Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочие программы по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._9_fgos_geografiya_2018.doc | 181.5 КБ |
p.ktp_9_geografiya_docx.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
- Программой основного общего образования по географии. 5-9 классы в соответствии с ФГОС ООО (второго поколения), авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов. - М., Дрофа, 2014 год;
- Основной образовательной программой ООО МБОУ «Байкальская СОШ»;
- Положением о рабочей программе МБОУ «Байкальская СОШ»;
- Учебным планом МБОУ «Байкальская СОШ».
В учебном плане на изучение географии в 9 классе отведено 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основные задачи данного курса
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
- создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности
- развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи
с природными, социально-экономическими факторами;
- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
- раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
- изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
- формирование географического образа своей страны,
представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
- создание образа своего родного края.
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе- учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.
Список интернет- ресурсов
1.http: //http://www.gao.spb.ru/russian/publ-s/hirayama.html
2.http: //http://www.fmm.ru/gallery.htm
3.http: //http://www.mchs.gov.ru/info/individual
4.http: //http://nat-geo.ru/
5.http: //http://www.ocean.ru/
Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития);
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития);
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития);
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом классе являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– определять причины и следствия геоэкологических проблем;
– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
3-я линия развития – использование географических умений:
– прогнозировать особенности развития географических систем;
– прогнозировать изменения в географии деятельности;
– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
Содержание программы
Регионы России (14 часов)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.
Пр.р. № 1 «Сравнительная характеристика великих равнин России».
Пр.р. № 2 «Черты природы Восточной и С. Восточной Сибири».
Европейская Россия (39 часов)
Тема 1. Центральная Россия (11 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Пр.р.№ 3 « Составление ЭГХ Волго-Вятского района».
Пр.р. № 4 «Исследовательская работа с текстом».
Тема 2. Северо-Запад (6 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Пр.р. № 5 « Составление картосхемы эконом связей С-Зап. И Ц. России».
Тема 3. Европейский Север (5ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Пр. р. № 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт».
Пр.р. № 7 « Составление картосхемы Череповец - «Северная Магнитка».
Тема 4. Европейский Юг (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние
на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Тема 5. Поволжье (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Тема 6. Урал (8 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Пр.р.№ 8 «Оценка природных ресурсов Урала».
Азиатская Россия (17 часов)
Тема 7. Сибирь (11 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.
Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Пр.р. № 9 « Сравнительная характеристика Зап. и Вост. Сибири».
Проект «Путешествие по Транссибирской магистрали».
Тема 8. Дальний Восток (5 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Заключение (1 час)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Тематическое планирование
№ урока в теме | Тема урока | |
№ урока | ||
Регионы России (12 часов) | ||
1 | 1 | Введение. Понятие «район», «районирование». |
2 | 2 | Районирование России. |
3 | 3 | Районирование и административно – территориальное деление России. |
4 | 4 | Характеристика географического и экономического районов. |
5 | 5 | Великие равнины России. Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. |
6 | 6 | Пр.р. № 1 «Сравнительная характеристика великих равнин России» |
7 | 7 | Горный каркас России. Урок с использованием ИКТ |
8 | 8 | Мерзлотная Россия. Урок с использованием ИКТ |
9 | 9 | Пр.р. № 2 «Черты природы Восточной и С. Восточной Сибири». |
10 | 10 | Экзотика России. Северный Кавказ и Крым, Д. Восток. |
11 | 11 | Экологическая ситуация и безопасность России. |
12 | 12 | Контрольная работа № 1 по теме: «Регионы России». |
Европейская Россия (36 часов) | ||
Тема 1. Центральная Россия (11 ч) | ||
13 | 1 | Пространство Центральной России. |
14 | 2 | Центральная Россия: особенности природы. |
15 | 3 | Центральная Россия: освоение территории и население. |
16 | 4 | Центральный район: народные промыслы России.. |
17 | 5 | Центральный экономический район: состав, население, хозяйство, проблемы. |
18 | 6 | Москва- столица России и Подмосковье. |
