Программа факультативного курса для 9 класса "Экономическая география"
рабочая программа по географии (9 класс)
Программа факультативного курса для 9 класса "Экономическая география"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по географии
«Экономическая география» в 9 классе.
Цель программы:
Овладение географическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старших классах, изучения смежных дисциплин, применения знаний в повседневной жизни; подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Задачи программы:
- Углубить имеющиеся знания путем изучения дополнительного материала.
- Закрепить знания, полученные ранее на уроках географии
- Самостоятельно извлекать необходимую информацию из карт атласов и других источников
- Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.
Актуальность и важность курса в том, что он вооружает учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими навыками, способствует реализации углубленного изучения предмета.
Определение места и роли учебного курса.
Материал, включенный в программу, интересен и полезен для учащихся, соответствует их развитию, дополняет и расширяет школьный курс географии.
В основу программы положен системно-деятельностный подход к изучению географии.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Программа составлена с учетом структуры экзаменационной работы по курсу географии и ориентацией на требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Методы работы: предусматривают активное включение учащихся в процесс образовательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Информация о количестве учебных часов.
На изучение курса отводится 35 часов в год, по 1 часу в неделю. В том числе самостоятельных работ – 10 часов.
Данный элективный курс предполагает следующие формы проведения занятий: групповые занятия, в том числе занятия в режиме сетевого взаимодействия; работа в парах; самостоятельная работа; индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая дистанционно во внеурочное время.
Технологии обучения:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии коммуникативного общения;
- игровые технологии;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология работы с одарёнными детьми.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- исследовательская деятельность;
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах различного состава.
Формы контроля: творческие работы, защита презентаций (которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах), тестовые задания, схемы, таблицы, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Планируемые результаты обучения
Ожидаемые результаты:
Курс «Экономическая география» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов;
- повышение учебной мотивации обучающихся;
- сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору;
- ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
- картографические элементы, факты;
- номенклатуру;
- основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
- особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
- определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
- определять различия в поясном времени различных территорий;
- анализировать статистический материал;
- воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
- читать карты различного содержания;
- показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
- описывать географическое положение;
- определять тип объекта согласно классификации;
- сравнивать свойства географических объектов;
- определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Содержание программы курса
№ | Раздел | Кол-во часов | Содержание раздела | Формы организации образовательного процесса | Виды учебной деятельности |
1 | Источники географических знаний | 4 | Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования | Практическое занятие, Комбинированное занятие | Знать наиболее значимые географические объекты, особенности материков и океанов. Знать результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Знать различия плана, глобуса и географических карт. Уметь читать карты различного содержания. Определять координаты объектов. Решать типовые задачи, представленные в частях А, В и С |
2 | Природа Земли и человек | 6 | Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли. | Вводный урок Практическое занятие Конференция Комбинированное занятие | Уметь решать задачи на определение часового пояса, ориентироваться в положении Солнца в разные времена года, понимать зависимость природных процессов и явлений от движения Земли. Отличать климатические пояса, знать их характеристику, уметь работать с климатограммами. Решать типовые задачи, представленные в частях А, В и С |
3 | Материки, океаны, народы и страны | 4 | Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран. | Практическое занятие, Защита проектов, Комбинированное занятие | Знать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли. Различия в хозяйственном освоении разных территорий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран. Уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий. Решать типовые задачи, представленные в частях А, В и С |
4 | Природопользование и геоэкология | 2 | Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | Практическое занятие | Знать классификацию природных ресурсов, особенности их образования и географию распространения различных видов природных ресурсов. Последствия использования природных ресурсов человеком. Экологические проблемы. Решать типовые задачи, представленные в частях А, В и С |
5 География России | |||||
5.1 | Особенности географического положения | 1 | Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природно-хозяйственное районирование России, Россия в современном мире | Практическое занятие | Знать специфику географического положения и особенности природы, природно-хозяйственных зон и районов. Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений разных территорий России. Решать типовые задачи, представленные в частях А, В и С |
