Урок "Наш край"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Нешкуренко Оксана Викторовна

Цель урока: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении физической географии России, о природных зонах.

Развивать познавательный интерес к географической науке, формировать товарищескую взаимопомощь, углублять и применять опорные знания и умения, полученные на предыдущих уроках, развивать творческие способности учащихся .

 Воспитывать у учащихся бережное отношение к родной природе, любовь к малой Родине.

Тип урока: комбинированный

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 6 классе

Тема: «Наш  край»

Цель урока: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении физической географии России, о природных зонах.

Развивать познавательный интерес к географической науке, формировать товарищескую взаимопомощь, углублять и применять опорные знания и умения, полученные на предыдущих уроках, развивать творческие способности учащихся .

 Воспитывать у учащихся бережное отношение к родной природе, любовь к малой Родине.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: дифференцированный подход к изучению материала, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник  6 класс - «Начальный курс физической географии» Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина ,  «Приложение, методика» Т.М. Лифанова,

Е.Н. Соломина .Контурные карты, физическая карта России, компасы,  глобус, рабочие тетради по географии, выставка литературы о родном крае и красная книга, цветные карандаши, презентация.

I.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Садитесь. Приготовьтесь внимательно меня слушать и выполнять задания.(обратить внимание на гостей)

- рапорт  дежурного

    2. Нервно -Психологический настрой.

Учитель:  - Закройте глаза и тихо повторяйте за мной:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно все вокруг,

Прекрасно все во мне!

А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, и улыбнитесь.

Учитель: наша Родина велика. Необозримы и прекрасны ее просторы. Но самое прекрасное -это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит,  владеет техникой и наукой. География, как и другие науки, служит человеку.

3.Разминка:

Вспомним географические термины

А)Продолжи предложение:

-География – это..

- Карта – это…

- Река – это….

- Озеро – Это…

Б) У вас на партах лежат предметы к следующему заданию, я буду загадывать загадки или читать предложение, а вы должны отгадать к чему что относится и поднять тот предмет на который вы считаете правильно ответили..

1. Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда.(Компас)

2.Самая яркая звезда, вокруг которой вращается наша планета Земля.(Солнце)

3.Уменьшенная модель Земного шара (Глобус)

4.(Карта)

В)  Ребята, перед вами лежат карточки, запишите пожалуйста слова-термины, которые относятся к экологии, к охране природы.

(красная книга, заповедник, посадки деревьев, уборка территории, бережное отношение к животному и растительному миру)

II.

4. Работа с учебником. Стр.178.

Нам прочитала …. о нашей Родине, о ее богатствах, просторах, о том что нужно беречь природу и ценить все что природа нам дала.

Сегодня на уроке  мы с вами поговорим о нашей малой родине, о Брянской области.

Тема сегодняшнего урока «Наш край»

5.  Работа с картой в учебнике.

 Учитель: Давайте определим вместе месторасположение брянской области

Стр. 132

Стр. 133

Итог: ответ ученика. (Местность, на которой расположена Брянская область – это низменности и равнины, покрытые густыми лиственными лесами. Брянская область находится на юго-западе европейской части России, и граничит с Белоруссией и Украиной. Главная артерия края – Десна, на берегу которой и расположена  столица области — город Брянск. Рек и озер здесь довольно много.

6. Работа с контурной картой.

- Давайте посмотрим на наши контурные карты и определим соседей  Брянской области (Украина и Белоруссия)

7. Работа с картой, нахождение географических обьектов.

- столица Брянской области (Брянск)

- город где находится наша школа (Севск)

- а какие реки есть в Севском районе? (Сев)

8. Работа с контурной картой.

- Какие районы расположены рядом Севским районом?..

9. Учитель: Брянская область – это вообще уникальное место. А в чем же ее уникальность? А в том, ребята, что в нашей области много огромных лесов, рек, озер, разнообразный животный и растительный мир. Очень много животных и растений занесены в Красную книгу так как являются вымирающими видами. И я предлагаю вам начать путешествие по этим удивительным местам.