19 | 7 | Волго-Вятский район: природные особенности |
20 | 8 | Пр.р. № 3 « Составление ЭГХ Волго-Вятского района». |
21 | 9 | Центрально-Черноземный район: особенности, хозяйство и проблемы. |
22 | 10 | Пр.р. № 4 «Исследовательская работа с текстом». |
23 | 11 | Контрольная работа № 2 по теме «Центральная Россия». |
Тема 2. Северо-Запад (6 ч) | ||
24 | 1 | Пространство Северо-Запада. |
25 | 2 | Северо-Запад: население и города. |
26 | 3 | Северо-Запад: хозяйство. |
27 | 4 | Санкт-Петербург – вторая столица России. |
28 | 5 | Калининградская область. |
29 | 6 | Пр.р. № 5 « Составление картосхемы эконом связей С-Зап. И Ц. России». |
Тема 3. Европейский Север (5 ч) | ||
30 | 1 | Пространство Европейского Севера. |
31 | 2 | Европейский Север: освоение территории и население. |
32 | 3 | Практическая работа № 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт» |
33 | 4 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. |
34 | 5 | Пр.р. 7 « Составление картосхемы Череповец - «Северная Магнитка». |
Тема 4. Европейский Юг (4ч) | ||
35 | 1 | Пространство Европейского Юга. |
36 | 2 | Европейский Юг: население и города. |
37 | 3 | Европейский Юг: хозяйство и перспективы |
38 | 4 | Европейский Юг - рекреационная зона. |
Тема 5. Поволжье (5 ч) | ||
39 | 1 | Пространство Поволжья. |
40 | 2 | Поволжье: освоение территории, природные условия и ресурсы. |
41 | 3 | Поволжье: население и города. |
42 | 4 | Поволжье: хозяйство. |
43 | 5 | Проблемы Поволжья. |
Тема 6. Урал (8 ч) | ||
44 | 1 | Пространство Урала. |
45 | 2 | Урал: освоение территории и заселение. |
46 | 3 | Урал: население и города. |
47 | 4 | Пр.р.№ 8 «Оценка природных ресурсов Урала». |
48 | 5 | Урал: современное хозяйство. |
49 | 6 | Проблемы развития Урала. |
50 | 7 | Обобщение темы «Европейская Россия» |
51 | 8 | Контрольная работа № 2 по теме «Европейская Россия». |
Азиатская Россия (17 часов) | ||
Тема 7. Сибирь (11 ч) | ||
52 | 1 | Сравнительная характеристика Европейской и Азиатской частей России. |
53 | 2 | Пространство Сибири. |
54 | 3 | Сибирь: освоение территории, население |
55 | 4 | Западная Сибирь: состав, ЭГП, ресурсы. |
56 | 5 | Хозяйство Зап. Сибири. |
57 | 6 | Восточная Сибирь: состав, ЭГП. |
58 | 7 | Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы. Байкал. |
59 | 8 | Восточная Сибирь: хозяйство. |
60 | 9 | Пр.р. № 9 « Сравнительная характеристика Зап. и Вост. Сибири». |
61 | 10 | Норильский промышленный район и БАМ. |
62 | 11 | Проект «Путешествие по Транссибирской магистрали». |
Тема 8. Дальний Восток (7 ч) | ||
63 | 1 | Пространство Дальнего Востока. |
64 | 2 | Дальний Восток: природные условия и ресурсы. |
65 | 3 | Дальний Восток: история освоения и население. |
66 | 4 | Дальний Восток: хозяйство. |
67 | 5 | Контрольная работа № 2 по теме «Азиатская Россия» |
68 | 6 | Заключение. Соседи России. Россия в мире |
Система оценки планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. ответ самостоятельный;
5. наличие неточностей в изложении географического материала;
6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. понимание основных географических взаимосвязей;
10. знание карты и умение ей пользоваться;
11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение | Изучают цели курса | ||
2 | Учимся с «Полярной звездой». Тест № 1 «География России» | Выясняют как организовывать подготовку к экзамену. Находят наиболее эффективный способ подготовки к экзамену. Оценивают свои достижения на предварительном тестировании. Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию. Формируют умения оценивать сои действия и действия одноклассников. Организовывают и планируют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Тестирование. | ||
3 | Районирование России | Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Приводить по картам примеры разных видов районирования. Анализировать диаграмму «Соотношение районов России по территории, населению, объёму промышленного и сельскохозяйственного производства». Выявлять алгоритм характеристики географического района. Наносить на контурную карту границы природных и географических районов. | ||
4 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 1: «Работа с космическими снимками» | Выявляют особенности изображения Земли на космических снимках. Определяют отличие космического снимка от карты. Ищут и отбирают информацию, использовать средства информационных технологий. Находят географические объекты при помощи компьютерных программ. | ||
5 | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины | Выявляют особенности природы: географическое положение, черты сходства и различия геологического строения и рельефа, климата. | ||
6 | Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири. | Систематизируют знания о природных регионах в таблицах. Анализируют схемы высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и Южной Сибири. Выясняют по тематическим картам влияние природных условий и ресурсов на размещение населения на Урале и в Южной Сибири. | ||
7 | Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь | Находят на карте и наносят на контурную карту географические объекты | ||
