - В странах третьего мира только один человек из пяти может пить чистую пресную воду . - 470 миллионов человек на планете ощущают острый дефицит воды - 22 миллиона детей умирают ежегодно от недостатка и чрезмерного загрязнения воды. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Создание очистных сооружений Лесопосадки Перевод предприятий на замкнутый водооборот Строительство водохранилищ Снижение водоёмкости производственных процессов Экономное расходование водных ресурсов, в том числе в быту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока "Вода-удивительное вещество"
Разработка интегрированного урока химии-географии-биологии "Вода-удивительное вещество", есть презентация...
Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"
В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны. Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...
Внутренние воды России в стихотворениях поэтов. Природа России 8 класс.
Представлена подборка стихотворений, описывающих реки и озёра нашей родины....
Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.
Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....
Внутренние воды России.Разнообразие внутренних вод России.
Наша Родина, Россия – морское государство. Берега нашей страны омывают воды трех океанов и 12 морей. Сегодня на уроке мы познакомимся с природой внутренних вод, омывающих Россию...
География России. 8 класс.Географический диктант по теме: "Моря и внутренние воды России"
Диктант позволяет проверить знание географической номенклатуры по теме "Моря и внутренние воды России"...
География 8 класс.Раздел:" Внутренние воды и водные ресурсы России" Тест: " Воды России"
География 8 класс .Итоговый тест по теме :" Воды России" ....