10. Река Нерусса. Легенда

Существует давняя легенда, будто Неруссой реку назвали из-за утопленной здесь русскими девушками прямо во время свадьбы половецкой красавицы Зульфии, которая неосмотрительно влюбила в себя русского богатыря Ратибора. Ведь предки местных жителей обитали, по сути, в пограничной зоне со степными владениями воинственных кочевников-половцев, а отделяла их от иноземцев лишь река Нерусса. С крутого речного берега и столкнули Зульфию со словами «Умри, Нерусса.». Половцы называли реку на свой лад – Зульфа-Русса. Обитатели окрестных сел по сей день иногда видят в реке смуглую русалку.

Заповедник «Брянский лес»

Государственный биосферный природный заповедник «Брянский лес» раскинулся, словно сказочное лесное царство, на территории Брянской области России. Основан он – 14 июля 1987 года. Площадь – 12 186 га. Заповедник «Брянский лес» делит надвое река Нерусса – одна из красивейших рек Брянской области. Ее истоки теряются на юго-западном склоне Среднерусской возвышенности, впадает река в Десну. Здесь в заповеднике шумят кронами вековые деревья в первозданных хвойных и дубовых лесах, местами можно встретить даже дюны высотой до 9 м, есть карстовые воронки. Богатый растительный мир заповедника любопытен, например орхидеей «пыльцеголовник красный», который «спаивает» опыляющих его ос, дабы те, хорошенько вывалявшись в пыльце, лучше опыляли растение.

Животный мир «Брянского леса» не менее интересен. Здесь водится редчайшее реликтовое животное – русская выхухоль, встречаются также белогрудый еж, куница, волк, лиса, лось, кабан, косуля, благородный олень и даже зубр.

- А как вы думаете, для чего нужен природный заповедник? (ответ детей)

- Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
 Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
И  не губи  его святынь.

……

  Природа нашей планеты быстро изменяется под воздействием человека. Для того чтобы научиться поддерживать экологическое равновесие на Земле, необходимо оставить — для сравнения и изучения — участки неизмененных ландшафтов, где леса, луга, пустыни, степи, воды, растительность и животный мир в целом сохраняются в «чисто природном» виде.

В заповедниках ведется важная научная работа. Здесь работают преимущественно биологи и географы, организуются и комплексные исследования специалистами разных областей науки. Но заповедники не только научные учреждения, их главнейшая задача — сохранение природных комплексов с характерными и часто уникальными сообществами животных и растений.

Заповедники — своеобразная Красная книга природы, здесь биоценозы и отдельные виды сохраняются непосредственно в жизни.

Главная задача научных коллективов самих заповедников — ведение «летописи природы». Для «летописи» ежегодно и для всех сезонов года собираются сведения о состоянии растительности, животного мира и других компонентов природы. Здесь и данные о численности животных, об их сезонных миграциях, урожайности ягод, грибов и пр. Анализ накопленных многочисленных материалов позволяет решать сложные экологические задачи, следить за изменениями, происходящими в природе, составлять прогнозы на будущее.

11. Экология.

Учитель: Повторим , какая же главная задача заповедников? (охрана природы, животных, растений) А как называется профессия людей . которые занимаются охраной природы (Эколог)

Учитель: Экология это большая наука. Экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Вот сегодня вы выполняли задания в разминке.

12. Игра закрепление. Оживи карту.

Учитель: Чтобы закрепить ваши знания, я предлагаю вам игру «Оживи карту»

III. Подведение итогов урока. (оценки , и оценки урока)

Рефлексия:

- Что интересного узнали о родном крае?

Если на уроке у вас все хорошо получилось я  предлагаю выразить свое настроение с помощью смайликов. Если полученные знания были для вас новыми, интересными, если у вас появилось желание больше узнать о родном крае, то прикрепите, выбранный вами смайлик на контур карты нашего округа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»

Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»  Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.

Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...

урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"

Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...

Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)

В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...