8 | Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток | Подготавливают и обсуждают презентации об уникальности природных регионов, особо охраняемых территорий. | ||
9 | Экологическая ситуация в России. Практическая работа № 2 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России» | Оценивают экологическую ситуацию в России, различных её регионах и своей местности на основе анализа экологической карты, материалов СМИ. Определяют факторы, влияющие на возникновение экологической ситуации. Характеризуют виды экологических ситуаций. Выявляют сущность и пути решения экологических проблем. | ||
10 | Экологическая безопасность России | Изучают особо охраняемые территории | ||
11 | Учимся с «Полярной звездой». Исследовательская практика № 1 «Как обеспечить экологическую безопасность России» | Анализируют проблему | ||
12 | Обобщение по теме: «Регионы России». Тест | Изучают особенности регионов России. Тестирование. | ||
13 | Контрольная работа № 1 по теме «Регионы России» | Итоговая работа по теме: «Регионы России» | ||
14 | Пространство Центральной России. Практическая работа № 3 «Характеристика экономико-географического положения». Работа над ошибками. | Составляют характеристику экономико-географического положения по плану | ||
15 | Центральная Россия: освоение территории и население. | Изучают заселение Центральной России. Население и города Центральной России. Народные промыслы. | ||
16 | Центральный район | Изучают географическое положение и состав Центрального района. Промышленность и проблемы района | ||
17 | Волго-Вятский район | Изучают состав и географическое положение Волго-Вятского района. Этническое многообразие. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Крупные города | ||
18 | Центрально-Черноземный район | Изучают ЭГП Центрально-Чернозёмного района. Этапы освоения территории. Влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие района. Специализация хозяйства. Население, качество жизни населения. Проблемы района. | ||
19 | Учимся с «Полярной звездой». Исследовательская практика № 2«Создание образа региона на основе текста и карт учебника» | Анализируют текстовый материал | ||
20 | Москва и Подмосковье. | Изучают Москву – столица России. Агломерацию. Функции столичного города. Подмосковье. | ||
21 | Учимся с «Полярной звездой». Дискуссия № 1 по теме: «Рост Москвы – хорошо или плохо» | Участвуют в дискуссии, отстаивают свою позицию, анализируют важные современные проблемы, работают в команде | ||
22 | Тест № 2 по теме: «Центральная Россия». | Выполняют задания ГИА | ||
23 | Пространство Северо-Запада. | Изучают географическое положение Северо-Западного района. Природные условия и ресурсы. Всемирное культурное наследие. | ||
24 | Северо-Запад: «Окно в Европу». | Изучают изменение географического положения района во времени. Изменение роли Новгорода. Макро- и микроположение Санкт-Петербурга. | ||
25 | Северо-Запад: хозяйство | Изучают хозяйство Северо-Запада. Отрасли специализации. Изменение специализации района во времени. Влияние экономических связей на развитие хозяйства. Сельская местность Северо-Запада. | ||
26 | Санкт-Петербург – вторая столица России. Практическая работа № 4 «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей» | Работают с дополнительной литературой и интернет-ресурсам | ||
27 | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 5 «Создание презентации о Санкт-Петербурге» | Создают электронную презентацию | ||
28 | Тест № 3 по теме: «Северо-Запад» | Выполнять задания ГИА | ||
29 | Пространство Европейского Севера. Практическая работа № 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала район | Составляют описание одной из рек по плану. Оценивают обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона. Определяют особенности использования внутренних вод своего региона. Определяют пути охраны и рационального использования водных ресурсов. | ||
30 | Европейский Север: освоение территории и население. Практическая работа № 7 « Составление туристического маршрута» | Систематизируют информацию о преобразовании рек человеком. | ||
31 | Европейский Север: хозяйство и проблемы | Определяют механический состав и структуру почвы, их различие. Выделяют на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности. | ||
32 | Учимся с «Полярной Звездой». Практическая работа № 8 «Составление карты Центральной металлургической базы» | Составляют картосхему с использованием интернет-ресурсов | ||
33 | Тест № 4 по теме: «Европейский Север». | Выявляют основные факторы почвообразования. Определяют по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Наносят на контурную карту основные типы почв России. Определяют почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивают их строение и плодородие по типовым схемам. Наблюдают образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования. | ||
34 | Пространство Северного Кавказа. Практическая работа № 9 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа» | Сопоставляют физическую, тектоническую и экономическую карты. | ||