5.2 | Природа России | 3 | Практическое занятие, Комбинированное занятие | Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы. Определять на основе источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Читать геологическую карту. Анализировать климатическую карту и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Решать типовые задачи, представленные в частях А, В и С | |
5.3 | Население России | 2 | Практическое занятие, Комбинированное занятие | Знать особенности населения России. Уметь находить информацию, работать с таблицами, статистическим материалом. Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С | |
5.4 | Хозяйство России | 5 | Защита проектов, Практическое занятие, Комбинированное занятие | Знать особенности географического положения и административно-территориального устройства РФ. Особенности ее экономики. Уметь приводить примеры крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций. Экономические связи РФ. Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С | |
5.5 | Природно-хозяйственное районирование России | 4 | Практическое занятие, Защита проектов | Развитие и совершенствование умений: объяснять значение понятий; читать и анализировать комплексные карты географических районов; составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий; отбирать необходимые источники информации для работы; выявлять особенности развития географических районов; показывать на карте состав и границы экономического района, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; перечислять факторы, определяющие ЭГП района. Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С | |
5.6 | Россия в современном мире | 1 | Вводный урок | Развитие и совершенствование умений: читать и анализировать комплексные карты; сопоставлять комплексные географические описания и характеристики территорий; отбирать необходимые для работы источники информации. Решение типовых задач, представленных в частях А, В и С | |
6 | Решение тренировочных работ. Итоговый контроль | 2 | Решение тренировочных работ | Практическое занятие | Выполнение контрольного тестирования Работа над правилами оформления бланков ответов |
7 | Резервный урок | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Источники географических знаний | 1 | 1 нед | |
2 | Географическая карта | 1 | 2 нед | |
3 | План местности | 1 | 3 нед | |
4 | Выдающиеся географические открытия и исследования | 1 | 4 нед | |
5 | Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. | 1 | 5 нед | |
6 | Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. | 1 | 6 нед | |
7 | Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. | 1 | 7 нед | |
8 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | 1 | 8 нед | |
9 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | 1 | 9 нед | |
10 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими биосферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли. | 1 | 10 нед | |
11 | Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. | 1 | 11 нед | |
12 | Население Земли. | 1 | 12 нед | |
13 | Материки. Океаны. | 1 | 13 нед | |
14 | Многообразие стран. | 1 | 14нед | |
15 | Влияние хозяйственной деятельности на природу. | 1 | 15нед | |
16 | Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | 1 | 16нед | |
17 | Особенности географического положения России | 1 | 17нед | |
18 | Рельеф, климат России | 1 | 18нед | |
19 | Внутренние воды России | 1 | 19нед | |
20 | Почвы. Растительный и животный мир. | 1 | 20нед | |
21 | Численность населения. Национальный состав России. | 1 | 21нед | |
22 | Городское и сельское население страны. Миграции населения. Трудовые ресурсы | 1 | 22нед | |
23 | Топливно-энергетический комплекс | 1 | 23нед | |
24 | Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями | 1 | 24нед | |
25 | Химическая промышленность. Лесная промышленность. | 1 | 25нед | |
26 | Машиностроение. Факторы размещения машиностроительных предприятий. | 1 | 26нед | |
27 | Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земледелие. Животноводство. | 1 | 27нед | |
28 | Карантинное занятие. Европейская Россия (Западный макрорегион). Центральная Россия. Европейский Север. Северо-Западный район. | 1 | 28нед | |
29 | Поволжье. Европейский Юг. Урал. | 1 | 29нед | |
30 | Азиатская Россия (Восточный макрорегион). Западная Сибирь. Север Восточной Сибири. | 1 | 30нед | |
31 | Южная Сибирь. Дальний Восток. | 1 | 31нед | |
32 | Россия в современном мире. | 1 | 32нед | |
33 | Решение тренировочных работ | 1 | 33нед | |
34 | Итоговый контроль | 1 | 34нед | |
35 | Резервный урок. | 1 | 35нед |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...
Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...
Программа факультативного курса по географии «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»
Программа факультативного курса по географии «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА»...
Программа факультативного курса по географии «Экосфера – дом, в котором мы живём! »
Изменения, происходящие на нашей планете, требуют отображения их в современном содержании образования. Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным...
Рабочая программа факультативного курса "Медицинская география"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативных занятий по географии, 9 класс...
Рабочая программа факультативного курса по географии «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»
Политическая география мира – факультативный курс для занятий в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)....
Авторская программа факультативного курса по географии «География Костромской области»
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы «География» для учреждений общего среднего образования, утвержденной Министерством образования РФ.Цель...