35 | Северный Кавказ: освоение территории и население. | Изучают многонациональный состав населения Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Многообразие культурных миров. Традиции и обычаи народов Северного Кавказа. Города Северного Кавказа. | ||
36 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | Изучают этапы освоения территории. Отрасли специализации | ||
37 | Учимся с «Полярной звездой». Проект № 1 «Развитие рекреации на Северном Кавказе». | Разрабатывают проект | ||
38 | Тест № 5 по теме: «Северный Кавказ» | Выполняют задания ГИА | ||
39 | Пространство Поволжья. | Изучают состав и географическое положение Поволжья. Природные условия и ресурсы Поволжья. Природные зоны Поволжья. | ||
40 | Поволжье: освоение территории и население | Изучают этапы освоения территории. Особенности народов, населяющих Поволжье. Крупнейшие города Поволжья | ||
41 | Поволжье: хозяйство и проблемы. Практическая работа № 10 «Влияние климата на сельское хозяйство» | Сопоставляют климатическую карту и карту плотности населения. | ||
42 | Учимся с «Полярной звездой». Дискуссия № 2 «Экологические проблемы Поволжья» | Ведут дискуссию по предложенной теме | ||
43 | Тест № 6 по теме: «Поволжье» | Выполняют задания ГИА | ||
44 | Пространство Урала. Практическая работа № 11 «Сравнение природных условий и хозяйства западной и восточной частей Урала» | Формулируют причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составляют схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализируют карту основных центров автомобилестроения. Выявляют по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | ||
45 | Урал: освоение территории и хозяйство. | Изучают металлургическую промышленность. Атомные центры Урала. Отрасли специализации. Проблемы хозяйства Урала | ||
46 | Урал: население и города. | Изучают национальный состав населения Урала. Города Урала и их особенности | ||
47 | Учимся с «Полярной звездой». Исследовательская практика № 3 «Анализ проблем Урала» | Анализируют экологическую ситуацию. | 26.02. | |
48 | Обобщение по теме: «Европейская Россия». Тест | Тестирование | 27.02. | |
49 | Контрольная работа № 2 по теме: «Европейская Россия» | Итоговая работа по теме: «Европейская Россия» | 05.03. | |
50 | Пространство Сибири. Практическая работа № 12 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири» | Сравнивают территории с помощью карт регионы. | 06.03. | |
51 | Сибирь: освоение территории и население | Изучают этапы освоения и заселения территории Сибири. Этническое многообразие Сибири. Экологические проблемы | 12.03. | |
52 | Сибирь: хозяйство | Изучают промышленные и транзитные функции Сибири. Этапы хозяйственного освоения Сибири. Отрасли специализации. Роль Транссиба. Роль Сибири в хозяйстве России. | 13.03. | |
53 | Западная Сибирь – главная топливная база России | Изучают состав и географическое положение Западной Сибири. Главные отрасли специализации Западной Сибири. Крупные города и проблемы Западной Сибири | 19.03. | |
54 | Восточная Сибирь. Практическая работа № 13 «Создание образа Восточной Сибири». | Определяют географическое положение региона и устанавливать отрасли специализации. | 20.03. | |
55 | Учимся с «Полярной звездой». Проект № 2 «Путешествие по Транссибу». | Разрабатывать проект | 02.04. | |
56 | Тест № 7 по теме: «Сибирь» | Выполняют задания ГИА | 03.04. | |
57 | Пространство Дальнего Востока. Практическая работа № 14 «Оценка географического положения Дальнего Востока» | Оценивают особенности природных условий и ресурсов, определять географическое положение района | 09.04. | |
58 | Дальний Восток: освоение территории и население | Изучают этапы освоения территории. Национальный состав населения Дальнего Востока. Половозрастной состав населения. Проблемы населения. | 10.04. | |
59 | Дальний Восток: освоение территории и население | Изучают различия северной и южных частей Дальнего Востока. Особенность городского расселения Дальнего Востока. Население района. Функции городов. | 16.04. | |
60 | Дальний Восток: хозяйство | Изучают экстремальные природные условия Дальнего Востока. Особенности экономики. Отрасли специализации. Проблемы района | 17.04. | |
61 | Учимся с «Полярной звездой». Проект № 3 «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века» | Разрабатывать проект | 23.04. | |
62 | Обобщение по теме: «Азиатская Россия». | Изучают особенности экономики Азиатской России | 24.04. | |
63 | Контрольная работа № 3 по теме: «Азиатская Россия» | Итоговая работа по географии по теме: «Азиатская Россия» | 30.04. | |
64 | Соседи России. | Изучают экономико-географическое положение России. Политико-географическое положение России. Многообразие культурных миров. Границы России | 07.05. | |
65 | Сфера влияния России | Изучают: геополитическое влияние России. Экономическое влияние России. Экономические связи России. | 08.05. | |
66 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа по теме: «География России» | 14.05. | |
67 | Учимся с «Полярной Звездой». Практическая работа № 15 «Защита рефератов о родном крае» | Защищают реферат | 15.05. | |
68 | Повторение по теме: «География России» | Обобщают и систематизируют свои знания | 21.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...